Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Почему нужно смотреть второй сезон «Шучу»

Джим Керри наносит ответный удар.

«Шучу» Дэйва Холстейна вернулось со вторым сезоном. Мистер Пиклз в кризисе: дети всей Америки, а может и мира впервые за 30 лет не слышат голос добрейшего телеведущего. Кто из героев получил больше экранного времени, как изменилась визуальная часть и куда двигается сюжет — в нашем материале. 

Клиника чистого разума

Дом Дракона

Джефф Пиккарилло (Джим Керри) — современный святой, которого нелегкая занесла в фамильную телепрограмму, где он с песнями и куклами учит уже несколько поколений детей быть добрыми и порядочными. Джефф слабо отделим от экранного альтер эго: как и мистер Пиклз, он краснеет от нецензурного слова на букву «п», не курит и ничего не пьет (последний алкоголь в его жизни — глоток шампанского на свадьбе 21 июня 2003 года), а также рвется всем помочь.

Кажется, даже смерть в автокатастрофе сына Фила — одного из братьев‑близнецов — не сбила Джеффа с ноты вечного оптимизма. Хотя ничего не осталось прежним: супруга‑медсестра Джилл (Джуди Грир) хочет развода и набивает крохотную татуировку (Джефф в шоке), второй сын Уилл (Коул Аллен) погружается в бунтарство пубертата, отец‑продюсер Себастьян (Фрэнк Ланджелла) отказывается делать программу о смерти, а сестра Дейдра (Кэтрин Кинер), мастерски создающая куклы, тоже находится на грани развода. Заканчивается все тем, что Джефф сбивает на автомобиле анастезиолога Питера (Джастин Кирк) — нового бойфренда бывшей супруги.

Временно выпустив темную сторону, Джефф возвращается в обычный режим и вместе с Джилл везет Питера в больницу, где соглашается стать донором печени (пригодились годы трезвости и статус универсального донора). Под анестезией он оказывается вместе с жертвой‑соперником в кукольном мире, созданном для шоу мистера Пиклза, и осознает важное: последние годы он винил себя в гибели сына. Вернувшись к реальности, Джефф решает перезапустить и шоу, и себя: коротко постригшись он выпускает серию игрушек «Слушай меня, мистер Пиклз», благодаря которой дети по всей Америке смогут делиться с ним своими неприятностями. То ли еще будет.

Слов моих сухие листья

Дом Дракона

«Шучу» Дэйва Холстейна — рукотворный сэдком, на первых порах привлекавший к себе внимание воссоединением на площадке режиссера Мишеля Гондри и артиста Джима Керри. Гондри снял половину первого сезона и выступал продюсером на проекте, а во втором сезоне ушел на второй план — ограничился съемкой двух эпизодов без прочего творческого участия.

Однако узнаваемая манера режиссера, которая так удачно легла на реалистично‑кукольный мир «Шучу», не главный козырь проекта. В первую очередь Холстейн очень точно выбрал интонацию: трагикомичность сэдкома (печальный брат ситкома) позволяет «Шучу» в соседних эпизодах быть уморительным и душераздирающим, умилительным и убедительным, добродушным и едким. Как и мистер Пиклз, мечущийся между маской и личностью, семьей и детьми Америки, святостью и отчаянием, сэдкомы сохраняют на протяжении всей дистанции сложные эмоции. Не случайно ярчайшие комедии 2010‑х — например, «Атланта», «Счастливчик Луи» и «Конь БоДжек» — сделаны в этом если не жанре, то интонации. Совместить смех и слезы кажется чертовски удачной идеей.

Спокойной ночи, малыши

Дом Дракона

В прицеле «Шучу» — воспитание детей и влияние на них «доброй» массовой культуры. Тот зазор, который остается между уроками достойной жизни — и самой этой жизнью. В первом сезоне Джефф очень точно описывает этот конфликт: «Дети знают, что небо голубое. Им нужно знать, что делать, если оно начнет падать». Впрочем, Джефф — ребенок с непростым детством — сам не знает, что противопоставить рушащемуся небосклону.

За образец поучительной программы для детей Холстейн и Гондри взяли шоу «Соседство мистера Роджера», которое продержалось в эфире почти полвека (с 1968‑го по 2001‑й). В первом сезоне они столкнули нового Фреда Роджерса с глубокой личной трагедией, во втором — окунулись в его прошлое.

Структура массовой культуры таким образом усложняется: шоу мистера Пиклза, продюсируемое отцом и декорируемое сестрой, не только альтернативный мир, где на великанах и оживших хот‑догах Джефф рассказывает детям о мире. Это еще и его возможность убежать от разочарований детства, что прошло без матери и с отцом, который игнорировал эмоции сына и готовил его к жизни в меру своего понимания. Кукольное шоу оказывается как причиной возможной травмы для детей, которых оно не подготовило к контакту с реальностью, так и лекарством от него — как минимум для самого Джеффа Пиккарилло. Эта спасительно‑ранящая спираль — еще одна двойственность, которую пытается осмыслить сериал.

А без музыки не хочется пропадать

Дом Дракона

Музыкальные номера — такая же важная часть «Шучу», как у настоящих детских шоу. «Каждой боли нужно имя», — пел Джефф в первом сезоне, а во втором у них с Питером случается настоящий музыкальный баттл, в ходе которого мистер Пиклз и находит занозу своего отчаяния.

Этот прием тут как никогда уместен: герои мюзиклов нередко пропевают вслух сокровенные мысли, а для Джеффа только формат игры, кукольной постановки — путь к собственным эмоциям, где он их закодировал еще в юности. Быть может, по ходу сезона кукольная реальность начнет значительно уступать повседневности, но одного второго эпизода — мюзикла под анестезией — достаточно, чтобы уравняться по рукодельному задору с первым сезоном.

Это я, а это кто?

?

Дом Дракона

Второй сезон, как и любой сиквел, должен не только закреплять визуальные и сюжетные ходы «первой главы», но и расширять — историю или вселенную. Простейший (по мысли, а не реализации) способ это сделать — обратить внимание на прежде второстепенных персонажей: дать им слово или вовсе вывести на передний план.

«Шучу» и в первом сезоне немало времени уделял Дейдре — сестре Джеффа, которая менее стоически переносит бытовые невзгоды, дополнительно страдая от вечной второй роли (отец никогда особенно в нее не верил), а также Уиллу — сыну Джеффа, который оттенял энергичного брата Фила, увлеченного фокусами и пользовавшегося популярностью у девочек. Во втором сезоне им предстоит через многое пройти: Дейдре — развод, проблемы с наркотиками и воспитание дочери; Уиллу — первую любовь, принятие отца и переосмысление отношений с покойным братом. Больше свободного/экранного времени получит и старина Себ, вместе с постом продюсера потерявший и внутреннее оправдание: все, что он делал для блага семьи, кажется, никому счастья не принесло.

Это вдвойне логично на фоне лозунга «Слушай меня, мистер Пиклз». Хотя Джефф явно не собирается сходить с авансцены: скорее, он готов отказаться от философии «хочу всем нравиться». Многие родители явно недовольны его вмешательством в их жизнь: дети охотно делятся с куклой телеведущего домашними невзгодами и получают от него то внимание, которое не могут им оказать родители.

В плане визуальных решений Хольстейн и режиссерская группа добавляют к дихотомии жизнь/телешоу еще и пару прошлое/настоящее. Джеффа преследуют флешбеки из 2003‑го, когда он женился, и воспоминания о поездке с беременной женой в больницу. Следом подтягиваются детские воспоминания: все эти сцены из счастливой жизни Джеффу тоже предстоит переосмыслить.

Времена не выбирают

Дом Дракона

Важнейшая перемена сезона (помимо смены прически) — миграция Джеффа с контролируемого телевизора в не совсем подконтрольный интернет. Это еще один запоздалый бунт, стирание грани между старомодным форматом программы для детей и новой искренностью влогеров и подкастеров. Джеффу предстоит научиться говорить от своего имени — и столкнуться с обратной связью, которая далеко не всегда оказывается двумя ящиками писем от благодарных детишек.

Маска, мы тебя знаем

Дом Дракона

Наконец, нельзя не упомянуть перфоманс Джима Керри, вся карьера которого идеально резонирует с политикой двойственности сериала. Весельчак с гуттаперчевым лицом из стендап‑клубов и комедий 90‑х, в XXI веке почти ушедший из комедии в драму. Кинозвезда, переживший смерть супруги на глазах у всего мира. Самый высокооплачиваемый комик своего времени, оставивший амплуа ради написания картин и политических высказываний.

Жизнь и карьера Керри демонстрирует ту самую дистанцию между человеком и его сценической маской, которая то прирастает к лицу, то оказывается заброшена в дальний угол. Хотя в ближайшее время артиста можно будет увидеть снова валяющим дурака в фильме «Соник в кино», настоящей галереей его талантов является именно «Шучу» — шоу, которое не отбирает от дарования Джима Керри ни одной краски.

Режиссеры:
В ролях:

Вам это понравится