Одна из самых любопытных тв‑новинок осени — хоррор‑антология «Земля монстров» (Monsterland), где каждая серия показывает удивительное столкновение американцев с беспощадными чудовищами. Рассказываем, что нужно знать о проекте, где причудливая мистика переплетается с суровым реализмом.
Экранизация сборника рассказов
«Земля монстров» — экранизация сборника рассказов Натана Баллингруда «Озерные чудовища Северной Америки». Писатель пока не стал мировой звездой, но уверено к этому идет— в прошлом году на Netflix вышел полнометражный хоррор «Раны», основанный на его произведении (главные роли сыграли Арми Хаммер и Дакота Джонсон). Сборник «Озерные чудовища Северной Америки» номинировался на престижные награды (Всемирной премии фэнтези и Премии Брэма Стокера) и получил Премию Ширли Джексон.
Баллингруд рассказывает о рядовых американцах, чьи жизни так или иначе соприкасаются с мистической изнанкой реального мира, но всегда оставляет зазор для интерпретации — открытый финал некоторых историй позволяет толковать их двояко. Экранизация придерживается этой же стратегии.
Оригинальные режиссеры
Шоураннером «Земли монстров» стала Мэри Лоус — вместе с Николасом Виндингом Рефном и Полли Стэнэм она написала сценарий стильного хоррора «Неоновый демон», а также работала над эпизодами сериалов «Наследники» и «Проповедник». Исполнительный продюсер антологии — британо‑иранский режиссер Бабак Анвари, который дебютировал хоррором «В тени», где политические реалии Тегерана 80‑х сталкивались с древними джинами. После фестивального успеха (его первый прорыв состоялся на «Сандэнсе») Анвари взялся за следующий проект — им стала экранизация рассказа Натана Баллингруда «Раны». Так что с автором «Озерных чудовищ Северной Америки» он хорошо знаком. Сам Анвари не ограничился ролью продюсера, сняв один из эпизодов «Земли монстров» («Ньюарк, Нью‑Джерси»).
Режиссеры других серий тоже хорошо известны любителям американского независимого кино, поскольку их фильмы (преимущественно хорроры) показывались в рамках фестиваля «Санденс». Крэйг Уилльям Макнейлл снял напряженный лесбийский триллер «Месть Лиззи Борден» и работал над эпизодами «Леденящих душу приключений Сабрины». Норвежка Анне Севитски известна фестивальными драмами, снятыми на родине, а в Америке она была режиссером сериалов «Черное зеркало» и «Касл‑Рок». Дезире Акхаван сняла подростковую драму «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», а сама сыграла ключевую роль в жанровом эксперименте Патрика Брайса и Марка Дюпласса «Ублюдок 2».
Самый неординарный режиссер «Земли монстров» — Николас Пеш. Его дебютный хоррор «Глаза моей матери» способен вызвать отвращение даже у самых стойких ценителей жанра, настолько натуралистично там показано насилие. А «Пирсинг», его следующий фильм, вообще пародирует итальянский хоррор‑стиль «джалло», превращая историю о маньяке и проститутке в черную комедию.
Актерский состав
В проекте задействованы многообещающие и недооцененные американские актеры — депрессивную мать‑одиночку сыграла Кейтлин Дивер, звезда инди‑хита «Образование» и героиня фем‑детективного сериала «Невероятное». Роль подростка из бедной семьи, ухаживающей за больной матерью‑одиночкой досталась Чарли Тахэну, которого вы могли видеть в хорроре «Очень темные времена» и сериале «Озарк».
Звезда новой трилогии «Звездных войн» Келли Мари Трэн исполнила роль забитой американской девушки с вьетнамскими корнями. А фанаты супергеройских сериалов наверняка оценят появление Майка Колтера (Люк Кейдж из одноименного марвеловского сериала), который перевоплотился в разбитого горем отца.
Монстры среди нас
Главные герои «Земли монстров» — американцы, чья жизнь пошла под откос. Именно в этот момент их картина мира рушится окончательно, ведь они сталкиваются с необъяснимыми явлениями и мистическими существами. Так несчастный моряк Шарко, чье здоровье было испорчено выбросом химических отходов в воду, вылавливает на берегу полуживую русалку («Паласиос, Техас»). Поначалу им вроде бы движет стремление помочь морской обитательнице, хотя она и ведет себя как злобная хищница. Однако Шарко, как и многие другие герои «Земли монстров», забывает, что другие существа не обязаны соответствовать человеческим моральным установкам. Поэтому история любви между ним и морской дивой совсем не похожа на сюжет диснеевской «Русалочки».
Однако главные монстры в сериале — это все‑таки люди. Именно они бросают своих детей, сходят с ума от бедности, приближают Землю к экологической катастрофе. Несчастье может толкнуть их на крайние поступки, за которые всегда приходится расплачиваться.
Портрет американской депрессии
Серии «Земли монстров» рассказывают отдельные истории, но все‑таки они связаны. Во‑первых, наличием общих героев — действующие лица одного эпизода могут сыграть свою роль и в другом сюжете. Во‑вторых, лейтмотивом сериала является репрезентация американского безумия и депрессии.
«Земля монстров» — портрет нации на грани Апокалипсиса (как персонального, так и глобального). Нечестивые политики и бизнесмены врут, пытаясь уйти от ответственности за свои поступки. Подростки, измученные нищетой, видят странные тени у себя в комнате — и отправляются не к психотерапевту (это стоит денег), а за советом на Reddit. Девушка, мать которой вымещает на ней гнев, выбирает другую семью, занимая место своей подруги, погибшей при неясных обстоятельствах. Моральные границы не действуют для тех, кто находится в отчаянии. А беды всех людей, как ни странно, оказываются связаны.
Земля монстров
Monsterland