Amediateka Blog
blog-banner
Подборки

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

Парни тоже плачут.

Еще не так давно было принято считать, что мужские персонажи в кино и на телевидении должны демонстрировать силу 24/7 и не знать слов любви. Однако свободное проявление эмоций, признание своих слабостей, походы к психотерапевту — все это может быть необходимо абсолютно любому человеку, вне зависимости от пола и социального положения. 

Но если женщин в основном воспитывают таким образом, что им чуть проще работать со своими травмами, то мужчин часто учат скрывать свои чувства. Мы выбрали шесть честных сериалов, где герои‑мужчины оказываются в кризисе — и каждый по‑своему пытается справиться с горем, тревогами и неудачами. Все эти проекты вы можете посмотреть в Амедиатеке.

Материал содержит небольшие спойлеры. 

«Сопрано»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

«Заходит как‑то криминальный авторитет к психотерапевту жаловаться на злую мать и панические атаки» — звучит, как сетап бумерской шутки. Вместо панчлайна — растянувшийся на 86 часов сериал, который войдет в историю как «величайший». Проблемы Тони Сопрано не ограничиваются отношениями с матерью‑нигилисткой и приступами, которые показывают его слабаком в компании токсичных ребят, называющих психотерапевта «мозгоправом». Это не эпизодичный кризис, а перманентное состояние, в котором он живет все шесть сезонов: с горем пополам управляет обеими семьями и делает все, чтобы не закончить как большинство его коллег — с дыркой в животе или в тюрьме.

«Сопрано» никогда не был сериалом о типичных гангстерских разборках и криминальной романтике, все ровно наоборот — он о том, что происходит между ними, о «чертовой обыденности жизни», как ее называет Крисси, племянник главного героя. В какой‑то момент он вслух спросит «где моя сюжетная арка?». Это пока что не метакомментарий, ломающий четвертую стену (он появится в сериале чуть позже), а крик о помощи от персонажа, который вырос на фильмах Мартина Скорсезе, дилогии «Крестный отец» и уже успел разочароваться в преступном образе жизни.

В мире «Сопрано» страдает не только босс криминальной семьи Нью‑Джерси — под давлением живут абсолютно все герои: от детей Тони и его психотерапевта до «членов семьи» и абсолютно случайных людей. Персонажи сериала будто всегда находятся в состоянии экзистенциального кризиса — пытаются понять, кто они и куда идут (лейтмотив шестого сезона), иногда и вовсе стремятся сбежать от судьбы, которая их, очевидно, ни за что не отпустит. Все это — лишь скучная, лишенная драматизма и кульминации обыденность, в которой даже смерть воспринимается частью рутины. Лучше всего об этом скажет как ни странно сам Тони: «Говорят, каждый день — это подарок. Но почему им должна быть пара носков?».

9.2
film poster
1999

Сопрано

The Sopranos

Режиссеры: Тимоти Ван Паттен, Джон Паттерсон, Аллен Култер, Алан Тейлор

«Безумцы»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

Где «Сопрано», там и «Безумцы» — еще один представитель ушедшего в небытие жанра «престижных драм». Так получилось, что сериал Мэттью Уайнера каким‑то чудом стал одним из главных развлечений этого года: во времена вынужденной весенней самоизоляции его смотрели запоем и активно обсуждали американские зрители.

Почему из всей современной классики выбор пал именно на «Безумцев» — сказать трудно. Наверное, причина в том, что, как и любое выдающееся историческое произведение, сериал о рекламщиках 1960‑х — не про события, произошедшие 60 лет назад, а о вневременных ситуациях, которые резонируют с нашим временем. Например, в конце нулевых нетрудно было провести параллель между сериальной Вьетнамской войной и реальной войной в Ираке. Конечно, размышлений о выживании во времена пандемии в «Безумцах» не найти, но при желании можно вычленить один из главных мотивов шоу — как американцы реагируют на кризисы? Точнее так: как рекламщики заставляют американский консьюмеризм процветать даже во времена кризиса?

В финале третьего сезона Дон Дрейпер уговаривает Пегги Олсон присоединиться к их новому рекламному агентству: «Люди покупают вещи. Люди, вроде тебя и меня. Но что‑то происходит. Что‑то плохое. И они больше не смотрят на себя, как раньше. Никто этого не понимает. А ты понимаешь. И это очень ценится». Эти слова, сказанные после убийства Джона Кеннеди, опять же идеально ложатся на любой кризисный период, в том числе и на 2020 год.

В то же время это ключ к пониманию Дона Дрейпера, одного из главных антигероев в истории телевидения. Он — самозванец, выдающий себя за другого человека, вечный одиночка, который потерял родителей, брата и вот‑вот потеряет семью из‑за развода. Кому как не ему, человеку‑хамелеону, знать о кризисе идентичности? Эти редкие знания он и Пегги вкладывают в рекламу, убеждая людей, что именно этот товар поможет им наконец обрести себя. Существует десятки причин почему стоит смотреть «Безумцев», в 2020 году прибавилась еще одна — можно смело брать пример с нарцисса и эгоцентриста Дрейпера, который всегда живет к кризисе, но в отличие от многих хотя бы знает, как извлекать из этого пользу.

7.7
film poster
2007

Безумцы

Mad Men

Режиссеры: Фил Абрахам, Майкл Аппендаль, Дженнифер Гетцингер, Мэттью Уайнер

«Я знаю, что это правда»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

Если выбирать маскота ненавидимого всеми 2020 года, то им точно должен стать один из героев Марка Руффало в авторском сериале Дерека Сиенфрэнса «Я знаю, что это правда». Братья‑близнецы в его исполнении — ходячие магниты, притягивающие несчастья и трагедии. Собственно, с одного из таких ударов судьбы и начинается сериал: страдающий шизофренией Томас отрезает себе кисть в качестве протеста против войны в Персидском заливе. Доминик по привычке отправляется спасать брата из тюрьмы строгого режима, попутно вспоминая тяжелое детство (издевательство ровесников) и проблемы в личной жизни (смерть дочери).

Временный кризис? Скорее катастрофа длиною в жизнь. Было понятно, что автор «Валентинки» и «Места под соснами» вообще не знает, что такое сострадание к героям, но в этот раз Сиенфрэнс дал волю внутреннему садисту. Тяжелый экзистенциальный кризис братьев он по привычке рисует жирными мазками: зритель может спокойно сыграть в бинго, вынеся на игровое поле любую эмоциональную или физическую травму. Самоубийство, рак, смерть детей — здесь есть все.

«Шучу»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

В этом году тихо на покой ушел «Шучу» — сериал, который начался как сценарное упражнение формата «а что если у вечно позитивного и доброго ведущего детской передачи, условного мистера Роджерса, начнется экзистенциальный кризис?», а закончился как одно из самых необычных и дерзких произведений об утрате и переживании горя.

История Джеффа Пиккарилло — это и правда лучшая иллюстрация слова «кризис»: в ДТП погибает один из сыновей, жена подает на развод, отец умирает, а шоу разваливается — жизнь не просто показывает ему средний палец, а нагло тычет им в лицо. В ответ Джефф лишь продолжает робко улыбаться. Трагикомедия о человеке, который так долго учил детей быть добрыми, что по пути забыл, как самому вымещать злость, — само по себе редкое для современного телевидения явление, но особенно выделяет «Шучу» участие Джима Керри.

Джефф Пиккарилло — не просто очередная драматическая роль для талантливого актера, зажатого в тиски комедийного амплуа; это, во‑первых, ультимативный образ Джима Керри, а еще самая личная роль в его карьере. Снова двуликий («Лжец, Лжец»), чересчур наивный («Вечное сияние чистого разума») и обиженный на жизнь («Всегда говори Да») герой, чей идеальный и тщательно выстроенный мир начинает разрушаться («Шоу Трумана»).

Сначала кажется, что это ленивый best of Джима Керри, но на самом деле эту роль питает не богатый опыт, а боль самого актера, прекрасно знакомого с чувством утраты близкого человека. В 2015 году его бывшая подруга Катриона Уайт покончила жизнь самоубийством. Грань между реальностью и вымыслом размывается, непонятно, где кончается Джим Керри, а где начинается Джефф Пиккарилло — «Шучу» превращается в безжалостную метаисторию о том, как продолжать жить в мире, из которого ушел любимый человек.

7.8
film poster
2018

Шучу

Kidding

Режиссеры: Мишель Гондри, Джейк Шрейер, Минки Спиро, Берт

«Единорог»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

За последние несколько лет на телевидении кардинально изменилось отношение к смерти: раньше она была драматическим приемом, но в то же время табуированной темой, с которой работали лишь единицы шоураннеров («Клиент всегда мертв», «Мертвые, как я»). Сейчас все иначе: death positive проектов все еще слишком мало («Хорошее место»), но теперь смерть осмысляют намного чаще — совсем недавно на малых экранах появились такие сериалы, как «Матрешка» (о бессмертии во временной петле), «Сочувствую вашей утрате», «Я никогда не…» и «Мертв для меня» (об утрате близкого человека). «Единорог» — еще одна история, в которой смерть играет ключевую роль.

Вынесенное в название мифическое существо — это термин, которым называют вдовцов и преданных семьянинов на сайтах знакомств. Комбо настолько редкое в наше время, что таких завидных мужчин, ищущих долгосрочные отношения, называют единорогами. Уэйд — как раз такой: после смерти жены он посвятил все свободное время воспитанию дочерей и только по просьбам друзей решил создать профиль на сайте знакомств. И без того редкий для эфирного канала проект о романтических похождениях вдовца выделяет участие Уолтона Гоггинса — одного из самых харизматичных сериальных злодеев последних десятилетий, который здесь внезапно играет почти карикатурного добряка.

Как и «Шучу» для Джима Керри, «Единорог» — довольно личный проект для Гоггинса, который в 2004 году потерял жену. Но это не сериал о страдании, напротив —воодушевляющая комедия, которая учит тому, что с любым кризисом можно справиться, если рядом есть дружеское плечо.

7.6
film poster
2019

Единорог

The Unicorn

Режиссеры: Джон Гамбург, Дин Холлэнд, Кабир Ахтар, Алекс Рейд

«Барри»

На грани нервного срыва: 6 сериалов о мужчинах в кризисе

В этом году на малые экраны не вернулось несколько выдающихся сериалов, среди них «Барри» — уникальная черная комедия про наемного убийцу, который мечтает стать актером. Как и «Атланта», «4лен» или «Рами», «Барри» — это уже не жанровая комедия, но еще не полноценное драмеди. Основным источником юмора здесь выступает не поток гэгов, а череда странных ситуаций и то, как на них реагируют неподготовленные и ничего не понимающие герои. Яркий пример — великий эпизод «ронни/лили», в котором 12‑летняя любительница тхэквондо раз за разом избивает Барри: здесь минимум панчлайнов и ванлайнеров, только физическая комедия и абсурд.

Но что отличает «Барри» от обычных ситуационных комедий/ситкомов, помимо съемок на натуре, отсутствия закадрового смеха и цензуры? Как минимум то, что создатели, Билл Хейдер и Алек Берг, работают с персонажами как сценаристы драматического сериала: наделяют их эмоциональной уязвимостью,  а еще постоянно подвергают смертельной опасности. Киллер Барри Беркман бежит от прошлого и создает себе новую личность — начинающего актера Барри Блока; их чередование приводит к очевидному столкновению миров, но куда важнее то, что это перерастает во внутренний конфликт Барри.

Одним из ключевых моментов второго сезона становится флэшбэк о службе героя в Афганистане. Барри рассказывает группе, как убил трех человек с расстояния в 700 метров, в это время в качестве актерского упражнения несколько одноклассников воссоздают воспоминание на сцене — они знают Барри Блока, поэтому показывают его раскаяние и слезы, но в реальности Барри Беркман получал поздравления за героический поступок, а его талант позволил ему стать киллером. В течение всего сезона он пытается подавить эти воспоминания, пока окончательно не принимает настоящего себя.

8.3
film poster
2018

Барри

Barry

Режиссеры: Билл Хейдер, Алек Берг, Хиро Мурай, Мэгги Кэри

Вам это понравится