Зои Листер Джонс: «Сложнее всего было режиссировать голой во время постельных сцен»
Интервью с главной звездой сериала «Сдвиг».
Мэй в браке уже 13 лет, и этот брак работает, но былых чувств с мужем давно нет. Кажется, что жизнь так и будет оставаться стабильной и посредственной, но вселенная дает Мэй шанс начать все сначала — да еще и несколько раз подряд. Девушка начинает перемещаться между альтернативными версиями своей жизни, пытаясь найти способ вернуться к своему партнеру, а главное — найти себя.
Зои Листер Джонс — американская актриса и драматург. Ее режиссерским дебютом стал фильм «Группа „Лейкопластырь“» о паре, которая пытается спасти брак с помощью создания собственной музыкальной группы. «Сдвиг» — целиком и полностью ее проект: во время изоляции она написала сценарий, стала режиссером всех серий и снялась в главной роли.
В интервью журналу Script Листер Джонс рассказала о том, как писала сценарий в изоляции, как актерский опыт помогает ей в режиссуре, а также дала советы о том, как артистам найти свой уникальный голос.
— Как у тебя появилась идея сериала?
Чаще всего я делаю дневниковые заметки. Я написала все семь серий во время карантина, когда погрузилась в глубокие экзистенциальные размышления [смеется]. Изоляция заставила нас всех задуматься: а как я на самом деле представляю себе идеальную жизнь? Еще многие предались ностальгии: вспомнили тех, с кем больше не общаются, переосмыслили жизненные выборы. Все эти темы вплелись в сюжет сериала.Меня также очень интересует исследование женской сексуальности, я попыталась представить, как пробуждение чувственности выглядело бы в мультивселенной. Погружение в фантазии, предание эскапизму — это всегда заманчиво. Но при этом я хотела, чтобы сюжет твердо стоял на ногах, а не витал в облаках, поэтому старалась совместить фантазийное с обыденным.
— Как ты настраивалась на процесс режиссуры, чем вдохновлялась? Создавала ли мудборды?
Я не создавала мудборды, когда писала, но у меня в голове возникали почти готовые кадры — в этом прелесть состояния, когда ты можешь быть одновременно сценаристом и режиссером. Мы с оператором Дэниэлом Грантом отсняли все за 36 дней — полное безумие. Даже расписать план съемок для 250 страниц текста было огромным трудом. Плюс обычно на телевидении один человек не снимает все эпизоды сезона, а на проект приглашают разных режиссеров. Именно поэтому мне пригодились визуальный словарь и видение, которое я уже определила во время создания сценария. Ну и я хотела, чтобы этот проект стал для меня режиссерским вызовом, заставил меня расширить арсенал уже имеющихся приемов.
— С первого взгляда заметно, что вы славно повеселились, выбирая операторские решения и декорации. У каждого из твоих персонажей есть яркая индивидуальность, от манеры поведения до голоса. Как тебе удалось запечатлеть эти отличительные черты в сценарии?
Я слышу голоса [смеется]. Нет, правда, большую часть времени я разговариваю сама с собой. Но есть что‑то особенное в том, чтобы при написании текста подключаться к бессознательному, это одна из любимых составляющих моей работы. Я стараюсь как можно более четко прописывать голоса героев, к этому подталкивает и сам нарратив, учитывая, сколько в нем переплетено миров и персонажей с самыми разными историями. Из‑за того, что я писала это в изоляции, все эти герои стали моими друзьями и любовниками, у нас образовался классный союз.
Каждому режиссеру стоит попробовать себя в актерстве.
— Помогает ли в написании персонажей твой опыт как актрисы? Обладание одновременно актерскими и режиссерскими навыками звучит как суперсила.
Да, я тоже считаю, что это отличное сочетание, особенно когда одновременно снимаешься и снимаешь, — очень круто направлять других актеров прямо из кадра. У актеров действительно есть отдельные режиссерские навыки, потому что мы были по ту сторону камеры. Каждому режиссеру стоит попробовать себя в актерстве, чтобы прочувствовать на себе связанные с этим сложности.
Сложнее, но и круче всего было режиссировать голой во время съемок сексуальных сцен. Полное безумие, но на площадке царила поддерживающая и уважительная атмосфера, я чувствовала себя в полной безопасности. Многое зависит от команды: мне очень повезло, они очень облегчили мою жизнь.
— Не буду спойлерить, но в сериале есть сцена с черным ящиком, где ты играешь одинаковых персонажей. Чувствуется, что этот эпизод — один из основополагающих в сериале: он затрагивает и тему того, что ощущение дома всегда должно быть с тобой, и ожидания от того, какой должна быть женщина. Как тебе удалось отыскать этот черный ящик у себя в голове?
Главная тема всего сериала в итоге — поиск безопасного места внутри самого себя. На протяжении всех перипетий Мэй пытается ухватиться за людей вокруг, за все эти жизни, чтобы найти себя. И тот сон ставит ее перед фактом: ответы можно найти только внутри. Мне самой еще предстоит много отыскать. Я специально интегрирую это в свою работу, чтобы передо мной стояла какая‑то конкретная цель.
Для меня как зрителя всегда потрясающе что-то смотреть и понимать: ох, как давно я хотела выразить эту мысль, но не могла подобрать слов.
— Нам всем бы не помешал опыт, через который проходит Мэй. В каждую серию ты поместила определенные повторяющиеся детали: от возвращающихся персонажей до тотема. Какой цели служат эти константы?
Одним из преимуществ того, что я единолично написала весь сериал в карантине, была возможность дойти до шестого эпизода и решить: ага, я хочу вплести в повествование тотем. Так что я специально не продумывала этот концепт, он появился как одна из идей, которую хотелось реализовать. Свобода заключалась и в том, что я вставила пятый эпизод уже после написания шестого, потом еще один…
И мне точно было ясно, что лучшая подруга Мэй, Джина, должна появляться в каждом эпизоде, потому что мне хотелось, чтобы посреди всего этого безумия была женская дружба. Каждому хочется иметь такой якорь, за который всегда можно зацепиться.
Еще меня увлекла идея собрать каст актеров, которые раз за разом возвращались бы в разных ролях. Получилась классная мультивселенная, в которой актерам было интересно работать, а зрителям — искать пасхалки.
— Это действительно круто. Тем, кто давно следил за твоим творчеством на ТВ, в независимых фильмах, как актрисы, сценаристки, режиссера, радостно видеть то, как ты растешь и развиваешься. Можешь ли ты дать какой‑то совет артистам, которые все еще ищут свою нишу, свой уникальный голос?
Конечно, ответ «пиши о том, что знаешь» покажется банальным, но думаю, истории, которые ты планируешь рассказывать, должны сразу ощущаться как родные. Если размышлять по принципу «а на что мне дадут денег» или «что хотят видеть люди», то свой голос найти не получится. Это ловушка. Нужно найти историю, которой непременно нужно поделиться, даже если просто ответ на какой‑то вопрос из собственной жизни. Мне кажется, это намного проще, чем люди себе представляют. А потом надо постараться найти необычный способ рассказать эту историю, который бы ощущался как новаторский.
Даже если пишешь о том, что знаешь, есть шанс расширить границы жанра или хотя бы добавить что‑то новое. Например, в «Группе „Лейкопластырь“», моем режиссерском дебюте, мне было интересно изучить, как ссорятся пары, но при этом хотелось петь песни [смеется]. А потом к главной идее можно намешивать другие интересные направления — исследование сексуальности, научная фантастика, что угодно.
Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мое творчество помогало людям ощущать себя менее одинокими.
— Да, думаю, люди откликаются именно на искренность.
Да, из‑за того, что ты решаешь обсуждать вещи, о которых всем говорить страшно. Для меня как зрителя всегда потрясающе что‑то смотреть и понимать: ох, как давно я хотела выразить эту мысль, но не могла подобрать слов.
Да, абсолютно. Я очень изменилась за последние годы, кажется, мы все прошли через стремительную эволюцию. Даже во время съемок последней серии я немного изменила финальный монолог. В этом прелесть работы с полностью своим материалом: всегда можно в моменте актуализировать твои мысли.
Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мое творчество помогало людям ощущать себя менее одинокими. Я часто чувствую себя такой, поэтому и пишу об этом. Многие вопросы, которые меня волнуют, так или иначе связаны с ментальным здоровьем, тревожностью, депрессией. Очень легко потеряться в заблуждении, что ты одинок в состоянии изоляции и подавленности. Надеюсь, люди смогут увидеть себя в моих героях, от души посмеяться и немного разгрузиться.
— Были ли у тебя при постпродакшне или при просмотре собственного сериала мысли вроде «ох, это задумывалось по‑другому» или «ага, это я и хотела уловить»?
Да, абсолютно. Я очень изменилась за последние годы, кажется, мы все прошли через стремительную эволюцию. Даже во время съемок последней серии я немного изменила финальный монолог. В этом прелесть работы с полностью своим материалом: всегда можно в моменте актуализировать твои мысли.
— Как думаешь, что зрители вынесут из твоего сериала?
Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мое творчество помогало людям ощущать себя менее одинокими. Я часто чувствую себя такой, поэтому и пишу об этом. Многие вопросы, которые меня волнуют, так или иначе связаны с ментальным здоровьем, тревожностью, депрессией. Очень легко потеряться в заблуждении, что ты одинок в состоянии изоляции и подавленности. Надеюсь, люди смогут увидеть себя в моих героях, от души посмеяться и немного разгрузиться.