Исследование закоулков человеческой психики — одна из лучших тем для сериального формата: именно он часто позволяет наиболее рельефно показать все ее грани — как привлекательные, так и отталкивающие.
В предлагаемой ниже подборке перед вами 10 героев из сериалов, рассказывающих об очень разных людях — хороших и не очень — живущих с душевными расстройствами.
«Декстер»
Декстер Морган — сотрудник полиции Майами, эксперт‑криминалист, работающий над анализом мест преступления. Но это лишь одна из его жизней. В другой он — маньяк, убивающий других маньяков.
Звездный час Майкла С. Холла, и один из самых известных сериалов последних лет, «Декстер» примечателен тем же, что и более недавний «Ты»: попыткой авторов выстроить привлекательный образ откровенного психопата‑убийцы, которому можно было бы сочувствовать. Вторая колонна, на которой 8 лет держался зрительский интерес — личная история Декстера, с течением времени все больше похожего на обычного человека, по мере того как сериал все больше становился похож на семейную драму с вкраплениями детектива и хоррора.
«Такая разная Тара»
Тара Грегсон (Тони Коллетт) — домохозяйка из Канзаса, жизнь которой была бы совершенно обычной, если бы не одно обстоятельство: Тара страдает от сложного случая диссоциативного расстройства личности. В частности, ее сознание вмещает в себя по меньшей мере четыре личности, вдобавок к основной (а позднее появляются и новые) — и не все из них женские. Несмотря на кавардак, периодически возникающий из‑за сложных внутренних взаимоотношений, семья Тары поддерживает ее во всем, хотя жить с таким человеком (или людьми?) далеко не каждому под силу.
Этот сериал был задуман Стивеном Спилбергом (он здесь исполнительный продюсер), но в еще большей степени это детище известной сценаристки Диабло Коди («Джуно», «Бедная богатая девочка», «Тело Дженнифер»), которая очень своеобразно смешивает в сюжете социальную сатиру, комедию и драму, создавая портрет типичной американской семьи — и показывая его неадекватность в современном мире. Сериал, конечно, держится в первую очередь на выдающейся игре Тони Коллетт, которая была оценена по достоинству: в 2009‑м и 2010‑м роль Тары принесла ей «Эмми» и «Золотой глобус».
«Ходячие мертвецы»
Шериф Рик Граймс просыпается после комы в больнице, обнаружив, что за время его отключки мир захлестнул зомби‑апокалипсис. Разыскав свою семью, он формирует вокруг себя группу выживших, которой предстоит пройти через многое, чтобы сохранить человечность в мире, где мертвецы ходят по земле.
Один из наиболее рейтинговых сериалов 2010‑х, «Ходячие мертвецы» за время своего существования многократно касались темы психопатических личностей, причем в самых разных контекстах. Но одна из самых важных тем в сериале — власть (в особенности власть политическая) и злоупотребление ею. И, пожалуй, два самых интересных персонажа, о которых стоит сказать в этой связи – это Губернатор (Дэвид Моррисси), главный злодей в третьем и четвертом сезонах, а также, конечно, Ниган (Джеффри Дин Морган), ставший одним из центральных персонажей с седьмого сезона. Оба интересны тем, что представляют собой очень яркие примеры людей, одержимых жаждой власти и готовых ради нее на все.
«Родина»
Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс), офицер ЦРУ с биполярным расстройством, подозревает, что вернувшийся после многолетнего исчезновения сержант морской пехоты Николас Броуди (Дэмиен Льюис) планирует масштабную террористическую атаку на американской земле.
«Родина» (которая выросла из адаптации израильского телесериала, а в России обзавелась собственной версией) — один из самых долгоиграющих проектов на современном ТВ, и не в последнюю очередь это связано с тем, насколько умело его создатели сочетают детективный сюжет с драмой, замешанной на исследовании личности, страдающей душевным заболеванием, однако способной, несмотря ни на что, преодолевать себя и бороться одновременно с внешним врагом и внутренними демонами.
Родина
Homeland
«Мотель Бейтсов»
Норма Бэйтс (Вера Фармига) и ее сын Норман (Фредди Хаймор) переезжают из Арканзаса в Орегон, где Норма приобретает небольшой мотель, чтобы после смерти своего мужа начать новую жизнь. Но эта попытка обернется кошмаром, когда ее тихий сын Норман начнет проявлять все больше и больше странностей в своем поведении — и странностей отнюдь не безобидных.
«Мотель Бэйтс» — это не столько ремейк хичкоковской классики 1960‑го или новая экранизация романа Роберта Блоха, сколько вариация всем хорошо известного сюжета о маньяке‑одиночке, живущем в мире своих фантазий с давно умершей мамой. В отличие от фильма, сериал концентрируется на событиях, предшествовавших превращению Нормана в убийцу, и его главная тема — перверсивные формы семейных связей, в первую очередь отношений матери и сына.
«Ганнибал»
Доктор Ганнибал Лектер (Мадс Миккельсен) — выдающийся психолог и маньяк‑каннибал, запертый в психиатрической лечебнице. Уилл Грэм — агент ФБР, занимающийся поиском серийных убийц. Эти двое нуждаются друг в друге: Грэм консультируется у Лектера по поводу объявившегося в Миннесоте убийцы, а сам Лектер, в свою очередь, заворожен способностью Грэма симпатизировать ему.
Как и упоминавшийся выше «Мотель Бэйтсов», «Ганнибал» имеет в своей основе два первоисточника — кинематографический (фильм Джонатана Демме «Молчание ягнят») и литературный (цикл романов Томаса Харриса о Ганнибале Лектере). Но, в отличие от кинофраншизы, которая с течением времени все больше стремилась к показу бесчинств доктора Лектера, сериал возвращается к истокам и сосредотачивается в большей степени на психологии, а не физиологии. В центре сюжета здесь примерно та же тема, что и в исходном фильме 1991 года, а именно исследование созависимых отношений двух людей, один из которых болен, а второй здоров. Оба находятся по разные стороны закона, но так необходимы друг другу.
«Водолей»
Лос‑Анджелес, конец 1960‑х: расцвет эры хиппи, сексуальной революции и антивоенных протестов в США. Офицер полиции Сэм Ходиак (Дэвид Духовны) расследует дело о пропавшей без вести девушке, и его путь пересекается с работающим под прикрытием офицером Брайаном Шэйфом (Грэй Дэймон), который также стремится ее найти. Поиски приведут героев к Чарльзу Мэнсону — психоделическому пророку, создателю культа… и организатору серийных убийств.
В отличие от большинства представленных здесь сериалов, «Водолей» основан на реальных событиях: в 1960‑х коммуна, возглавляемая Чарльзом Мэнсоном, совершила целый ряд преступлений, самое знаменитое из которых – убийство Шэрон Тэйт, жены режиссера Романа Полански, не только отправившее Мэнсона за решетку, но и сделавшее его звездой. «Водолей» интересен тем, что стремится объединить вымышленных персонажей и реальный исторический контекст, показывая социальный микроклимат, в котором душевнобольной вроде Мэнсона мог обрести признание и власть, достаточные, чтобы отдавать приказы об убийстве ни в чем не повинных людей.
«Диета из Санта‑Клариты»
Джоэл и Шейла Хэммонды — семейная пара из калифорнийского городка Санта‑Кларита, воспитывающие дочь Эбби. Их проблемы начинаются тогда, когда Шейла превращается в зомби, и вынуждена поедать человеческую плоть, в то время как Джоэл пытается вернуть ее в человеческое состояние, одновременно снабжая супругу все новыми и новыми жертвами.
Еще одно детище Netflix, на этот раз выдержанное в стилистике хоррор‑комедии, затрагивающей, несмотря на внешне легкомысленный подход, достаточно серьезные темы. В первую очередь — это даже не столько рассказ о каннибализме, сколько сатирически окрашенная история о том, как смещаются моральные нормы у людей, находящихся рядом с кем‑то безумным. В чуть меньшей степени это сериал о том, как формируются новые стандарты поведения, и о том, как нечто запретное может стать допустимым — к лучшему или к худшему.
«Ты»
Действие первого сезона разворачивается в Нью‑Йорке, где продавец книжного магазина Джо (Пенн Бейджли) влюбляется в очаровательную посетительницу Бек (Элизабет Лэйл)… и начинает выстраивать ее жизнь так, как лучше для нее же. Правда, саму Бек он об этом не спрашивает, а вместо этого полагается обширный мир социальных сетей — отслеживает все, что с нею связано, и — если необходимо — устраняет тех, кто мешает девушке своей мечты.
Изначально запущенный на платформе Lifetime (второй сезон выйдет на Netflix), на основе одноименного романа Кэролайн Кепнес, этот сериал более всего примечателен, однако, не своей сюжетной линией — хотя с нею все более чем отлично — а тщательной прорисовкой основных персонажей, в первую очередь самого Джо. Это тот самый случай, когда главный герой (он же злодей) выписан настолько ярко, что зрителям будет сложно удержаться от того, чтобы посочувствовать ему, несмотря на все, что он делает… а это далеко не всегда безобидные вещи.
«Убивая Еву»
Ева Поластри (Сандра О) — сотрудница британской разведки MI5, выслеживающая наемную убийцу Вилланель (Джоди Комер), которая, в свою очередь, постепенно обнаруживает в себе все большую тягу к противнику. В какой‑то момент становится понятно, что обе женщины сконцентрировали свою жизнь друг на друге, в то время как их поединок, разворачивающийся по всей Европе, от Великобритании до Болгарии, оставляет за собой все больше жертв.
Если «Родина» — это сериал о силе духа и способности человеческого разума восстанавливать себя, то «Убивая Еву» — сериал, исследующий скорее обратный процесс, а именно — погружение в одержимое состояние. Но, как и в «Родине», эта психологическая тематика вплетена в детективный сюжет, где есть место допросам, погоням и перестрелкам. Оба сезона сериала можно посмотреть в Амедиатеке.