Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Как Джим Керри создавал главного героя сериала «Шучу»

Одна из лучших ролей великого комика.

С 10 февраля в Амедиатеке начнется второй сезон «Шучу» — трагикомедии с Джимом Керри в роли ведущего детской программы, который пытается сохранять на лице улыбку, когда мир вокруг него трещит по швам.

Разбираемся, из чего состоит образ Джеффа Пиккарилло, который стал одним из важнейших драматических образов в карьере Джима Керри.

Алихан Исрапилов

автор

Больше, чем просто комедийный актер


Джим Керри в первом сезоне сериала «Шучу»

Драматические роли Джима Керри давно стали притчей во языцех. Редкие в последнее десятилетие появления актера на экране обязательно сопровождаются материалами, напоминающими о том, что в послужном списке актера есть фильмы, в которых он не только «кривляется». Об этом вроде как никто не забывал, но что поделать — такова цена, которую платят комедийные актеры, способные выйти за рамки привычного амплуа. Недавно схожая ситуация повторилась с Адамом Сэндлером, который выдал одну из лучших ролей в карьере, сыграв в фильме братьев Сэфди «Неограненные драгоценности». Многие издания начали выпускать материалы о том, что Сэндлер — не просто звезда фильмов а-ля «Одноклассники», но и актер, снимавшийся, между прочим, у Пола Томаса Андерсона и Ноа Баумбака. Когда его обделили заветной номинацией на премию «Оскар», многие коллеги по цеху поддержали Сэндлера, но, кажется, никто не был удивлен ситуацией.

Лирическое отступление про Адама Сэндлера неслучайно: в свое время Джим Керри был, как считают фанаты, трижды несправедливо проигнорирован киноакадемией — за «Шоу Трумана» в 1999-м, «Человека на Луне» в 2000-м и «Вечное сияние чистого разума» в 2005 году. Показательная ситуация: прошло 15 лет, а высоколобые академики до сих пор отказываются рассматривать комедийных актеров всерьез. Однако если Сэндлер ограничился милым твитом о том, что ему теперь не придется надевать костюмы, и шуткой, что если он не получит номинацию, то назло всем сыграет в абсолютно ужасной комедии, то Керри такое отношение явно задело.

Кадр из фильма «Шоу Трумана»

Он постарался сократить количество ролей, в которых задействована его фирменная пластика, и начал соглашаться на роли в драматических проектах, некоторые из которых до сих пор считаются худшими в его фильмографии. В 2007 году Керри получил номинацию на «Золотую малину» за «Роковое число 23». 11 лет спустя он сыграл в карикатурно-мрачном польском детективе «Настоящее преступление», который вообще остался без положительных профессиональных отзывов и теперь состоит в эксклюзивном клубе фильмов, у которых 0% на Rotten Tomatoes.

Впрочем, сам Керри то заявлял, что не чувствовал себя обделенным из-за отсутствия номинации, то жестко проходился по сезону наград:

Все это большой идиотизм: если ты не приходишь на какой-нибудь ужин, то сразу теряешь шансы. Я плохо играл в эту игру. Я чувствую обиду из-за наград только тогда, когда мне говорят, что так и должно быть.


Так или иначе, к середине прошлого десятилетия Керри уже перестал быть популярным актером, который мог окупить свои 7-значные гонорары — он стал художником, критикующим в творчестве современную политическую ситуацию в США, философом, отрицающим существование некоего Джима Керри, и то ли безумцем, то ли искусным троллем, издевавшимся над людьми во время интервью. В это же время Дэйв Холстейн начал писать сценарий сериала «Шучу», представляя в главной роли только Джима Керри.

Кадр из сериала «Шучу»

Актер несколько лет избегал сценария, потому что считал, что «телевидение — это место, куда кинозвезды идут не работать, а медленно умирать». Благодаря усилиям Мишеля Гондри, который уже работал с Керри над «Вечным сиянием чистого разума», он прочитал сценарий, про который впоследствии сказал«это то, чего я ждал годами». Актер согласился участвовать в проекте и, кажется, не прогадал: «Шучу» стало идеальным возвращением «того самого» Джима Керри.

За свою продолжительную карьеру Керри справлялся с разными образами: он играл двуликих персонажей («Лжец, Лжец», «Кабельщик», «Я, снова я и Ирэн»), меланхоличных и наивных героев («Шоу Трумана», «Вечное сияние чистого разума»), обиженных на жизнь простофиль («Гринч – похититель Рождества», «Всегда говори Да») и, конечно, проблемного комика («Человек на луне», на съемках которого Керри так вжился в роль, что чуть не сошел с ума). «Шучу» дал ему редкую возможность собрать знакомые образы в одном комплексном герое — Джеффе Пиккарилло, который после смерти сына в ДТП и последующего развода осознает, что жизнь может быть жестокой. Маска неунывающего детского ведущего по имени Мистер Пиклз приросла к нему настолько, что он уже не знает, как ее сорвать, и принять весь эмоции, которые он так долго подавлял.

Мистер Роджерс 


Образ Мистера Пиклза основан на детском ведущем Мистере Роджерсе

Не надо гадать и тыкать пальцем в небо, чтобы понять, что прообразом Мистера Пиклза стал легендарный детский ведущий Мистер Роджерс, который с 1968 по 2001 год вел программу «Соседство мистера Роджерса», воспевающую терпимость, доброту и заботу об окружающих. Его статус практически святого непоколебим, но его наследие начали снова воспевать только через 15 лет после его смерти. По случайному совпадению «Шучу» вышел одновременно с проектами, осмысляющими вклад Роджерса не только в поп-культуру, но и в воспитание нескольких поколений американцев.

В 2018 году состоялась премьера документального фильма Моргана Невилла «Будешь моим соседом?», который благодаря архивным материалам и интервью коллег представил зрителям портрет того самого Мистера Роджерса — человека, который учил детей переживать разные эмоции, быть честным и не судить людей по цвету кожи или полу. В США фильм стал хитом и подготовил почву для прошлогодней уже художественной картины «Прекрасный день по соседству» Мариэль Хеллер, в котором роль Роджерса исполнил Том Хэнкс.

Том Хэнкс в образе Мистера Роджерса

Это не масштабный байопик о жизни и работе ведущего, а экранизация отдельной истории из его биографии: в 1998 году журналисту Esquire Тому Джуноду поручили написать небольшую статью о Роджерсе, которого тот всегда считал чересчур добрым и мягкотелым. Однако это короткое знакомство позволило Джуноду дать умирающему отцу второй шанс и перестать считать доброту слабостью. Довольно иронично в контексте истории о Джиме Керри, что оба фильма активно участвовали в сезоне наград, но были обделены номинациями на премию «Оскар». Единственную получил Том Хэнкс за одну из лучших ролей в поздней карьере.

«Шучу» в этой троице выглядит как проект, который скорее издевается над наследием Мистера Роджерса и пародирует его наследие в формате «а что если?». Например, Мишель Гондри считает, что «Шучу» — это больше, чем просто история об условном Мистере Роджерсе. О ведущем француз узнал лишь на съемках, посмотрев несколько эпизодов, и так и не смог понять его подход:

Я не фанат. Видимо, в Америке вы обязаны его любить, а увиденное не заставило меня влюбиться. Он 100% времени чересчур добрый. Мне нужен кто-то более чудаковатый.


Шоураннер сериала Дэйв Холстейн не скрывает очевидного вдохновения и признается, что всегда пытался разглядеть в ведущем обратную сторону:

Я считал Мистера Роджерса действительно страшным человеком, потому что он никогда не злился. Как человек может прожить более 30 лет без злости? И что произойдет с ним, когда он разозлится впервые? С этого я и хотел начать персонажа. Давайте возьмем кого-то искренне доброго, оптимистичного; того, кто хочет сделать мир лучшим место; того, кто не ругается и не врет. Но что станет для него поворотным моментом?


Холстейн семь лет проработал сценаристом сериала «Косяки» на Showtime, который вышел на экраны в середине нулевых и отвечал спросу на телевизионных антигероев, вроде Тони Сопрано и Грегори Хауса (позже — Дона Дрейпера и Уолтера Уайта). Когда в 2013 году он начал работу над собственным сериалом, эпоха антигероев постепенно подходила к концу. Да и сам Холстейн не хотел, чтобы его герой переживал трансформацию и шел во все тяжкие, убивал людей или употреблял наркотики, как это делали герои популярных кабельных сериалов — напротив, герой должен хотеть остаться добрым. Нужно было взять кого-то наподобие Мистера Роджерса, закинуть его в мрачный мир, населенный злыми людьми, и смотреть, как он будет себя вести. 

Джим Керри в образе Джеффа Пиккарилло 

Однако «Шучу» переосмысляет не только образ неунывающего Мистера Роджерса, но и работает с мифами, которые были сконструированы вокруг его персоны за 30 лет работы на телевидении. В одном из эпизодов машину Джеффа угоняют и отправляют в автомастерскую — полностью разобрав автомобиль, грабители находят в багажнике Уку-Ларри, реквизит Мистера Пиклза, оформленный под обезьянку. Они понимают, кому принадлежит машина, собирают ее и отгоняют обратно. Однако есть отдельные сцены, которые будто созданы с насмешкой над Роджерсом — в одном из эпизодов Мистер Пиклз разбирает почту от детей и находит там фотографию клитора, которую отправила женщина, выросшая на его программе.

Получается довольно ироничная ситуация: создатели сериала заявляют, что Мистер Роджерс — лишь стартовая точка их истории, они открыто говорят, что не являются фанатами ведущего, разворачивают его историю на 180 градусов, пародируют смешные истории о нем, но все равно остаются верны его идеям, потому что за всем этим скрыта история о человеке, который пытается вернуть семью. Это такой же сюжет об исцелении и прощении, проговаривании эмоций и доброте, как в передаче Мистера Роджерса, только рассказанный для взрослых — с выдающимися сценами, снятыми одним дублем, нецензурной лексикой и сексом. 

Переживая травму


Кадр из второго сезона сериала «Шучу»

Как ни странно, но, наверное, лучшим сравнением для «Шучу» будет не «Вечное сияние чистого разума», над которым когда-то работали Джим Керри и Мишель Гондри, а, возможно, «Шоу Трумана». Фильм и сериал рассказывают о наивном герое, живущем в тщательно сконструированном мире, который начинает ломаться из-за вмешательства реальной жизни. Для Джеффа тем самым поворотным моментом, о котором говорил шоураннер Дэйв Холстейн, становится смерть сына-подростка в ДТП. Кукольный мир, яркие декорации и маска оптимиста Мистера Пиклза помогли герою относительно безболезненно пережить утрату, оставив жену оплакивать смерть сына в одиночку.

Сам Керри не понаслышке знаком с чувством утраты близкого человека, но в отличие от своего героя у него не было безопасной территории, на которую можно было сбежать. В 2015 году его бывшая подруга Катриона Уайт покончила жизнь самоубийством. Ее смерть вызвала череду взаимных обвинений семьи Уайт и Керри в случившемся, которые в итоге переросли в затяжной судебный процесс. Съемки «Шучу» начались в 2018 году, когда иск к Керри был отменен, и актер был признан невиновным в смерти Уайт.

Мишель Гондри признался, что создатели сериала не игнорировали биографию актера и знали, что Керри перенесет реальную боль на героя:

Конечно, я не в праве говорить про его личную жизнь. Я знаю, что Джим переживает трудные времена: это видно по нему. Я просто прошу развивать героя в этом направлении.


Если не знать подробности личной жизни Керри, сериал не станет хуже, но благодаря этой информации становится понятно, насколько это близкий актеру образ: скорбящий актер, зажатый в рамках своего комедийного образа, играет роль скорбящего ведущего, зажатого в рамках своего комедийного образа. Мета-уровень, на который выходит сериал, заставляет прочувствовать боль Джима Керри, который, как и его герой, с трудом чередует образ медийной персоны и обычного человека. Возможно, именно поэтому Джефф Пиккарилло кажется одним из самых точных образов в карьере актера. 

Вам это понравится