Мы запустили большой спецпроект, рассказывающий о выдающихся сериалах и фильмах.
Многие знают Джеймса МакЭвоя по роли молодого Чарльза Ксавьера в приквеле «Людей Икс», кто‑то помнит ту самую сцену секса в библиотеке из фильма «Искупление» Джо Райта, для других же он навсегда останется мерзким продажным копом из «Грязи». В этом году Джеймс блистательно вернулся на тв: в сериале «Темные начала» он сыграл лорда Азриэля. Вспоминаем самые яркие роли неотразимого шотландца (без вышеупомянутого Чарльза Ксавьера — он и так навсегда в наших сердцах и гифках).
«Темные начала»
В основу нового потенциального хита от HBO легла знаменитая трилогия Филипа Пулмана. События сериала разворачиваются в альтернативной версии Земли. В центре сюжета — сирота Лира, которую на воспитание взял эгоистичный лорд Азриэл (как раз МакЭвой). Ее мать тем временем руководит Жертвенным советом и ставит разные эксперименты над детьми. В один не самый прекрасный день лучший друг Лиры, Роджер, пропадает, и девочка отправляется на его поиски.
Лорд Азриэл, как настоящий британский аристократ, чопорен и не слишком склонен к проявлению эмоций. Все силы он вкладывает в свои исследования, поэтому постоянно бывает в экспедициях на Севере. Неудивительно, что его деймон (материальное выражение души) — это снежный барс.
«Братья по оружию»
Продюсерский проект Стивена Спилберга и Тома Хэнкса о Второй мировой войне для канала HBO стал настоящей кузницей молодых талантов. Именно здесь начинали свои карьеры Том Харди и Эндрю Скотт, одного из главных героев сыграл Дэмиэн Льюис (еще до своей прорывной роли в «Родине»), а Майкл Фассбендер появляется аж в шести сериях.
МакЭвой воплотил образ солдата Джеймса Миллера в четвертом эпизоде под названием «Пополнение». Его герою выпал нелегкий жребий: ему нужно влиться в команду ветеранов воздушных боев в Нормандии и завоевать их уважение. Война — это не только смертельная опасность, но и жесткие иерархии, и МакЭвой блистательно показывает, как сложно порой новобранцу найти свое место в этом жестоком театре.
Братья по оружию
Band of Brothers
«Дети Дюны»
До знаменитых «Хроник Нарнии» МакЭвой успел попробовать себя в фантастическом жанре на телевидении. В начале нулевых он снялся в сай‑фай шоу «Дети Дюны», сиквеле мини‑сериала «Дюна» (2000), основанного на романах Фрэнка Герберта.
«Дети Дюны» рассказывают историю дочери и сына Пола Атрейдеса — Ганимы и Лето. Последний перенял от отца дар находиться одновременно во многих местах и видеть прошлое, настоящее и будущее как единый процесс. Оба ребенка беззащитны, невинны и мечтают о «нормальном» детстве: их куда больше тянет поиграть в шахматы, чем решать проблемы вселенной. Лето в каком‑то смысле предтеча супергеройских ролей МакЭвоя — сейчас особенно любопытно наблюдать за тем, на каком диковинном материале актер оттачивал амплуа сверхчеловека.
«Большая игра»
Драматический сериал Дэвида Йейтса (дежурный режиссер франшизы про Гарри Поттера) с элементами психологического триллера фокусируется на расследовании убийства пятнадцатилетней девочки. Группа журналистов пытается доказать справедливость, однако это очень и очень непросто, ведь в деле замешана политика.
Герой Джеймса, репортер Дэн Фостер, — всего лишь случайная пешка в громком процессе. Однако его рвение помогает продвинуть дело далеко вперед. Сериал сейчас незаслуженно редко вспоминают, хотя в нем есть и нерв, и драйв, и, конечно же, тонкая актерская работа МакЭвоя. Королевское телевизионное общество в свое время наградило шоу в категории «Лучший драматический сериал».
«Шекспир на новый лад»
Пожалуй, каждый английский актер мечтает сыграть Гамлета, а шотландец — Макбета. Джеймс МакЭвой — не исключение. В 2005 году канал BBC One решил адаптировать шекспировские пьесы на современный лад, взяв, например, такие шедевры, как «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего». Конечно, «Макбет» тоже попал в список.
Макбет 21‑го века оказывается су‑шефом мишленовского ресторана. Кухня — это его замок, и он жаждет получить права на весь ресторан, но ему очень трудно справиться с внутренними демонами. Сериал состоит из 4‑х очень разных эпизодов, но именно история про Джо Макбета, полностью поглощенного безумием, страхом и властью, оставляет резкое неприятное послевкусие. Возможно, имеет смысл смотреть пьесы не по порядку, чтобы закончить весь цикл какой‑нибудь комедией.
«Бесстыдники»
До того, как американский канал Showtime выпустил в эфир историю о неблагополучной семье Галлахеров, в Соединенном Королевстве уже давно смотрели на злоключения обаятельных неудачников. «Бесстыдники» Туманного Альбиона стали ценной находкой Channel 4, который специализировался на провокационных, необычных историях. В ночное время они вполне могли крутить программы с эротической тематикой. Проще говоря, канал не боялись переходить границы и создавать что‑то новое, революционное.
История про бедную семью из вымышленного района северного города Манчестер, где отец постоянно пьет, старшая дочь встречается с вором, младшие дети постоянно попадают в какие‑то передряги, а соседи вообще непонятно кто такие, штурмом взяла сердца простых британских зрителей. А для Джеймса МакЭвоя стала прорывом в карьере.
Его герой по имени Стив влюбляется в старшую дочь семейства Галлахеров — Фиону (кстати, экранный роман между МакЭвоем и исполнительницей этой роли Энн‑Мэри Дафф перерос в настоящий и продлился около 10 лет). Стива сложно назвать завидным женихом: он ворует машины или просто содержимое из них. Впрочем, такая «профессия» не мешает ему быть честным, справедливым романтиком. Эдакий современный Робин Гуд.
После «Бесстыдников» такой образ надолго закрепился за МакЭвоем. Он долго играл подобных персонажей, пока не разорвал порочный круг грандиозной ролью в драме «Грязь» Джона С. Бейрда.
«А в душе я танцую»
Словно вторя картине «Моя левая нога» с Дэниэлом Дэй‑Льюисом, Дэмиэн О’Доннелл снял историю про двух инвалидов, которые просто хотят радоваться жизни. Майкл (Стивен Робертсон) и Рори (Джеймс МакЭвой) отказываются быть заточенными в доме для людей с ограниченными возможностями и пялиться в телевизор по несколько часов. Герой Джеймса — настоящий бунтарь, любит выпить, танцевать и заигрывать с девушками. А если кто‑то пойдет против него, то он спокойно можно послать того куда подальше.
Эту роль можно по праву назвать одной из лучших в карьере Джеймса. Скептицизм Рори помогает скрыть его настоящие переживания, поэтому МакЭвой как будто играет двух разных персонажей (неплохая разминочка перед «Сплитом»).
«Искупление»
Участие в фильме Джо Райта, снятом по одноименному роману Иэна Макьюэна, подняло карьеру Джеймса МакЭвоя на новый уровень. Именно образ простодушного молодого парня Робби, пылающего любовью к аристократке Сесилии (Кира Найтли) принес ему бешеную популярность среди британской публики, а потом уже и в Америке.
Джеймс рассказывал в интервью The Guardian, что Джо Райт в своем выборе опирался на его бэкграунд. Действительно, МакЭвой родился в семье из рабочего класса в портовом городе Глазго. Став актером, Джеймс открыл себе путь к звездной жизни. В общем, история Робби актеру довольно близка.
«Особо опасен»
Джеймс МакЭвой раньше явно не был фанатом спортзалов, поэтому для главной роли в боевике Тимура Бекмамбетова ему пришлось изрядно потрудиться над собой, чтобы быть в хорошей физической форме. К слову, единственным спортом, которым он увлекался, был футбол. Собственно, а чем еще настоящему шотландцу увлекаться?
Уэсли Гибсон работает скучным клерком и скрывается от всего мира в своей кабинке. Классический неудачник без каких‑либо перспектив. Но встреча с загадочной девушкой по имени Фокс (Анджелина Джоли) меняет его жизнь, и вот Уэсли решает стать наемным убийцей, а заодно раскрыть тайны своего прошлого.
МакЭвой до этого фильма не проявлял себя как «физический» актер: сложные гаммы эмоций он умудрялся передавать одними глазами. Однако здесь он переизобретает себя и находит новое амплуа, которое в итоге приведет его к более «прямолинейным» ролям в коммерческом кино.
«Последний король Шотландии»
В 2006‑м Джеймс МакЭвой получает премию Британской киноакадемии в категории «Восходящая звезда», а в 2007‑м удостаивается первой номинации как лучший актер второго плана в исторической драме Кевина Макдональда «Последний король Шотландии».
В фильме он играет молодого медика Николаса Гарригана, который по наивности среднего класса отправляется в маленькую деревню в Уганде лечить африканское население от различных болезней. Миссия по спасению жителей неблагополучной страны оборачивается настоящим адом, когда ему приходится оказать помощь президенту Иди Амину. Последний так заинтересовывается Николасом, что приглашает стать его личным врачом.
Восхищение властной фигурой быстро сменяется настоящей ненавистью и страхом. Гарриган делает все возможное, чтобы помешать деспотичной политике Амина. Только его попытки будут сопровождаться кровью, слезами и насилием. Форрест Уиттакер за роль Иди Амина получил «Оскар», а вот МакЭвой остался незаслуженно проигнорирован американской киноакадемией.
«Грязь»
«Грязь» — экранизация романа «Дерьмо» Ирвина Уэлша, который прославился на весь мир книгой «На игле» про эдинбургских наркоманов. Для Джеймса этот фильм стал возможностью показать себя с другой стороны и избавиться от амплуа «хорошего парня». Плюс наконец‑то можно было пощеголять шотландским акцентом!
Герой МакЭвоя — мерзкий коп по имени Брюс Робертсон. Он сексист, насильник, наркоман и просто сумасшедший. МакЭвоя в этой роли просто не узнать: никакого фирменного блеска голубых глаз, только злобный оскал и игра на разрыв аорты. «Грязь» эффектно перезапустила карьеру Джеймса, открыв ему дверь в темный мир пугающе отрицательных персонажей.
«Сплит»
Спустя 17 лет М. Найт Шьямалан выпустил условный сиквел своего супергеройского триллера «Неуязвимый» — «Сплит». В этот раз он знакомит зрителей с неким Кевином, который похищает трех подростков на парковке. Дело в том, что в нем живут 23 разных личности, но все они ожидают, когда проснется самая опасная, 24‑я, по имени Зверь.
Желающий окончательно отойти от образа «хорошего» парня, МакЭвой блистает в «Грязи», удивляет в «Трансе» Дэнни Бойла, участвует в театральной постановке Макбета, но по‑настоящему сбрасывает с себя это амплуа только в фильме Шьямалана. Безусловно, «Сплит» — бенефис актера. Он гениально вальсирует между «личностями», становясь то «доброй» и заботящейся женщиной Патрисией, то 9‑летним шепелявым мальчиком Хедвигом, то травмированным, забитым Кевином. Самая сложная и сильная роль в карьере актера.