В Амедиатеке вышел скандинавский детектив «Роковая черта» о журналистке в изгнании, которая берется расследовать дело из прошлого века. В 1985 году пропали две девочки: детей с тех пор так и не нашли, но после возвращения главной героини в родной дом кто‑то присылает ей таинственные фотографии жертв. Местные полиция, репортеры и простые жители не хотят поднимать в памяти неприятные воспоминания — но им сложно устоять перед упорством колумнистки, требующей реванша.
Рассказываем, почему «Роковую черту» оценят фанаты реалистичных детективов и журналистских расследований.
Детектив о сыщике‑аутсайдере
Датская журналистка Нора Санд (Мари Сандо Юндаль) работала иностранным корреспондентом в Великобритании, но один случай полностью изменил ее жизнь: она нарушила профессиональный кодекс, вступила в интимную связь со скандально известным бизнесменом и потеряла как работу, так и чистую репутацию. Героиня возвращается в родной город и невольно вспоминает о своем прошлом: бывшем возлюбленном Андреасе (Йеспер Хагельскер Пааш), который теперь работает в полиции, старых и давно забытых коллегах и семье.
Судьба — или, наоборот, злой рок — дают Санд еще один шанс. Кто‑то шлет девушке фотографии двух давно пропавших подростков: причем раньше эти снимки никто не видел. Параллельно в городе пропадает еще один ребенок. Нора сразу же включается в дело и пытается разгадать тайну жутких кадров. Но есть проблема: журналистке никто не хочет помогать.
«Роковая черта» ставит героиню в максимально проигрышное положение. Еще вчера она освещала важнейшие мировые события, а сегодня ее даже не пускают в офис бывшей местной газеты. Нора уже зарекомендовала себя как профессиональную, но очень сумасбродную и идущую напролом журналистку — брать лишнюю ответственность никто не рискнет.
Даже когда Санд через бой удается вернуться за рабочий стол, полиция начинает вести себя странно: то с неохотой дает материалы дела, то и вовсе по непонятной причине сокрывает данные. Бывшие свидетели и фигуранты дела тоже не идут на контакт: одни ничего не помнят или убеждены, что девочки сбежали, а ключевой подозреваемый поменял имя и живет в другом месте.
Сериал отлично передает ощущение чистого листа и аутсайдерства. Единственным рычагом давления героини оказываются умение заболтать собеседника и тщательно сопоставлять факты без интернета и закрытых полицейских архивов. Нора Санд — своего рода Сизиф: пока катит на склон один камень, под ноги падают еще сотни других. Но останавливаться нельзя, ведь дело принципиально важно: именно оно может возродить карьеру журналистки.
Напряженный диалоговый триллер
«Роковой перекресток» — дебютный роман датской писательницы Лоне Тайлс и первая часть серии о журналистке Норы Санд. Как и героиня, авторка тоже работает в Лондоне и пишет статьи. Сюжет произведения тоже частично основан на настоящих криминальных сводках. По сути Тайлс лишь фантазирует и предлагает читателям представить: что случится, если упертая колумнистка встретится лицом к лицу с реальным убийцей? Так как писательница показывает на страницах свое альтер‑эго, она как никто другой понимает методы Норы по поимке преступника — можно сказать, это и есть ее собственный подход.
Все сведения героиня получает из разговоров, так что следить за диалогами стоит очень внимательно — иначе есть риск пропустить важные улики. Санд беседует с подозреваемыми, свидетелями и сотрудниками полиции, но никаких конкретных намеков зрителям не дают: мы узнаем все сведения вслед за Норой. Пока она сама не сложит пазл и не проговорит вслух очередную теорию, события не прояснятся. Это очень журналистский и писательский подход к повествованию.
Создатели, взявшие на вооружение книгу Тайлс, показывают, как работает сознание независимого расследователя: из хаотичных показаний и неприятных разговоров с чиновниками и полицией складываются множественные версии событий. Идти по следу убийцы приходится чуть ли не вслепую.
Холодная скандинавская эстетика
«Роковая черта» — новый проект студии Shuuto Arctic, которая выпустила уже два популярных скандинавских сериала с похожими концептами: в «Отклонении» героиня доказывала невинность главного подозреваемого в жестоком убийстве женщины, а в «Кошках‑мышках» умирающая сотрудница полиции раскрывала свое последнее дело.
Все эти проекты фокусируются на фигуре волевой и сильной протагонистки, которой приходится бороться за правосудие и справедливость в декорациях густых лесов, маленьких домиков и снежных ковров.
Живописная, но лишенная броских красок и цветов съемка подчеркивает приземленность и пессимистичность истории: бессильный маленький человек на фоне промерзшей природы выглядит обреченным на неудачи и ошибки. И всё равно пытается, несмотря на любые предопределенности.
Все герои отстраненные и кроткие: много думают и постоянно размышляют о прошлом или безрадостном будущем. Поэтому Норе оказывается еще сложнее выудить из стоически замкнутых свидетелей верные показания. Да и сама Санд, кажется, мало кому доверяет: единственная близость — с той самой любовью юности — заканчивается еще одним аргументом за полное одиночество.
Словом, от сериала не стоит ждать бешеной динамики, эмоциональной романтической линии и уж тем более диких сюжетных поворотов — просмотр будет скорее по‑хорошему усыпляющим, спокойным и медитативным.
Роковая черта
Fatal Crossing