По традиции закрываем тв‑сезон в хорошей компании: авторы крутых телеграм‑каналов о телевидении, кино и поп‑культуре рассказали, какие сериалы они смотрели запоем этой весной. Доставайте ручки и блокноты!
Николай Солнышко
«Неуязвимый»
Мультсериал, про который все говорят. Очередная деконструкция супергероики, где главный герой — смесь Питера Паркера с молодым Кларком Кентом. В конце первой серии случается слом, и именно согласно ему развивается сюжет. Кстати, хоть это и мультик, серии идут по 45‑50 минут. А основой послужили комиксы [Роберта] Киркмана, который написал «Ходячих Мертвецов». В общем, все серьезно.
Ламповая история женщины‑детектива в маленьком городе. В главной роли — великая Кейт Уинслет. Происходит убийство, все друг друга знают, и в шоке от происходящего. Со временем тайны раскрываются. Лучшее в жанре этой весной.
«Сокол и зимний солдат»
Его почему‑то ругали все, кому не лень, а ведь новый Marvel дарит нам шестисерийный шпионский блокбастер и возвращение барона Земо в прекрасном исполнении Брюля. Да, местами американская повесточка дает о себе знать, но для российского зрителя тут важен лишь сюжет.
Аня Вавилина
Невероятной красоты итальянский сериал рассказывает историю о вирусе, который сразил все взрослое население мира — совпадение с реальными событиями случайны и были придуманы задолго до событий, да и не так уж нов этот сеттинг.
Это постапокалипсис глазами детей. Только они остались в живых, но и сами по достижении 14 лет все равно умирают. У мира нет будущего, у детей — цели. У них осталась только свобода действий, все игрушки на свете и чистая, первородная жестокость.
«Берег Москитов»
Семья долго скрывается от правительства, сменила уже шесть имен, мест проживания, и в очередной раз должна убегать от правосудия. Сам по себе сюжет не особо интересный, если судить по первым четырем эпизодам.
Зато там есть: потрясающие, дорогие съемки, замечательное звуковое сопровождение, шикарный монтаж и Джастин Теру. Все на высочайшем уровне. В том числе игра актеров, особенно Джастина, который играет смесь эгоистичного рукастого технаря и помешанного Беара Гриллса. Но самое главное, что сериал все равно очень захватывающий. Очень пойдет любителям «Во все тяжкие».
«Тревожный звонок»
Аудиосериал из девяти эпизодов, состоящих практически только из записей телефонных звонков, зарисовок из смеси местечковой драмы с тайм‑трэвел хоррором. Что‑то вроде «Сумеречной зоны» без видео.
Все эпизоды немного по‑голливудски наиграны, образы героев самую малость слишком стандартны, а исход каждого сюжета предсказуем. К большому, огромному сожалению. Потому что если чуть подзабить на эти минусы, то находишь себя спустя две минуты от начала серии приподнявшись на кровати, вслушивающимся в голоса на концах проводов и кусающим ногти. Пока это прекрасное чувство не оборвет очередной клишированный финал. Однако, посмотреть (не только послушать — визуал хорош) все равно стоит, ведь он идет всего два часа в общей сложности.
Идеальная детективная драма о преступлениях в маленьком американском городке с усталым детективом, только в этот раз дела ведет Кейт Уинслет с напарником Эваном Питерсом. Обычно в таких сериалах интереснее всего наблюдать за окружением и атмосферой, пытаться самим разгадать, кто убийца, переживать вместе с главным героем.
Здесь все эти пункты на высоте — мрачная картинка замшелого городка с колоритными персонажами, замученный детектив со своим характером, его дурашливый «робин»‑помощник. Плюс ко всему горожане не без грешка, а также жестокие картины убийств и погонь. В общем, качественная детективная драма с отличными актерами. Если вы в восторге от такой давящей мрачноты, то обязательно должно понравится.
Карина Приветик
«Вампиры средней полосы»
Только ленивый не написал о феномене ВСП этой весной, напишу и я: клан вампиров из Смоленска оказался живее и острее чем бесконечный поток российских сериалов про красивую жизнь в столице, а молодой зритель в сердце сражен комедийным гением Юрия Стоянова (но мы, дети 90‑х, все помним). Конечно же, ВСП грешит всеми любимыми клише отечественного производства, вроде внезапных клифхенгеров, идеальных укладок и ненужных сцен секса, но это ему легко прощается, что взять, — все‑таки процедурал.
«Поколение»
В 2021 году уже кажется что ты не можешь считаться успешным стриминговым сервисом или кабельным каналом, если у тебя нет coming age сериала. В этом плане «Поколение» для HBO Max может считаться как и прорывом, так и достойной традицией: группа старшеклассников объединена одной историей, но рассказывают нам ее с разных сторон и с разным таймлайном, что позволяет зрителю поближе узнать героев и проникнуться к каждому симпатией.
Сценарная и актерская работа доведена до идеала: дети здесь дети — иногда хаотичные, иногда нелогичные, но эмоциональные, добрые и все еще очень наивные.
Джосс Уидон и его золотой стандарт: ничего не понятно, но все очень интересно. Британская Империя, пришельцы, переселения душ, суперсилы, суперженщины и мировые заговоры — нам всем на излете карантина требовался идеальный фантастический сериал, куда бы можно было бы сбежать. И вот он перед нами, хоть сейчас в палату мер и весов. Захватывающее с первой минуты зрелище, мастерски поставленные драки, нетривиальный сюжет и отлично выписанные главные героини — если вы выросли на «Баффи — истребительнице вампиров», вы знаете о чем я говорю.
Иван Трифонов
Несмотря на, казалось бы, небольшое количество громких релизов, весна с точки зрения интересных сериалов оказалась весьма и весьма удачной. В своем списке я упомянул четыре релиза, но и за пределами этой четверки есть много заслуживающих внимания проектов.
Это и хитовый детектив HBO «Мейр из Исттауна» с Кейт Уинслет, и биографические сериалы («Исабель» о чилийской писательнице и журналистке Исабель Альенде на HBO Max и «Хемингуэй» о знаменитом писателе на PBS), и «Philly D.A», который называют ни много ни мало второй «Прослушкой» (с поправкой на документальный формат), и отечественный «Happy End» о подростках, открывающих для себя мир webcam‑индустрии, и многочисленные интересные продолжения…Но вернусь к новинкам весны, из которых я выбрал четыре наиболее интересных сериала.
«Вампиры средней полосы»
«Чем мы заняты в Смоленске», «Дозоры средней полосы», «Российская кровь» — как только этот сериал не называют. Действительно, и с «Настоящей кровью», и с «Чем мы заняты в тени», и с «дозорным» циклом у сериала есть нечто схожее, но в целом это проект оригинальный во всех смыслах этого слова.
Расклад такой: по давно заключенному договору вампиры, живущие среди нас, не могут вредить людям, но однажды в лесу под Смоленском найдены два полностью обескровленных тела. Расследованием занимаются одновременно и следственные органы, и сами вампиры — представители организации Хранителей, следящей за исполнением договора, требуют либо раскрыть преступление и покарать убийцу, либо предоставить жертву взамен из числа «семьи» вампиров.
Любопытно, что при такой завязке «Вампиры средней полосы» — это в первую очередь именно история семьи, хоть и далеко не самой обычной. Это — самая интересная часть истории, и спасибо за это сказать стоит, в первую очередь, исполнителю роли древнего вампира Святослава Вернидубовича — Юрию Стоянову.
«Неуязвимый»
Анимационный супергеройский сериал по одноименному комиксу от создателя культовых «Ходячих мертвецов» Роберта Киркмана рассказывает историю 17‑летнего Марка Грейсона — сына одного из величайших героев Земли. Его отец, Омни‑Мэн, прибыл с далекой планеты Вилтрум, чтобы защищать землян от внешних и внутренних угроз, а Марку вместе с генами отца передаются и его способности.
Вместе с решением типичных подростковых проблем — влюбленности, учебы, отношений со сверстниками и родителями — Марку предстоит разобраться со своими сверхсилами и учиться супергеройскому ремеслу у своего отца, который, в свою очередь, скрывает некую тайну.
Свои впечатления от сериала вкратце я могу описать так: это смесь «Человека‑паука» и «Пацанов», в которой от каждого из двух взято лучшее. Очарования также добавляет практически идеальный каст озвучки: главного героя озвучивает Стивен Ён, Омни‑Мэна — Дж. К. Симмонс, также свои голоса персонажам подарили Сандра О, Уолтон Гоггинс, Гиллиан Джейкобс, Закари Куинто, Зази Битц, Марк Хэмилл и многие другие.
«Хитрости»
Поступлюсь своими принципами и включу в список сериал, у которого первый сезон не перевалил даже за середину. «Хитрости» с HBO Max, который по прискорбному недоразумению не приобрел пока ни один отечественный стриминг‑сервис, имеет все шансы стать «спящим хитом» и сорвать куш в наградном сезоне — отдельной похвалы заслуживает Джин Смарт («Хранители», «Легион»).
Смарт играет Дебору Вэнс — легендарную стендап‑диву и звезду Лас‑Вегаса. Чтобы освежить выступления и привлечь более молодую аудиторию, агент Деборы нанимает ей помощницу, юную и неопытную писательницу‑комедиантку Аву (ее играет Ханна Эйнбиндер).
«Тревожный звонок»
Экспериментальный проект стриминга AppleTV+, который находится на тонкой грани между сериалом и нарративным подкастом. Дело в том, что у этой научно‑фантастической истории практически нет визуального ряда — только субтитры и абстрактные колебания волн (как в Windows Media Player, помните?)
«Тревожный звонок» делится на девять сюжетно связанных 10‑15 минутных эпизодов, в каждом из которых вокруг собеседников, разговаривающих по телефону, начинают происходить мистические события — перестает работать гравитация, течение времени становится нелинейным, а люди, столкнувшиеся с аномалиями, погибают довольно странным образом. Каждая из серий рассказывает свою историю, а финальная сводит линии воедино и представляют развязку.
Еще одним плюсом сериала, основанного на одноименном французском проекте (а тот, в свою очередь, на короткометражном фильме) стал актерский состав — на озвучку пригласили Карен Гиллан, Педро Паскаля, Розарио Доусон, Обри Плазу, Джоуи Кинг, Лили Коллинз, Аарона Тейлора‑Джонсона и других узнаваемых актеров.
Владислав Шуравин
Милая подростковая постапокалиптика о взрослении, принятии смерти и безудержной силе времени. Таинственный вирус уничтожил почти все человечество — на Земле остались одни дети, которым зараза не грозит до тех пор, пока они не приблизятся к рубежу совершеннолетия. Какие‑то подростки стали отшельниками и пытаются жить сами по себе, другие сколотились в эдакие кланы, где всем заправляют одиозные главари с их причудливыми ритуалами (например, сожжение лидера и поедание его праха). Анна, которая ближе скорее к первым, отправляется на поиски пропавшего брата.
Среди итальянских пустошей и руинов некогда великих городов она встретится с головорезами и маньяками, успеет стать калекой, а сам сериал с каждой новой серией будет все сильнее напоминать старого «Безумного Макса». Может, и не шибко важный для жанра, но очень обаятельный и эффектно снятый проект, который на фоне новых антиутопий и подростковой фантастики выглядит более чем убедительно.
«Сыновья Сэма. Падение во тьму»
Будем считать, что советовать тру‑крайм с Netflix — не показатель дурного тона. Понятное дело, что у вас в рекомендациях этот сериал наверняка мелькал не одну сотню раз, но все эти списки со стримингов, как известно, коварнее некуда (доверия к алгоритмам никаких, а на авось надеяться не приходится).
Поэтому просто озвучу: «Сыновья Сэма» — любопытная документалка о журналисте, отправившемся в крестовый поход за безумными сектантами. Даже среди, скажем прямо, не самых выдающихся проектов Netflix, она не выглядит фаворитом, хотя посмотреть здесь есть на что. Например, на непростую историю жизни Мори Терри, вцепившегося мертвой хваткой в Сына Сэма, а еще на классический (и ближе к концу уже утомляющий) конфликт полиции и независимых следователей. Чувственный финал (тот, что чуть ли не после титров) мастерски преображает сюжет о смертельной одержимости в драму об умении до последнего отстаивать свою позицию. Даже если она кажется абсолютно безумной.
«Подземная железная дорога»
Десятисерийный магнум опус Барри Дженкинса («Лунный свет») — настолько же живописный и трогательный, насколько и бескомпромиссно жестокий. «Одиссея» по рабовладельческой Америке, где каждый город, в котором рабыня Кора прячется от преследователей, по‑своему обнажает злобный оскал.
Впрочем, с гомеровским эпосом (тут даже одного из героев зовут как античного автора) есть одно существенное расхождение: если в поэме протагонист возвращался домой, то темнокожая героиня бежит от насилия и ненависти. Куда — неясно, но от этого ее опасный путь становится трагичным вдвойне. В стране, где у холмов есть глаза, а у белых — карт‑бланш на убийство, каждый день (а то и шаг) может стать последним.