В начале августа в Амедиатеке появился сериал «Марокканская мафия» — это криминальная сага о жестоком мире амстердамской преступности. Сюжет рассказывает о противостоянии двух противоборствующих банд: одной «заведует» Романо и его сообщник Карандаш, а второй Папа — некогда их приятель. В происходящем также пытается разобраться журналист Рейне де Ваард.
Это не адреналиновый боевик, а строгая и реалистичная драма о неприглядной жизни нидерландских бандитов. Вот еще пять причин, почему стоит посмотреть «Марокканскую мафию» — сериал, который объединяет агрессивную историю о наркокартелях с холодным журналистским триллером.
Приземленный криминал
«Марокканская мафия» рассказывает об амстердамской преступности сразу с нескольких ракурсов: мы узнаем истории и лидеров воинствующих группировок, и мелкой шпаны, а также журналиста, который когда‑то прославился книгой о нидерландском криминале. Последний в пилотной же серии обрисовывает репортеру‑стажеру — а с ним и зрителю — правила игры. Речь пойдет не о противостоянии киношных бандитов, все знания о мафии из «Крестного отца» стоит убрать подальше. В реальности дела обстоят намного более буднично и методично.
В сериале вы не увидите много перестрелок и ярких погонь. Криминальные дела в амстердамском подполье решаются преимущественно в донер‑забегаловках и душных квартирах над кофешопами. Герои чаще разговаривают, чем дерутся. Но зато каждый выстрел и каждый удар точно чего‑то стоят. К тому же такая приземленность делает историю лишь напряженной и жуткой. Веришь, что подобные кровавые противостояния могут происходить прямо за окном — просто на них до поры до времени никто не обращает внимания. Заодно шоу вкратце объясняет и причины бандитизма: в начале серий зрителю порой дают небольшие сноски об истории иммиграции в Нидерланды и о том, почему потомки переселенцев оказываются вынуждены искать нелегальный заработок.
Южная страсть и северная выдержка
«Марокканская мафия» показывает колоритный мир нидерландской преступности, где уживаются — или, скорее, не очень уживаются — марокканцы, суринамцы, турки, голландцы, ирландцы, боснийцы и много кто еще. Это мультикультурная, разношерстная вселенная мигрантов и изгоев, сражающихся за тесное место под солнцем.
Стиль сериала подчеркивает его национальную эклектику. С одной стороны, «Марокканская мафия» напоминает шоу о латиноамериканских картелях — жестокие, злые, страстные. С другой — его отличает чуть ли не скандинавская холодная расчетливость. Заметно это и визуально. Сцены с Романо и Папой часто сняты в броских неоновых цветах. А вот сюжетная линия журналиста Рейна де Ваарда — в приглушенных морозных оттенках.
В сериале нет хороших и плохих
В первых сериях авторы преимущественно рассказывают об одной стороне конфликта — банде Романо. Мы узнаем, как на них напали люди конкурирующей группировки Папы и как убили будущую жену одного из друзей Романо — Карандаша. Казалось бы, очевидно, на чьей стороне должна быть симпатия зрителя: одна сторона показана однозначными агрессорами и убийцами. Но не так всё просто. Проходит всего пару эпизодов, и вот мы уже наблюдаем намного более сложную картину. Оказывается, что убитая девушка была когда‑то и романтическим интересом Папы, а сам он всё больше кажется жертвой обстоятельств. Непонятым человеком, который хотел получить уважение друзей. Впрочем, и это мнение не задержится надолго — сформулировать характеры героев в паре предложений так просто не получится.
Создатели «Марокканской мафии» специально не занимают сторон в конфликте преступников. Каждые несколько серий мнение о героях может полностью меняться: одни и те же персонажи предстают то ужасными монстрами, то чуть ли не трагическими героями. Никакого добра и зла в сериале быть не может — все персонажи‑бандиты одинаково расчетливы и холодны, из‑за всех них погибают обычные невинные люди. Неслучайно один из центральных героев — журналист. Ведь сами авторы тоже подходят к истории с чисто профессиональной холодностью: показывают проклятый мир, где человеческая жизнь ничего не стоит, а границы хорошего и плохого не то что размыты. Об их существовании уже давно никто не помнит.
Создатели не боятся шокировать
Следуя по стопам известных криминальных сериалов вроде «Сопрано» и «Подпольной империи», авторы «Марокканской мафии» не стесняются детально показывать развратный и жестокий мир амстердамского андерграунда. Камера тут не отворачивается от героев во время откровенных постельных сцен, а секс и запрещенные вещества часто оказываются важнейшими мотиваторами для действий преступников. Но есть у сериала и другой способ шокировать — даже самые важные герои тут совсем не бессмертны.
Вы никогда не угадаете, кто из центральных персонажей доживет до последующих сезонов, а кто уйдет на покой после очередной бандитской многоходовочки (похоже на принципы «Игры престолов», не так ли?). Не жалеют авторы ни преступников, ни журналистов, ни полицейских, ни кого‑либо еще из многочисленной когорты местных героев. Это, во‑первых, заставляет по‑настоящему переживать за симпатичных вам персонажей (если такие найдутся) — ведь сюжетной брони создатели никому не дали. Во‑вторых, в очередной раз подчеркивает беспощадность преступного мира. Здесь никто не живет — здесь только выживают.
Масштабный криминальный эпик
На место каждого погибшего тут приходит еще несколько новых людей, а конфликт быстро разрастается за пределы той самой марокканской мафии. Не успеешь оглянуться — и вот уже в разборках участвуют турецкие, колумбийские и ирландские банды, а также старая нидерландская мафия. Сюжетные линии одних героев подходят к логическому финалу — тут же появляются следующие, не менее любопытные.
Так «Марокканской мафии» удается держаться на длинной дистанции. Но еще структура чуть ли не криминальной мыльной оперы хорошо вписывается в тематику шоу. Сериал в том числе рассказывает о бесконечном и бессмысленном круговороте насилия. И разрастающийся актерский состав прекрасно дополняет мысль: сколько бы ни сражались за власть и сколько бы противников ни убили, на их место всегда придет кто‑то еще. Кровавая сансара никогда не останавливается.