На прошедшей 5 января в Лос‑Анджелесе церемонии вручения премии «Золотой глобус‑2025» прославленная актриса Джоди Фостер («Таксист», «Молчание ягнят», «Комната страха») получила уже пятую по счету статуэтку с земным шаром для своей коллекции наград – на этот раз в номинации «Лучшая актриса в мини‑сериале или телефильме» за роль сотрудницы полиции Лиз Дэнверс в четвертом сезоне «Настоящего детектива» с подзаголовком «Страна ночи».
Специально для нашего блога журналистка Юлия Лоло незадолго до «Золотого глобуса» встретилась с Джоди Фостер, ставшей сопродюсером сериала, а также его режиссером и шоураннером Иссой Лопес, чтобы поговорить о съемках проекта в суровых условиях Исландии и Аляски, отличии нового сезона от предыдущих, о работе в кадре с непрофессиональной актрисой и экс‑спортсменкой Кейли Рис, а еще о том, чем отличается создание сериала от полнометражного кино.
Об отличии нового сезона от предыдущих
Исса Лопес: Должна сказать, что мы старались сохранить общую тональность проекта. Когда мы с Ником Пиццолатто (создатель и шоураннер первых трех сезонов «Настоящего детектива», ставший теперь его исполнительным продюсером – прим. ред.) начали обсуждать наше сотрудничество, первым вопросом было, что я могу привнести в этот сериал. Разумеется, у меня в тот момент не было ни единой мысли по этому вопросу, но я ответила, что у меня есть пара творческих идей (смеется).
Я вернулась домой и стала думать. Точнее, вернулась я не домой, потому что тогда мы всё еще находились в эпицентре пандемии, я перешла в спальню из гостиной и начала размышлять о том, что объединяет все предыдущие сезоны «Настоящего детектива», чем же этот проект так цепляет своего зрителя. И я поняла, что дело в атмосфере, некой готике южных штатов.
Помимо двух абсолютно разных главных героев, в сериале незримо присутствует третий персонаж – бесконечный ландшафт, в котором может произойти всё что угодно. И я решила сохранить эту структуру, но перенесла действие на Аляску, которую мы не так часто видим на экране, к тому же детективы из главных героев проекта превратились в главных героинь.
О формате антологии и эпохе стримингов
Исса Лопез: Для меня антология – идеальный формат, который позволяет рассказать ту или иную историю, несмотря на то, что до «Настоящего детектива» я снимала в основном полный метр, да и вообще я адепт большого кино. Но многосерийный формат позволяет создать на экране совершенно иной масштаб с точки зрения канвы повествования. А степень погружения в того или иного персонажа и их детализация, которые возможны только в многосерийных проектах, и вовсе ни с чем не сопоставимы.
Как режиссер, ты получаешь возможность рассказать свою историю в том ритме, в каком ты себе ее представляешь, не ограничивая себя требованием соблюсти определенный хронометраж. Это настоящая роскошь! Я даже не представляла себе раньше, что могу снять десять эпизодов, ведь я настоящий контрол‑фрик (смеется), но я бы с огромным удовольствием повторила этот опыт.
Сначала я обманывала себя, думая, что съемки сериала ничем не отличаются от съемок кино, но на самом деле телевизионный формат – это отдельный мир, в котором шедевры создаются с огромным уважением и любовью к контенту.
Джоди Фостер: Я очень люблю этот сериал. Не могу сказать, что с «Настоящего детектива» от HBO началась эпоха стримингов, но именно с него начался этап моей зависимости от них (смеется). Последние десятилетия я обитала в мире полнометражного кино, но мы сейчас живем в удивительные времена с точки зрения истории кинематографа, когда истинный нарратив можно найти только на стриминг‑платформах.
Этот формат позволяет актеру максимально глубоко погрузиться в мир своего героя, не становясь невольным заложником жанра проекта. К тому же многосерийный формат позволяет дать голос множеству разных персонажей, в отличие от того, к чему мы привыкли в случае с фильмами. И я была невероятно рада возможности сыграть главную роль и выступить одним из сопродюсеров нового сезона.
Мне было очень приятно работать с Иссой Лопес, можно сказать, моя мечта исполнилась. Она мой любимый режиссер из всех, с кем мне довелось работать.
Исса Лопес: Вы даже не представляете, сколько денег мне пришлось заплатить, чтобы Джоди это сказала (смеется).
Джоди Фостер: Если серьезно, то я думаю, нашу встречу с Иссой можно назвать судьбоносной. Редко выпадает возможность тандема с режиссером, который настолько тебя понимает и оценивает твой актерский потенциал. Это чувство возникло у меня с самой первой встречи.
До нашего знакомства я слышала об Иссе, даже видела один из ее фильмов, но до нашей личной встречи я не была до конца уверена в том, что я соглашусь на участие в этом проекте, несмотря на то, что мне очень нравится «Настоящий детектив». Кажется, я даже наговорила тогда много лишнего (смеется). Но я была приятно удивлена тем, что в сценарии Иссы появились замечательные новые героини. Это превзошло все мои ожидания. Мне было интересно, как моя героиня Лиз Дэнверс поддерживает свою напарницу Эванджелин Наварро (ее играет Кейли Рис – прим. ред.) в расследовании.
Я в кино уже пятьдесят восемь лет, и это было фантастическое путешествие. Есть роли, которые мне не хотелось бы повторять, есть истории, которые уже не раз рассказывали до меня. Тем не менее я приятно удивлена, что в свои годы я абсолютно счастлива в творческом смысле. Я рада, что могу привнести весь тот опыт, что я приобрела в профессии, в новый проект и поделиться им с командой.
Признаюсь, мне куда больше нравится быть частью команды, чем работать самой по себе. Я люблю наблюдать за сильными сторонами других актеров. После того как я достигла всего, чего могла в этой профессии, мой подход к ней изменился. Сейчас я предпочитаю концентрироваться на том, что доставляет мне удовольствие, даже если это что‑то очень небольшое.
О главных героинях
Исса Лопес: Изначально в моем сценарии были две главные героини. Одна из них была по‑настоящему крутой, а вторая, ее как раз и играет Джоди, на грани нервного срыва, в общем, абсолютные противоположности друг друга. Но когда мы встретились с Джоди, она сказала, что ей все очень нравится, но тем не менее она не видит себя в этой роли. И когда я спросила ее, почему, она ответила: «Просто мне нравятся сильные женщины».
Конечно, мне совсем не хотелось вносить изменения в сценарий, но Джоди очень подробно описала мне все недостатки ее героини. И когда я выслушала ее, я спросила: «Так ты хочешь, чтобы она тоже была крутой?» И Джоди ответила утвердительно. Мне эта идея понравилась, и я сразу поняла, как это можно сделать. В итоге Лиз Дэнверс в исполнении Джоди Фостер стала крутым детективом, в сердце которой живет надежда (смеется). Соответственно, героиня Эванджелин Наварро тоже должна была измениться, ее характер стал глубже и душевнее.
О работе с Кейли Рис
Джоди Фостер: Меня поразило ее упорство! Она говорит, что это качество развилось в ней благодаря спорту (до того, как Кейли Рис стала актрисой, она сделала блестящую карьеру в профессиональном боксе – прим. ред.), но мне кажется, что это ее сильная сторона: она не боится повторять одно и то же снова и снова до тех пор, пока не сделает это идеально. Более того, она обладает невероятной самодисциплиной.
О съемках в Исландии
Исса Лопес: Я родом из Мексики, так что можете себе представить, что я к этому была совершенно не готова (смеется). Иногда я думаю, что перенести действие сериала в арктические широты было немного дерзким решением, но, к счастью, это мое пожелание было исполнено. Я абсолютно влюблена в Исландию, благодаря этим съемкам я даже полюбила холод.
Мы были настолько погружены в природу, ее присутствие незримо ощущалось во всём — от изображения до звука. Мы бы никогда не смогли добиться такой аутентичности, если бы снимали в павильоне. То, что мы снимали буквально во льдах, было очень важно для нашей истории. К тому же в Исландии невероятно вкусная кухня!
Джоди Фостер: Нам пришлось столкнуться с рядом сложностей. Мы снимали в условиях полярной ночи, было всё время темно, а температура порой доходила до минус 23 градусов по Цельсию, но боги, как говорится, были на нашей стороне (смеется). Мы с Кейли специально летали на Аляску! При всей любви к Исландии Аляска – это совершенно иной мир, где ты испытываешь полное единение с дикой природой.
К тому же не стоит забывать об элементе выживания и той боли, которая ему сопутствует. Невозможно представить, какое количество людей погибло в северной Арктике, в той же Гренландии просто потому, что не знали, как выживать в таких условиях. Нам приходилось заранее продумывать всё до мельчайших деталей. Представьте, что, если у вас там сломается машина или раньше времени закончится бензин? Это запросто может иметь летальный исход! Думаю, что некоторые люди так сильно любят эти места именно из‑за такого уровня риска.
Исса Лопес: Мне кажется, важно вернуться к самой идее Аляски, потому что она сильно отличается от всего того, что мы видели в предыдущих сезонах «Настоящего детектива». Когда я начинала работать над проектом, я очень мало знала об Аляске, и я поставила перед собой задачу собрать максимально возможную информацию об этой местности.
Я не могла туда полететь из‑за пандемии, но у меня был такой мощный инструмент, как соцсети. Я изучала посты местных жителей, к тому же я всё время слушала местные радиостанции. И к тому моменту, когда у меня наконец‑то появилась возможность совершить поездку на Аляску, я немедленно туда отправилась. Мне хотелось самой понять, как там живут люди, что такое океан во льдах, чтобы максимально достоверно интегрировать это в сценарий.
Более того, в съемках в Исландии жителей Аляски играли реальные жители Аляски, мы их специально привезли туда. Так что можно назвать этот сезон «Настоящего детектива» одой любви к Аляске.
Джоди Фостер: И не забывайте, как прекрасны замерзшие озера!
О том, могла бы Фостер стать настоящим детективом
Джоди Фостер: Ох, я была бы очень плохим детективом! Я вообще ничего не замечаю, вы можете переодеть футболку или приклеить усы, я даже не обращу на это внимание (смеется).