Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Террор» — величественный, холодный и кровавый триллер в формате антологии

Отчаянное путешествие сквозь арктические льды и ужасы американского концлагеря для японцев.

В Амедиатеке вышел сериал «Террор» — мистическая хоррор‑антология, названная в честь одноименного романа Дэна Симмонса. Первый сезон основан на книге — ужасающей истории арктической экспедиции, на два года застрявшей во льдах Северного Ледовитого океана. Второй же рассказывает совершенно другую историю — о загадочных смертях в американских лагерях для японцев времен Второй мировой. 

Это напряженный и страшный сериал, где есть всё: сильные актерские работы, закрученный сюжет, впечатляющие съемки, пугающие монстры и еще более пугающие люди. Рассказываем, зачем смотреть «Террор». 

Основан на будоражащей реальной истории

Дом Дракона

«Террор» снят по одноименному роману Дэна Симмонса — сам писатель даже выступил одним из исполнительных продюсеров экранизации. Книга, в свою очередь, вольно пересказывает вполне реальное событие: арктическую экспедицию Джона Франклина 1845‑1847 годов. Тогда британские моряки на двух кораблях, «Эребусе» и «Терроре», отправились в Северный Ледовитый океан, чтобы найти так называемый Северо‑Западный проход — морской путь из Атлантического в Тихий океан сквозь арктические острова. 

Но вместо этого оба судна застряли во льдах, и в течении двух лет экипажи пытались выжить в ужасных условиях. О том, что с ними случилось, хоть что‑то узнали лишь сотню лет спустя — а сами корабли обнаружили только в 2010‑х. Разумеется, такая история — потрясающий фундамент для конспирологических теорий и фантастических домыслов. Почти как мифы о перевале Дятлова, только масштабнее.  

Суровый исторический хоррор

Симмонс и основанный на его романе сериал не пересказывают события как они были — тем более, что полной картины никто и не знает. Он добавляет в историю мистику: арктическая пустыня, где живут лишь редкие животные и приспособившиеся к жестоким условиям инуиты, становится в его руках мифическим пространством, в котором обитают духи и необъяснимые существа. Английские моряки здесь чужие, а их действия нарушают тонкий баланс этой недружелюбной вселенной. Так Симмонс и авторы шоу подчеркивают главную тему «Террора»: столкновение зазнавшейся цивилизации с диким миром, неподвластным ни науке, ни в целом рациональному познанию. 

К гнетущей атмосфере бескрайних льдов, из которых нет никакого выхода, добавляется натуралистичная жестокость. Сериал не стесняется мерзких сцен: на моряков нападает злобный дух в виде огромного (и очень жуткого) белого медведя с человеческим лицом, их кожа покрывается язвами из‑за болезней, зубы выпадают от цинги и отравления свинцом. А когда провиант кончается, они начинают подумывать о каннибализме. «Террор» умеет по‑настоящему пугать, причем инструменты у авторов очень разнообразные: это и леденящая душу страшная сказка, и драма о выживании, а местами и омерзительный боди‑хоррор. 

Триллер с неожиданными поворотами

Дом Дракона

Сериал интригует не только жуткой историей о пропаже экспедиции — на палубах и в каютах кораблей здесь плетутся интриги. Авторы грамотно расставляют флэшбеки и раскидывают детали, которые позже изящно складываются в пазл. Мы постепенно узнаем новую информацию о персонажах, понимаем, как они оказались в этой экспедиции. Кто‑то отправился в путешествие, чтобы доказать свою значимость высокомерной элите. Кто‑то вообще не хотел никуда идти, но остался верен приказу. Кто‑то не понимал опасности экспедиции и искал лишь славы. Кто‑то просто хотел помогать людям. А кто‑то вообще не тот, кем кажется. Несколько таких деталей— и вот уже вроде бы сложившийся портрет героя перевернут на 180 градусов. А человек, которому зритель недавно сопереживал, вмиг превращается в беспощадного отморозка. 

К тому же авторы адаптации уверенно работают с ритмом. С одной стороны, история тут не самая резвая: роман Симмонса написан увесистым языком большой литературы, и адаптация вполне соответствует этому стилю. Сюжет движется с величественной размеренностью, здесь нет дешевых приемов и чересчур навязчивых клиффхэнгеров. При этом сценаристы не увязают в бесконечном нагнетании атмосферы — в «Терроре» есть и броские экшен‑сцены, и даже эффектные скримеры. Сериал вроде бы не стремится развлекать любыми способами, но скучным его язык не повернется назвать: в каждом эпизоде раскрываются новые важные факты о путешествии и экипаже, каждый ответ порождает еще пять новых вопросов. 

Отличный ансамбль актеров и создателей

Оживил героев Симмонса на экране целый каталог талантливых артистов. Капитанов кораблей играют два ветерана индустрии: Джаред Харрис (звезда «Чернобыля», «Короны» и второго «Шерлока Холмса» Гая Ричи) и Киран Хайндс (он играл в «Нефти» Пола Томаса Андерсона, «Мюнхене» Спилберга, «Молчании» Скорсезе). Роль добродушного врача Гудсира исполняет Пол Рэди — вы можете помнить его по совершенно противоположному образу убийцы‑психопата Ли в «Утопии». Самого загадочного из моряков, Корнелиуса Хики, очень убедительно сыграл Адам Нагаитис — он появлялся в «Чернобыле» и «Последней дуэли». 

Среди продюсеров «Террора» — сам автор «Гладиатора» и «Чужого» Ридли Скотт, а режиссировали эпизоды Тим Милантс, один из постоянных постановщиков «Острых козырьков» и автор жутко недооцененной комедии «Патрик», а также Эдвард Бергер — обладатель «Оскара» за экранизацию «На Западном фронте без перемен».    

Антология без эксплуатации

Первый сезон «Террора» стал хитом канала AMC — логично было бы попробовать продолжить историю, хоть это и полностью противоречит первоисточнику. Но авторы нашли интересную лазейку: в продолжении оставили название, но создали абсолютно другую историю. Второй сезон «Террора» с подзаголовком «Бесчестье» переносит действие из канадской Арктики XIX века в США времен Второй мировой войны. 

Остается сочетание исторической драмы и мистического хоррора. «Бесчестье» рассказывает о японо‑американцах, которых после событий на Перл‑Харборе правительство США переселило в специально созданные лагеря. Вдруг в сообществе японцев начинают происходить странные вещи: люди умирают без видимой причины. Если в первом сезоне авторы через фолк‑хоррор рассказывали о колониализме, во втором они похожим методом раскрывают темы расовых предрассудков и травм войны. 

Выход третьего сезона запланирован на 2025 года — и он тоже радикально сменит сеттинг. Его история будет основана на романе «Дьявол в серебре» Виктора Лаваля. Это история о мужчине из рабочего класса, который оказывается в психиатрической лечебнице. Там он находит других людей, оказавшихся выброшенными обществом. Герой раскрывает мрачные секреты местных врачей и, кажется, встречается с самим Дьяволом.

7.9
film poster film poster
2018

Террор

The Terror

Режиссеры: Тим Милантс, Эдвард Бергер, Сергио Мимица-Геззан, Майкл Леманн
В ролях: Джаред Харрис, Дерек Мио, Тобайас Мензис, Кики Сукэдзанэ, Пол Рэди, Кристина Родло, Адам Нагаитис, Синго Усами, Иэн Харт, Наоко Мори

Вам это понравится