Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Весь этот «Страйк»: отличная экранизация детективов от Джоан Роулинг

В Амедиатеке вышел третий сезон детектива о суровом ветеране Афганистана Корморане Страйке и его амбициозной помощнице Робин: они расследуют самые запутанные дела в Великобритании — а заодно ведут борьбу со своими внутренними демонами. Шоу почти дословно экранизирует романы Роберта Гэлбрейта (альтер‑эго Джоан Роулинг, которая не хотела, чтобы ее новые книги сравнивали с «Гарри Поттером»): в основу нового сезона легло произведение «Дурная кровь».

Рассказываем, почему сериал «Страйк» оценят не только фанаты мрачных неонуаров и запутанных триллеров, но и подросшие любители историй о мальчике, который выжил.

Весь этот «Страйк»: отличная экранизация детективов от Джоан Роулинг

Экранизация романов Джоан Роулинг

В апреле 2013 года на книжных прилавках появился роман «Зов кукушки». Он повествовал о детективе со странным именем Корморан Страйк и его секретарше Робин, которые берутся за странное дело о самоубийстве модели. Критики оценили запутанный сюжет и меланхоличную эстетику. Кто‑то даже пророчил большое будущее автору‑дебютанту Роберту Гэлбрейту — бывшему штатскому следователю военной полиции, ныне работающему в сфере гражданской безопасности.

Вот только хорошие отзывы никак не помогли продажам: в той же Великобритании за первые месяцы продали лишь 1500 экземпляров. На успех книги повлияло журналистское расследование The New York Times. Оказалось, что «Зов кукушки» написала автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг — тогда‑то роман и начал бить рекорды.

Роулинг неслучайно взяла псевдоним. Она хотела избавиться от лишнего давления как создательница сверхуспешной фэнтези‑саги о мальчике, который выжил: чем меньше публика знает об авторе, тем ниже у нее ожидания и тем меньше предвзятости. Нельзя сказать, что «Зов кукушки» и его продолжения сильно выбивались из эстетики британской писательницы. Да, волшебные замки, заклинания и чудовища навсегда остались в Хогвартсе.

А на смену героям‑подросткам пришли несчастные взрослые с ментальными и семейными проблемами. Но суть осталось той же. Как и Гарри Поттер, Корморан Страйк лишился семьи еще в детстве. Да и внутренние травмы героя тоже находили телесное отражение: только если у юного мага это заметный шрам на лбу, то у детектива — потерянная на войне нога. Мужчина ходит с протезом, постоянно прихрамывает, но пытается не демонстрировать свою слабость другим людям.

У обоих героев есть проблемы с доверием. Они не могут сблизиться с людьми и построить здоровые отношения. А окружающие воспринимают протагонистов как тень их родителей: Гарри — сын могущественных магов, Корморан — дитя рок‑звезды. Поэтому к поступкам персонажей и их ошибкам приковано огромное внимание. Разница лишь в том, что романы о Страйке и их экранизации написаны и сняты с более взрослой оптикой: с психологизмом, большим количеством насилия и репрезентацией бытовых проблем — от измен в отношениях до дележки наследства. Роулинг понимает, что аудитория выросла и теперь нуждается в других героях.

Поэтому «Страйка» оценят все, кто с упоением следил за приключениями Поттера на протяжении долгих лет.

Отличный детектив в эстетике BBC

Роулинг не паразитирует на наследии «Гарри Поттера». Серия книг о Страйке и их экранизации — в первую очередь достойные детективы, а уже потом произведения знаменитой фэнтези‑писательницы. Шоу адаптирует все выпущенные детективные романы от лица Роберта Гэлбрейта: «Зов кукушки» — о подозрительном самоубийстве модели, «Шелкопряд» — про пропавшего романиста, «На службе зла» — про анонимного злопыхателя, который отправляет Страйку человеческие конечности, и «Смертельная белизна» — про шантажируемого министра.

А последний сезон — «Дурная кровь» — повествует о расследовании преступления почти что пятидесятилетней давности: женщина просит найти мать, исчезнувшую в 1974 году. Чтобы не потерять важные детали из оригинальных книг и не сокращать первоисточник, авторы выделяют на каждый из романов по несколько серий: сюжет никуда не спешит, герои внимательно вдаются в подробности расследования, а зритель неспешно погружается в атмосферу преступной Англии.

Кроме того, «Страйк» — достойный тихий детектив в эстетике телеканала BBC. Он снят без современных приемов: здесь не встретишь клиповой эстетики (как «Чернобыле») или пленочного зерна (как в «Эйфории»). Всё предельно документально: операторы орудуют лишь крупными и общими планами, долго фокусируются на лицах героев и стараются не ломать ощущение реалистичности — чтобы зритель оказался с героями в одних душных кабинетах и на промозглых улицах.

Эта форма напрямую продиктована содержанием сериала. «Страйк» строится на простой интриге: кто‑то куда‑то пропал, кто‑то кого‑то убил, кого‑то преследуют злопыхатели. Поэтому от шоу не стоит ждать сбивающих с ног сюжетных поворотов — здесь всё наоборот очень логично и просто. Как и в реальной жизни, причинами преступлений становятся алчность, жадность, зависть и банальная жестокость людей.

Не сказать, что Роулинг и сценаристы совсем ничего не привносят в жанр. Как минимум они вкладывают в сюжеты личный опыт: «Смертельная белизна» рассказывает о круговой поруке британской политики, «Шелкопряд» — о тайной жизни литераторов и редакторов (чтобы найти преступника, герои даже прибегают к лексическому анализу двух разных произведений). Благодаря этому события «Страйка» не происходят в абстрактной стране и в абстрактное время: персонажи живут примерно в этой же эпохе, используют примерно те же технологии и сталкиваются с той же неприглядной реальностью, что и зритель.

Даже если Корморан Страйк с его самоуверенностью и очарованием напоминает Хамфри Богарта из нуаров XIX века, в отличие от Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, он всё равно выглядит как обычный мужчина средних лет — такой вполне мог бы оказаться вашим соседом снизу.

Весь этот «Страйк»: отличная экранизация детективов от Джоан Роулинг

Проработанная драма

От других детективов «Страйк» отличается и достойной драмой. Внутренняя и личная жизнь Корморана раскрывается с каждой новой серией. Герой начинает как погрязший в долгах детектив, берущийся за дела об изменах и кражах, но с приходом Робин бизнес идет в гору, а сам Страйк начинает прорабатывать старые травмы. ПТСР после войны, отрешенность из‑за ощущения себя чужаком, импульсивность, связанная с чувством вселенской несправедливости, страх потерять больную раком мачеху — протагонисту предстоит столкнуться со многими проблемами. Иногда победить демонов оказывается сложнее, чем поймать преступников.

Робин тоже трансформируется на протяжении всей истории. Девушка состоит в отношениях с нелюбимым партнером — всё из‑за мнимого чувства безопасности, необходимого ей после изнасилования. Встреча со Страйком меняет героиню: она начинает ценить собственные амбиции, отстаивать свои интересы и перестает полагаться на других людей. Ожидаемо между двумя детективами появляются чувства — в результате зритель следит, сделает ли кто‑то из героев первый шаг. Это делает шоу еще и достойной мелодрамой.

Новый сезон — лучший в шоу

«Дурная кровь» вбирает в себя лучшее из предыдущих сезонов «Страйка», а заодно многократно повышает все ставки. Робин и ее возлюбленный находятся на грани разрыва — кажется, девушка вот‑вот прекратит нездоровые отношения. А Корморан возвращается на малую родину и лицом к лицу встречается со своими страшнейшими фобиями: ему предстоит воссоединиться с семьей и принять скорую смерть близкого родственника.

Параллельно герои расследуют пропажу женщины из 1974‑го — возможно, это дело рук серийного убийцы. Искать злодея приходится по архивным документам и разговорам со свидетелями — многие уже забыли о случившимся, другие просто не хотят общаться. Это самое запутанное дело в карьере Страйка.

Сериал то и дело отправляет героев, а вместе с ним и зрителя, в Британию 1970‑х. Но ретро‑машины, костюмы и старые исторические реалии нужны не только для пущей эффектности. С помощью этого создатели в очередной раз подчеркивают главную мысль шоу: зло будет живо, пока существует человеческая цивилизация — и хотя иногда его нельзя остановить, ты всегда можешь побороть его в самом себе.

8.0
film poster film poster
2018

Страйк

C.B. Strike

Режиссеры: Майкл Кейллор, Кирон Хоукс, Чарльз Стёрридж
В ролях: Керр Логан, Холлидей Грейнджер, Том Бёрк

Вам это понравится