26 ноября в Амедиатеке стартовал показ сериала Дэвида Э. Келли «Отыграть назад» (The Undoing). Это психологическая драма об убийстве, распадающейся семье и нравах богатых обитателей Верхнего Ист‑Сайда, где Николь Кидман и Хью Грант сыграли одни из лучших своих ролей.
Рассказываем о нем подробнее.
Творческая команда
Новый сериал тандема шоураннера Дэвида Э. Келли и Николь Кидман ждали с удвоенным интересом, особенно после успеха «Большой маленькой лжи», где актриса сыграла привилегированную женщину, мир которой рушится вместе с ее токсичным браком. В «Отыграть назад» Кидман блистает (и это не преувеличение!) уже не в ансамбле других выдающихся актрис, а соло. Ее героиня поначалу предстает в окружении любящей семьи и заботливых подруг, но все это оказывается фикцией, и биться с озверевшей в одночасье враждебной действительностью ей придется один на один, когда ее героиня поневоле окажется в центре скандала с убийством.
Дэвид Э. Келли — муж голливудской звезды Мишель Пфайфер, с которой после двух проектов, снятых еще в 90‑е они больше не работают вместе (исключительно ради мира и спокойствия в семье). Он профессиональный юрист, который когда‑то держал в Бостоне адвокатскую контору, но выбрал в итоге карьеру сценариста и сделал себе имя на юридических драмах. Судебные процедуралы «Закон Лос‑Анджелеса», «Практика», «Эли Макбил», в создании которых принимал участие Келли в 90‑е годы, пользовались успехом у критики и публики, но в нулевые его карьера забуксовала.
Она возродилась в 2016 году, когда Amazon запустил в работу новый сериал Келли «Голиаф», где Билли Боб Торнтон сыграл опустившегося юриста, который целыми днями зависал у стойки бара, пока ему не подвернулось любопытное дело. Дальше — больше: Келли создал исключительно удачную адаптацию для ТВ романа Стивена Кинга «Мистер Мерседес» с Бренданом Глисоном. И, наконец, «Большую маленькую ложь» для HBO —мини‑сериал с законченным сюжетом, который не предполагал продолжения, но был так тепло принят публикой, что обзавелся вторым сезоном с участием Мэрил Стрип. «Отыграть назад» тоже в какой‑то степени наследует темы и идеи «Большой маленькой лжи», описывая тот же круг беззаботных обладателей солидных банковских счетов, до поры не знавших проблем.
Срежиссировала сериал Келли мастеровитая датчанка Сюзанна Бир, десять лет работающая в Голливуде после того, как ее семейная драма «Месть» получила «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В ее послужном списке есть и работы для малого экрана. Это постапокалиптическая драма «Птичий короб» для Netflix, которая в какой‑то момент обошла по количеству просмотров популярнейшее шоу «Очень странные дела», и экранизация шпионского триллера Джона Ле Карре «Ночной администратор» с Хью Лори и Томом Хиддлстоном, тоже ставшая хитом.
Детектив
«Отыграть назад» — экранизация бестселлера Джин Ханфф Корелиц «Ты должна была знать» (2014) о том, как психотерапевт Грейс Фрейзер пишет основанную на своем опыте консультирования книгу, где советует читательницам не доверять токсичным мужьям. Мол, если он изменил однажды — не верьте его льстивым задабриваниям, а если что‑то от вас скрывает, то не обольщайтесь, что это ради сохранения семьи. В сериале Келли героиня Кидман не нуждается в лишнем заработке и популярности и никаких книг не пишет. Ее жизнь и без того — воплощение успеха и стабильности.
Муж Джонатан (Грант) — знаменитый детский доктор, онколог с мировым именем, услуги которого стоят недешево. Сама она консультирует семейные пары в кризисе, кажется, исключительно ради удовольствия от самореализации, поскольку финансовое положение ее семьи более чем стабильно (так, по крайней мере, кажется поначалу). Преданный муж, смышленый сынишка, посещающий престижную школу (стоимость обучения в которой — 50 тысяч долларов в год). Из всех забот у Грейс — разве что выбрать красивый наряд для заседания материнского комитета школы или благотворительного вечера.
Сюзанна Бир — мастер глянцевой картинки, которая как никто умеет снимать звезд в костюмах безупречного кроя на фоне глубоких, тонущих в тенях роскошных интерьеров. И здесь это удается ей превосходно: морщинки интересно постаревшего Хью Гранта, прозрачный воздух, подернутый первым морозцем парк, развевающиеся дизайнерские балахоны Кидман, которые так идут к ее рыжим кудрям — зачем еще нужны звезды, как не затем, чтобы любоваться ими. И камера ими любуется.
Однажды в попечительский комитет, куда входят такие же холеные мамаши с Верхнего Ист‑Сайда, вторгается чужачка — небогатая латиноамериканка Елена Алвес (Матильда де Анджелис) из Гарлема, чей сын попал в дорогую школу по благотворительной квоте. Манеры у нее так себе: сначала она шокирует чопорных матрон тем, что без стеснения достает грудь и кормит крошечную дочку во время обсуждения насущных дел комитета. Потом заводит светскую беседу с Грейс в фитнес‑клубе, будучи абсолютно голой. А на благотворительном вечере в пользу школы привлекает своим глубоким декольте, кажется, весь свободный мужской контингент. Эта победительная сексуальность одновременно шокирует и притягивает Грейс, а наутро после благотворительного аукциона она узнает, что Елену нашли убитой — кто‑то размозжил девушке голову молотком в ее же собственной мастерской.
Дальше события развиваются стремительно и непредсказуемо. Грейс обнаруживает, что ее муж Джонатан вовсе не уехал на конгресс онкологов в Кливленд. А еще он был знаком с Еленой совсем не шапочно, и теперь въедливый полицейский детектив (Эдгар Рамирес) тащит Грейс в участок для допроса, потому что невесть куда подевавшийся Джонатан — главный подозреваемый в убийстве. Его поведение действительно выглядит страшно подозрительным, но это еще не означает, что дело раскрыто. В финале каждой серии будут появляться неожиданные и шокирующие намеки на то, что Грейс — ненадежный рассказчик, а мотивы для убийства Елены были как минимум у нескольких героев.
Социальная драма
В новом сериале мастер юридической драмы Дэвид Келли возвращается в свою стихию — в дело вступают юристы. Роль адвоката семьи Алвес исполнила датчанка Софи Гробёль, ставшая известной за пределами Дании после триумфа сериала «Убийство», где она сыграла несгибаемую полицейскую Сару Лунд. Фрейзеры тоже нанимают юристку (Нома Думезвени), самую эффективную и самую высокооплачиваемую в Нью‑Йорке — об этом позаботился отец Грейс (Дональд Сазерленд), один из богатейших людей города, представитель так называемой «элиты старых денег». В его особняке на Манхэттене, где посетителей встречают швейцар и дворецкий, робеют даже полицейские. И здесь, история, которая в романе склонялась к теме «семейный терапевт проглядела обман в собственной семье», принимает несколько иной оборот.
Основной конфликт уходит в область противостояния элиты, «злых и красивых» хозяев жизни, к которым совсем недавно принадлежали и Фрейзеры, с представителями другого социального круга, небогатого среднего класса, которые изо всех сил пытаются удержаться в этой жизни на плаву. Казалось бы, кому из тех, кто имел мотив разделаться с Еленой, поверят полицейские? Холеной Грейс, ее спесивому отцу и высокомерному Джонатану? Возможно, так и было бы в драме, снятой в 1980‑е, но мир изменился, и копы, имеющие собственную гордость, здесь открыто противостоят богатым и влиятельным Фрейзерам в пользу солидарности со своим классом. Но невозможно не заметить, как Сюзанна Бир, описывая это социальное противостояние, откровенно любуется «элитой старых денег». Что ж — они «злые и красивые», как и было сказано.
Долгожданная премьера
Сериал должен был выйти в эфир весной 2020 года, но тут грянула пандемия, и планы студий и стриминговых платформ стали стратегически меняться — премьеры многих потенциальных телехитов были перенесены на осень. Не избежал этой участи и сериал «Отыграть назад». То, что он выходит спустя полгода, за которые мир успел кардинально измениться, придает этой истории дополнительный эффект, не просчитанный авторами заранее: на фоне нынешних всеобщих проблем сериал в жанре «богатые тоже плачут» выглядит одновременно запоздавшим и снова актуальным.
Запоздавшим потому, что кажется драмой из позавчерашнего дня, когда социум еще не переживал общую беду пандемии — вирусу плевать на социальное расслоение, он не разбирает сословий и классов. И актуальной, поскольку это история о том, как в одночасье рушится налаженный уклад, и еще вчера чувствовавшая себя защищенной женщина оказывается посреди руин собственной жизни и должна непременно собраться, чтобы всему этому противостоять.