В 2021 году вышел ремейк «Сцен из супружеской жизни» (Scenes from a Marriage) — тв‑шедевра Ингмара Бергмана. Проект великого режиссера сейчас назвали бы мини‑сериалом, но в 70‑е он позиционировался скорее как многосерийный фильм (к слову, существует сокращенная версия длительностью в 2:49, почти как какая‑нибудь «Дюна»).
Рассказываем, как спустя почти полвека создатели переосмыслили шведский оригинал о распаде семьи, а заодно советуем еще три отличных сериала, которые были сняты по фильмам. Дисклеймер: если вы не смотрели какую‑либо из версий «Сцен из супружеской жизни», то текст будет содержать для вас спойлеры.
Сцены из супружеской жизни
Пускай творчество Ингмара Бергмана и считается универсальным, поскольку посвящено психоанализу, человеческим страхам, эмоциональному страданию, вопросам веры и искупления, это явно не самый очевидный вариант для англоязычной адаптации. Не говоря уже о том, что вовсе необязательный, ведь главные мотивы и темы шведского постановщика эхом резонируют в нескольких поколениях американских режиссеров — от Вуди Аллена до Ноа Баумбака.
Само словосочетание «голливудский ремейк Бергмана» звучит скорее как завязка для комедийного скетча, в котором звезды первой величины одиноко сидят на прибрежном камне, смотрят, как об него разбиваются волны, и говорят про кризис веры или вовсе обращаются к Богу. Однако HBO все же рискнули переосмыслить «Сцены из супружеской жизни». И ремейк не только с уважением относится к оригиналу, но и в некоторых аспектах сможет выдержать прямые сравнения с ним.
«Сцены из супружеской жизни» — это один из важнейших, самых личных и уникальных проектов в фильмографии Бергмана. Во‑первых, он вдохновлен многочисленными отношениями (в том числе с актрисой Лив Ульман, которая впоследствии сыграла в «Сценах») постановщика и браком его родителей, за бурными ссорами которых он часто наблюдал в детстве. Во‑вторых, многосерийный фильм был в краткие сроки снят для шведского телевидения за треть обычного бюджета — аскетично, на крупных планах и без технических излишеств. В‑третьих, он каким‑то чудом стал одним из самых популярных проектов Бергмана.
Американская версия практически в точности повторяет сюжет оригинала: прожившая десять лет вместе и воспитывающая маленькую дочь пара (университетский профессор и технический руководитель) внезапно осознает, что эмоциональная связь между ними ослабла, и нет былой страсти. Еще и друзья как назло сообщают, что перешли на открытые отношения, чтобы спасти разваливающийся брак. Дальше героев ждет мучительное, но отрезвляющее расставание с переменными попытками спасти семью ради дочери. Основные изменения новой версии кажутся современными и подчеркивают дух эпохи: это больше не история о привыкшем быть в центре внимания мужчине и знакомящейся с эмансипацией женщины, поэтому инициатором развода становится героиня.
Оригинал — это, конечно, шедевр на все времена и идеальная точка вхождения в творчество Ингмара Бергмана, но перед ремейком смотреть его необязательно. Новая версия также удачно и чутко создает очень интимный и полный деталей портрет семейного кризиса с понятной мотивацией героев, до боли знакомыми ссорами и обидным осознанием того, что все и правда кончено.
Это во многом заслуга недюжинного актерского таланта и экранной химии Джессики Честейн и Оскара Айзека — редких голливудских актеров, которые одинаково уместно и органично выглядят как в 200‑миллионном блокбастере, так и в таком камерном проекте. Смотреть на то, как они выясняют отношения, в отдельных сценах становится очень депрессивным и эмоциональном вымытывающим опытом — словно подглядываешь за ссорящимися родителями.
По волчьим законам
Австралийская криминальная драма с меметичным локализованным названием «По волчьим законам» в свое время зажгла сразу три звезды: вечно недооцененных и давно засидевшихся на вторых планах актеров Бена Мендельсона и Джоэла Эдгертона и режиссера Дэвида Мишо. Это история о 17‑летнем подростке, который после смерти матери переезжает к бабушке, контролирующей подозрительный бизнес (читай, местный криминальный синдикат), и теперь пытается сделать выбор между семейным делом и светлым будущим.
По мотивам фильма было решено снять сериал — американцы взяли ту же завязку, типажи и имена героев, но перенесли действие в залитую солнцем Калифорнию. Получилась под стать оригиналу криминальная сага о дисфункциональной семье, борьбе за власть и взрослении. Удивительно, но создатели смогли растянуть сюжет аж на пять сезонов — впрочем, еще сильнее удивляет реакция фанатов, которые утверждают, что с каждым сезоном сериал становится только лучше и вообще заслуживает звания одной из лучших современных тв‑драм.
Учитель
В 2013 году на кинофестивале «Сандэнс» состоялась премьера инди‑драмы Ханны Фидель с не самым оригинальным названием «Учитель». В ней рассказывалось о сексуальной связи между учительницей и ее учеником.
У картины была масса проблем — от рыхлого сценария до трусливого открытого финала, — но главной неудачей можно назвать то, что Фидель даже не романтизирует запретную связь, а вообще выставляет свою героиню жертвой обстоятельств. Вышедший семь лет спустя мини‑сериал с Кейт Марой и Ником Робинсоном — это не просто попытка сделать то же самое в надежде попасть на более открытого зрителя, а очень грамотная работа над ошибками.
Завязка та же — 17‑летний старшеклассник и 30‑летняя учительница начинают тайно встречаться, пока об их связи не узнает человек со стороны. Новая версия намного удачнее и подробнее прописывает центральных героев и их окружение, а главное — демонстрирует последствия (как юридические и общественные, так и психологические) отношений и наконец‑то четко проговаривает: ученик(ца) в таких ситуациях всегда находится в уязвимой позиции.
Учитель
A Teacher
Слепые пятна
«Слепые пятна» — это, наверное, один из лучших фильмов, осмысляющих важнейшие в США темы последнего десятилетия: полицейскую жестокость и систематический расизм, которые в прошлом году снова стали главной темой общественного разговора. Инди‑драмеди Карлоса Лопеса Эстрады сильно отличается от бездушных заточенных под награды фильмов о расовом вопросе. Здесь нет ни морализаторства, ни сентиментальности, даже главные герои — не святые люди, а два эгоистичных мудака, которым просто не повезло стать свидетелями убийства чернокожего подростка белым полицейским.
Вышедший в этом году одноименный сериал — это не пересказ фильма, а его своеобразное продолжение со сменой перспективы: пока один из персонажей сидит в тюрьме, на первый план выходит его жена и ребенок, которые вынуждены переехать в дом к матери героя. Сохраняя ироничную интонацию и жесткий юмор оригинала, создатели заходят на территорию «Бесстыжих» и говорят о том, как тяжело, но на удивление весело воспитывать ребенка, когда вокруг тебя нищета, социальная несправедливость и мешающая спокойно жить джентрификация.
Слепые пятна
Blindspotting