В мире сериалов самые крутые северяне живут во вселенной «Игры престолов». Они рубятся в Черном замке с людоедами и великанами, укладывают горы трупов в Битве бастардов и убивают зомби‑медведей.
Потягаться с ними могут северяне из «Викингов». Им противостоит меньше всякой нечисти, и бюджет сериала History не позволяет развернуться в духе флагмана HBO, но баталии викингов ничуть не уступают боям Джона Сноу и его собратьев в эпичности (в них разве что нет драконов).
В честь выхода второй половины пятого сезона «Викингов» сравнили лучшие баталии из обоих сериалов.
«Викинги»
- Брат на брата
Факты:
— МИНИМУМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ;
— ОКОЛО 20 КАСКАДЕРОВ;
— ПЕРВОЕ ОЧНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТРЭВИСА ФИММЕЛА И КЛАЙВА СТЭНДЕНА;
Ролло, брат главного героя Рагнара Лодброка, сразу был весьма прагматичным персонажем и выбирал сторону, которая предлагала ему лучшие условия. Еще до того, как переметнуться и стать уважаемым воеводой в Париже, Ролло поверил россказням шведского ярла Борга, который убедил пойти викинга против брата.
Хореографию бойни ставил Ричард Райан. У него, между прочим, есть премия Гильдии каскадеров за работу трюкачей на съемках «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Получилось эффектное рубилово: почти никакой брони на теле, максимум увечий и истинной северной мощи.
Тогда у «Викингов» еще не было репутации топового сериала и большого бюджета, поэтому конфликты носили локальный характер. Тем не менее шоу Майкла Хирста уже давало понять, что бои всегда будут поставлены на высочайшем уровне.
- Осада Парижа
Факты:
— СЦЕНУ СНИМАЛИ ДВЕ НЕДЕЛИ;
— В БИТВЕ ЗАДЕЙСТВОВАНО 45 КАСКАДЕРОВ;
— В СЪЕМКАХ ОСАДЫ УЧАСТВОВАЛО ОКОЛО 400 ЧЕЛОВЕК;
«Съемки были просто потрясающими, — рассказывает шоураннер Майкл Хирст. — Сотни актеров массовки, каскадеры и викинги, штурмующие лестницы. Затем эти лестницы подожгли, а каскадеры валились с верхнего края стены в воду… Чаще всего за съемками сериала скучно наблюдать, но здесь совсем не тот случай».
Координатор трюков Ричард Райан после окончания съемок сцены был доволен – потому что никто не убился и не загремел в больницу. Хотя предпосылки были, ведь падать со стены в воду, мягко говоря, неприятно. Получилась зрелищная битва с красивыми съемками, зрелищным слоу‑мо, слепой яростью викингов и одной из лучших битв в истории ТВ.
За этот эпизод в четвертом сезоне команда, занимавшаяся спецэффектами, была номинирована на премию «Эмми».
- Паника в Англии
Факты:
— 250 ЧЕЛОВЕК МАССОВКИ;
— 9 СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВИЗУАЛЬНЫМ ЭФФЕКТАМ;
— СПЕЦИАЛЬНО ОТСТРОЕННЫЕ ЗАЩИТНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ;
Это самая масштабная битва в сериале на текущий момент. По крайней мере так говорит Майкл Хирст. Понадобилось несколько дней репетиций, чтобы каждый статист бежал в нужном направлении, а на поле брани не было столпотворения. Все происходящее в сражении Ивара и Этельвульфа в пятом сезоне тщательно поставили хореографы.
Специалисты по визуальным эффектам превратили 250 актеров массовки в многотысячные войска.
«Мы поставили перед собой задачу, в которую ушли с головой — создать реалистичную толпу, — говорит супервайзер по VFX Доминик Ремэйн. — Как только мы добились глубины картинки, то поняли, на что будет обращать внимание аудитория и добавили несколько нюансов».
Так, некоторым бойцам персонально прорисовали анимацию движения и ударов. Несколько участников битвы ускорили, вложили им меч в другую руку, дали щиты разных цветов. Сражение стало выглядеть реалистичнее — до просмотра ролика вы, возможно, и не подозревали, какую скрупулезную работу проделали художники.
В США «Викингов» также показывает Netflix. По всей видимости, работа, проделанная над сериалом, впечатлила боссов стримингового сервиса. Поэтому один из VFX‑супервайзеров Джулиан Пэрри приглашен на съемки «Ведьмака».
«Игра престолов»
- Осада Черного замка
Факты:
— 9 СЪЕМОЧНЫХ НЕДЕЛЬ, 4 ИЗ КОТОРЫХ УШЛИ НА ПОДГОТОВКУ И ПОСТРОЙКУ ДЕКОРАЦИЙ;
— 31 МИНУТА БОЯ;
— НА ГЛАВНЫЙ ДУБЛЬ СЦЕНЫ ПОТРАТИЛИ ДВА ЧАСА СЪЕМОК И 7 ПОПЫТОК;
Осаду поставил режиссер «Центуриона» и «Судного дня» Нил Маршалл. Людоеды, великаны, мамонты и полчища одичалых обрушились на укрепления Ночного дозора. Мамонтов, к слову, играли четыре парня, одетых в зеленые высокие трубы. Эти трубы подменяли собой ноги громадного животного, отталкиваясь от которых тело и голову дорисовывали уже на компьютере.
Декорации были отстроены в Белфасте. Всю их красоту и работу постановщика Маршалл решил продемонстрировать одним приемом — «прокатом» камеры, дающей круговой обзор на 360 градусов. Это был самый эффектный момент битвы и, пожалуй, всего сезона. Тогда мы еще не были избалованы битвами с кавалерией из рыцарей долины и нападением на колонну Ланнистеров.
Если смотреть эпизод внимательно, можно разглядеть и самого Маршалла. У режиссера есть камео в битве — он среди дозорных лучников.
- Битва бастардов
Факты:
— 25 СЪЕМОЧНЫХ ДНЕЙ;
— 500 ЧЕЛОВЕК МАССОВКИ;
— 600 ЧЕЛОВЕК СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ;
— 70 ЛОШАДЕЙ;
До «Битвы бастардов» у «Игры престолов» не было возможности организовать побоище такого масштаба. Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс еще в первых сезонах хотели устроить себе новую «Трою», но бюджет не позволял. Тут им дали карт‑бланш, и они позвали режиссера Мигеля Сапочника.
Сапочник составил план с 48 часами съемок, размазанными на 25 дней. Это было впритык, поскольку бой снимали на частном острове в Северной Ирландии, и время «Игры престолов» на пребывание на локациях ограничили. В работу еще и вмешался дождь, который на три дня застопорил процесс.
Тем не менее все задуманное удалось осуществить. Сапочник ставил хореографию баталии, опираясь на известные факты о тактических приемах и построениях средневековых сражений. В его распоряжении было четыре команды, за каждой из которых закрепили свою камеру. Массовку же поделили на лучиников, пехоту и пешие войска с пиками. Действия каждого отряда снимали по отдельности. Сотни человек массовки размножили до тысяч солдат с помощью компьютера.
«Каждая битва „Игры престолов” уникальна. Здесь я хотел показать ужас войны, и то насколько в бою важна удача», — говорит Сапочник. Бениофф и Уайсс, в свою очередь, добавляют, что режиссер превзошел себя и снял одну из лучших сцен сериала.
- За стеной
Факты:
— В СЦЕНЕ ТРИ РАЗНЫЕ ЛОКАЦИИ;
— ИСКУССТВЕННЫЕ ГОРЫ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ;
— 5 НОМИНАЦИЙ НА ПРЕМИЮ «ЭММИ», ПОБЕДЫ В НОМИНАЦИЯХ ЗА КОСТЮМЫ, МОНТАЖ ЗВУКА И ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ;
Поход за стену снял Алан Тейлор. Ему для этого понадобилось девять художников по спецэффектам, четыре гримера для прорисовки белых ходоков и две страны с локациями.
«Потрясающие натурные съемки добавили чувства реальности», — говорит актер Кит Харрингтон. Джона Сноу и Ко вначале свозили в Исландию, где отсняли часть боя в ущелье на ледяном озере, а затем привезли в Белфаст, где возвели с нуля «исландские» горы и вручную сделали озеро.
«Мы вырыли небольшой котлован, залили на дно бетон и сделали плоскую поверхность. Также мы добавили разных оттенков на лед. Мы долго работали над его видом, чтобы он не выглядел двумерно и при этом оставался прозрачным», — объясняет Сэм Конуэй, супервайзер по VFX.