Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Чем же так хороша «Большая маленькая ложь»

Подробно говорим об одном из лучших сериалов последних лет.

Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.

Выдающийся актерский ансамбль (Николь Кидман, Риз Уизерспун, Лора Дерн, Шейлин Вудли, Зои Кравиц и Александр Скарсгард) воплотил на экране детективную историю об обеспеченных калифорнийцах, за благополучной жизнью которых скрываются обман, неудовлетворенность и насилие. Драматичная развязка первого сезона только повысила ставки второго. Разбираем, почему «Большая маленькая ложь» заслуживает особого внимания.

Женская солидарность

Чем же так хороша «Большая маленькая ложь»

Первоисточник сериала HBO — австралийский бестселлер пятилетней давности авторства Лианы Мориарти. Услышав радиопередачу о женщине, вспоминающей историю скандалов своих родителей, писательница придумала роман о благопристойных семьях, в домах которых творится настоящий кошмар, скрытый от глаз друзей и знакомых. Есть распространенные предрассудки о том, что агрессия и насилие — свойство исключительно неблагополучных семей, где все заняты выживанием и не обладают образованием и культурой для того, чтобы относиться друг к другу с уважением.

«Большая маленькая ложь» — сюжет о том, что красивый фасад и умение держать себя на людях только маскируют семейные проблемы, а никак не являются доказательством того, что их нет. Четыре жительницы Калифорнии (американская телекомпания перенесла место действия из Австралию на Тихоокеанское побережье) водят детей в один и тот же первый класс: это женщины разных характеров и подходов к жизни. Мы знакомимся с местной светской львицей (Лора Дерн), домохозяйкой при богатом муже (Николь Кидман), бизнес‑леди (Риз Уизерспун) и молодой мамой‑одиночкой из среднего класса (Шайлин Вудли): их жизненный опыт и темпераменты не совпадают, но все хотят лучшего для детей, а также привыкли отстаивать себя и свои принципы перед окружением.

Когда одного из детей, девочку, обижает кто‑то из одноклассников, учителя и родители включаются в расследование: они пытаются разоблачить ребёнка‑агрессора по косвенным свидетельствам и провести воспитательную работу с семьями. Именно в реакции на эту ситуацию мы узнаем о закулисной жизни пяти семей, чьи высокие доходы, абонементы в престижные спортзалы и дизайнерские ремонты в домах с идеальным видом на море никак не влияют на способность говорить правду и заботиться друг о друге.

Нетипичный сериал

«Большая маленькая ложь» — сериал не о том, что богатые тоже плачут, а о том, что деньгами невозможно купить ни любовь, ни привязанность, ни эмпатию. В этих же декорациях и с теми же героями развернется действие нового сезона. Никакое состояние, страховки и приобретения, ощущение собственного могущества не застрахует героев от необходимости договариваться между собой, поступаться личными интересами и искать точки опоры вне престижной жизни, к которой они так привыкли.

Первый сезон сериала отличился тем, чем не может похвастаться типичный сценарий голливудского фильма или американского сериала — ставкой только на женских героинь. Предвосхитив ветер перемен в мировой индустрии (движения Time’s Up и MeToo зародились и развились одновременно с ажиотажем вокруг сериала), HBO дали ход проекту, где все главные роли сыграли женщины.

Именно преображения женских персонажей находятся в центре повествования, а мужские герои никогда не выходят на первый план. Вопреки известному сценарному клише (стравить женщин в соперничестве за мужское внимание) создатели «Большой маленькой лжи» экранизировали другую историю — историю солидарности, дружбы, которая возникает, несмотря на различия между женщинами, на основе схожего опыта и силы характеров. Партнерши и матери, они в заботе о близких и себе, находят точки соприкосновения, даже если окружающим их сходство неочевидно.

Все главные героини, независимо от возраста и натуры, по‑настоящему переживают за своих детей и хотят им только лучшего. Они ищут возможности для самовыражения и стремятся к самостоятельности. В отношениях они переживают за партнеров и прикладывают много усилий, чтобы их семьи не просто функционировали, а были счастливыми. В ежедневных делах они пытаются сочетать работу и заботу о доме и себе.

Драмы и конфликты

Попав в общую кризисную ситуацию, пять героинь конфликтуют, но находят общую почву и язык взаимопонимания, разрушая стереотип о том, что любое женское сообщество — змеюшник, построенный на интригах, подковерной борьбе и сплетнях. Рано или поздно героини сериала понимают, что травля, взаимные нападки и конкуренция мешают им прийти в равновесие с самими собой. Главный вызов нового сезона — появление в сюжете нового женского персонажа в исполнении Мэрил Стрип.

Конфликт поколений одновременно с конфликтом жизненных философий — основа интриги нового сезона, где Стрип, трижды лауреатка «Оскара», выступит в многогранной и глубокой роли. Самая титулованная актриса Голливуда сыграет мать главного героя, задающая много неприятных и неудобных вопросов о несчастном случае в финале прошлого сезона.

Героиня Стрип — представительница другого поколения, уверенная в непогрешимости своего ребенка и питающая недоверие к калифорнийскому образу жизни. В течение сезона, знакомясь с местными обитателями, она будет выяснять, что стоит за трагедией ее сына и как сама она повлияла на его судьбу. Сериалу прочат номинации и победы в мировых конкурсах — и это, скорее всего, снова будут женские роли.

Первый сезон был удостоен трех призов «Золотой глобус»: Николь Кидман, Александр Скарсгард и Лора Дерн ушли с церемонии со статуэтками, а Риз Уизерспун и Шайлин Вудли получили номинации.

Родители и дети

Главная причина, по которой сериал НВО, вероятно, настолько выстрелил и породил такую широкую дискуссию, была в том, что он психологически достоверно и подробно передает суть и форму семейных конфликтов и противоречий родителей и детей. Каждый ребенок в сюжете несет в себе недостатки, страхи и слабые места родителей, отражает их внутренние сложности и лицемерие окружения, неосознанно копирует поведенческие паттерны старших.

Конкуренция, прививаемая уже с детского сада, делает детей зависимыми от мнения других, порождает агрессию и необязательное соперничество и вписывает детей во взрослый мир, где важнее казаться, чем быть. «Большая маленькая ложь» очень внимательно всматривается в природу долгосрочных отношений и брачных компромиссов. Каждая героиня проходит через череду кризисных моментов в паре, даже если ее семейную жизнь можно назвать условно безоблачной.

Кто‑то пытается выбраться из многолетнего абьюза, преодолевая стыд и борясь за собственную независимость. Кому‑то приходится договариваться с партнером, многие годы играя первую скрипку и демонстрируя деспотизм. Кому‑то надо привыкнуть к тому, что бывший муж нашел новую женщину и счастлив с ней, воспитывая общего ребёнка. Кому‑то необходимо строить жизнь матери‑одиночки, понимая, что опоры во втором человека пока нет. А кто‑то проходит через череду конфликтов даже с понимающим партнером, постепенно разочаровываясь в себе.

Никакой идеализации

Сериал не идеализирует привязанность, бытовую часть романтики и проблемы, свойственные долгосрочным отношениям. Перед нами и реалистичные ссоры не слышащих друг друга партнеров, и проглоченные претензии, и императивы по отношению к детям, и типичный вокабуляр домашнего насилия. При этом сериал вообще не дидактичный: все герои имеют несколько измерений, и сценаристы прикладывают большие усилия, чтобы не идеализировать персонажей и не вешать на них один единственный ярлык.

Первый сезон не только правдоподобно рассказывал о том, как дети перенимают поведенческие привычки родителей, но и точно описал влияние на человека эффективной психотерапии, глубокой дружеской поддержки и честного диалога о наболевшем. Главное достижение «Большой маленькой лжи» — прямой разговор о собственных слабостях и пороках, жизни с удушающим чувством вины и тревоге за неопределенное будущее.

Чем больше в жизни каждой героини и героя маленькой лжи, тем сильнее вспыхнет кульминация: честность с собой и прозрачность с другими становится обязательным атрибутом покоя и счастья. А гармоничная жизнь невозможна в ситуации насилия, жестокой конкуренции и взаимных манипуляций. Второй сезон обостряет вопросы, уже заданные в первом: насколько родители в ответе за судьбу своих детей, можем ли мы повлиять на решения и поступки других и почему кто‑то из нас выбирает деструктивное поведение, чтобы выжить.

8.6
film poster
2017

Большая маленькая ложь

Big Little Lies

Режиссеры: Жан-Марк Валле, Андреа Арнольд

Вам это понравится