Подводим итоги 2021 года: по традиции критики и авторы крутых телеграм‑каналов о кино и тв по нашей просьбе выбрали самые выдающиеся сериалы уходящего года.
Катерина Фламель
Cinemarticle
В 2021 году, пока кинотеатральный прокат делал те или иные попытки прийти в себя после ограничений пандемии, образовавшиеся пробелы заполнили сериалы. Поэтому хороших и запоминающихся проектов было так много, что выбрать даже тройку любимых — непосильная задача. В своем топе я попыталась собрать максимально разные проекты, чтобы каждый мог найти для себя что‑то подходящее.
Любопытно, что один из лучших сериалов 2021‑го вышел в самом его начале. Новый проект Рассела Т. Дэвида «Это грех», в который шоураннер заложил частичку собственных воспоминаний, рассказывает о начале эпидемии СПИДа в Англии 80‑х. Это сложная и душераздирающая драма о том, что замалчивание проблемы — это не решение, заставит прослезиться даже каменную статую.
Редко встретишь проекты, которые с каждым новым сезоном становятся все гениальнее и драматичнее. Тем ценнее для нас сериал о семье медиамагнатов «Наследники», который в третьем сезоне накалил конфликт между главные героями до состояния атомной бомбы. Своего рода шахматы, где на мате игра не заканчивается, а только начинается.
Детективные сериалы — основа телевидения. А если уж в одном из них согласилась сыграть сама Кейт Уинслет, то обходить стороной проект противозаконно. Объединив в себе составляющие детектива и европейской драмы, «Мейр из Исттауна» сделал из примитивного поиска убийцы историю о реальных людях с реальными проблемами и желаниями.
«Ванда/Вижн» — сериал, который доказал, что проекты Marvel — это не только бесконечное спасение мира и юмор, а психология и настоящее искусство. История супергероини, которая переживает потерю, не просто трогает до глубины души, но показывает, как менялись американские ситкомы последние 70 лет.
Мультипликационные сериалы — то, что я по каким‑то непонятным для себя причинам обхожу стороной. Хорошо, что для «Аркейн» — спин‑оффа игры League of Legends — я сделала исключение. Мало того, что это одна из немногих удачных экранизаций игр, это еще и захватывающая история с нетривиальными персонажами, которая говорит с нами о важности семьи.
Самым меланхоличным и красивым сериалом для меня стала постапокалиптическая драма «Анна» — история о мире без взрослых, которая лихо объединяет жестокие сцены со сказочными и наивными ситуациями, идеально дополненными метафоричными анимационными вставками.
Закончить список хотелось бы чем‑то легким. «Астрологический гид для разбитых сердец» — незамысловатая комедия о девушке в поисках любви, которая идеально завершит вечер любого, кто начинает утро с чтения гороскопа.
Владислав Шуравин
Оревуар, Шошанна!
Если выбирать среди не только новых сериалов, но и долгоиграющих, я лучше предпочту ультимативный вариант в лице старой‑доброй «В Филадельфии всегда солнечно». Давайте будем честны: где еще мы увидим эпизод о шайке тупых и необразованных друзей‑алкоголиков, которые пытаются снять сиквел «Смертельного оружия» так, чтобы не обидеть ни одного либерального зрителя, но каждым своим решением хоронят затею на корню? Это шоу — кладезь абсурдистских зарисовок о современном мире, насквозь пропитанное мизогинным, циничным и неполиткорректным юмором, за который одновременно жутко стыдно и смешно. Новый сезон, разумеется, не отстает. В одной серии товарищи решают уволить многострадальную Ди из бара и заменить ее на мартышку (получается более чем), в другой — разжигают ковидные протесты. Если большинство современных проектов пытается держать руку на пульсе, то «Филадельфия» эту же руку разламывает напополам. Актуальность для нее — лишь повод напомнить, как много аморальных ублюдков и негодяев в мире вокруг. Прописная, но важная истина, которую будет не лишним повторить в наши непростые времена.А вот с новинками все не так просто. «Садоводы» еще выходят, но по первой половине сезона уже могу (а могу ли?) сказать, что ничего более эффектного в 2021 году из сериалов я не видел. Из обычного тру‑крайма сделать жуткое признание в любви кинематографу — задача, скажем так, неочевидная. Какая‑то неправильность, нецельность режиссерского почерка Уилла Шарпа скрывает за собой обыкновенную человечность автора — и этого в свежих проектах до жути не хватало.
Другая сторона медали — «Подземная железная дорога». Тоже очень киноманское, формалистское полотно, только теперь выполненное в стиле эдакой «Одиссеи» о рабстве. Много красивых лиц, хитрых сюжетных поворотов, а самое главное — чистой поэзии. Настоящая многосерийная глыба, которую легко полюбить, но еще сложнее — высидеть до конца. Ну и, наконец, «Шершни» — куда более жанровая и знакомая история. Самолет с командой футболисток разбивается где‑то в лесах Канады и выживший экипаж пытается пережить холод с голодом (спойлер: без каннибализма не обойдется). «Повелитель мух», «Остаться в живых», школьные ромкомы 00‑х — это то, что сразу приходит на ум, когда пытаешься найти истоки здешней чудаковатой эстетики. Смотреть «Шершней» как глубинное исследование травм с каждой серией, по‑моему, все менее интересно, но вот наблюдать за событиями с позиции зрителя кровавого реалити‑шоу — вполне себе рабочий метод. Удивительно, но и из очевидностей можно собрать симпатичный подростковый сурвайвал.
Алексей Филиппов
Тинтина вечно заносит в склепы
В 2021 году у меня было только два союзника — «Сонни бой» и «Необычное такси». Аниме про школьников, застрявших в зияющем Ничто, вмещающем на тысячелетия вперед все их страхи, фантазии и ожидания по поводу взрослой жизни, и аниме про моржа‑бомбилу, которого затягивает в криминальный сюжет с применением твиттера, айдолов, дикобраза‑рифмоплета, комик‑дуэта и не только.Из деяний многосерийного Запада запомнился образцовый триллер «Змей», рассказывающий о рептильной жестокости Чарльза Собраджа на «тропе хиппи» в 1970‑е. Образец эмпатичного тру‑крайма, который не тщится заглянуть в глаза тьме, чтобы прозреть ее в себе. «Смиты из Ультра‑сити» — любопытный кукольный нуар‑мюзикл, такой «Город грехов» Чарли Кауфмана. Ну и второй год подряд камео отдушины исполняет «Чем мы заняты в тени», хотя к третьему сезону вампиры и сами загрузились, стало нам сплиновее.Три великих сериала, которые я (еще) не посмотрел — «Амедиатека», не бей — «Мейр из Исттауна», «Сцены из супружеской жизни» и «Подземная железная дорога».
Саша Амато
Golden Chihuahua
Этот год, несмотря на всю свою меланхоличность, выдался очень богатым на хорошие сериалы. А чем еще заниматься на самоизоляции? Вот пятерка моих фаворитов, о которых я без умолку рассказывал всем своим друзьям и подругам (и проверял, посмотрели ли они все по моей рекомендации, как настоящий назойливый друг‑сериальщик).
Уже никто не надеялся, что мы увидим триумфальное возвращение Декса на экраны — Майкл Си Холл немного охладел к проекту, да и время уже не то… Однако «Зимний Декстер» оказался свежим, крепко слатанным и по‑настоящему кровожадным — таким, каким мы его любим. Несмотря на то, что сериал явно сделан для более молодой аудитории (некоторые эпизоды почти полностью посвящены перипетиям школьной жизни сына главного героя), «Новая кровь» продолжает крепко держать внимание.
«Уборщица. История матери‑одиночки».
Душераздирающая история про социальное неравенство, нищету и страдания в современной Америке с Маргарет Куэлли — звучит максимально весело, правда? Несмотря на все вышеперечисленное, сериал ни на минуту не теряет чувства юмора и не поддается сентиментальности. История Алекс Расселл цепляет с первых кадров и не отпускает до самого конца.
Черная комедия? Притча? Спектакль‑буффонада? На самом деле, «Лотос» — это все вместе, а хлеба можно не давать. Если бы Теккерей жил в наше время, он бы обязательно снял что‑то подобное. Сериал «держат», прежде всего, актеры: гениальная Дженнифер Кулидж в роли истеричной богатейки, пытающейся оправиться после смерти матери — персонаж, который останется с вами надолго. «Лотос» породил уже сотню мемов, а новый сезон, не сомневаюсь, породит еще больше. Только не ставьте все эпизоды подряд вашей бабушке.
Несмотря на неоднозначную оценку зрителей и критиков и отсутствие Саманты, все бросились смотреть продолжение «Секса в большом городе», как только оно вышло. За спойлеры в социальных сетях друзей подвергали остракизму, за скриншоты — сразу удаляли из своей ленты. Кэрри с подругами живут в совершенно чуждом для себя прекрасном новом мире, и пытаются бороться с ним по‑старому. Получается у них это или нет — пока не очень понятно, но посмотреть все равно стоит. Как же не посмотреть сиквел сериала, с которым ты жил всю юность?
«Чем мы заняты в тени»
Что ни говори, а я очень люблю фильмы про вампиров. «Дракулу» Копполы пересматривал раз пять, несмотря на ужасную актерскую игру и акцент Киану Ривза, а история группы неудачливых вампиров из современной Америки запала мне в душу с первых кадров. Невозможно не любить этих героев и их злоключения, а когда на финальных титрах последнего эпизода звучит запись голоса Берроуза, становится понятно — это снимали прямо для тебя. Если еще не причастились этой кровавой комедией — очень рекомендую!
Анна Филиппова
Дама с урановым колье
«Импичмент: Американская история преступлений»
У меня есть краткое резюме для третьего сезона «Американской истории преступлений»: as good as it gets. Впервые за долгое время я смотрела сериал не бинджем, а серия за серией, — причем именно в тот день, когда она выходила, отложив все дела. Это премиальный жанровый entertainment, «Карточный домик» без макабра и политическая драма без обычной затянутости и предсказуемости процедурала.
Блестящая Сара Полсон — интересно, есть вообще что‑то, что не входит в ее актерский диапазон? И, на мой взгляд, чрезвычайно удачный кастинг Бини Фелдштейн (звезды фильма «Образование» Оливии Уайлд), которой досталась здесь архисложная драматическая роль. Ну и, конечно, жизнь как всегда имитирует искусство: одним из продюсеров сериала была настоящая Моника Левински, которая двадцать лет спустя пусть и выглядит победительницей, но на самом деле является всего лишь выжившей, survivor, пронесшей травму всенародного унижения и травли через всю жизнь.
«Искусство звука с Марком Ронсоном»
Мини‑сериал для аудиофилов. Конечно, придется потерпеть очередной сеанс самолюбования от Марка Ронсона (который он, впрочем, вполне заслужил). Зато эти несколько получасовых серий с легкостью заменяют собой платный мастер‑класс от американских саунд‑продюсеров за пару сотен долларов. Ронсон разбирает любимые звуковые эффекты, — от реверберации до автотюна, — и то, как он работает с ними. Отдельно стоит отметить операторскую работу, которая воздает должное эротизму музыкальных инструментов, звукового оборудования и аппаратных: происходящее на экране порой вызывает чувство, граничащее с физическим возбуждением.
Трехсерийный документальный фильм, снятый американкой, выросшей в семье из двух матерей (то есть лесбийской пары, — у авторки дока еще есть сестра, матерью которой является вторая партнерка). В какой‑то момент частью «расширенной семьи» решил стать отец режиссерки, который еще до ее рождения согласился остаться анонимным. Желание все больше и больше вторгаться в жизнь дочери, а с ней и чужой семьи, привело его к безумной идее отсудить у ее матери родительские права: несколько лет и миллионов долларов спустя судебный процесс все‑таки закончился. Восторжествовала справедливость и рок (как именно, не уточню, потому что будет спойлером).