На недавно прошедшем Венецианском кинофестивале показали две (вторую и седьмую) серии «Нового Папы» — продолжения сериала Паоло Соррентино «Молодого Папы». Рассказываем все, что пока известно об одном из самых ожидаемых тв‑проектов года.
Философия и стиль
В целом «Новый Папа» не сильно отличается по смысловому наполнению от первой части. Будут развиты все мотивы героев и продолжены философские размышления Соррентино о природе отношений современного человека и Бога, который, как уже полтора века назад провозгласил Ницше, умер. Впрочем, есть и отличия: «Новый Папа» поначалу выглядит весьма иронично, словно все происходящее — лишь сон, который снится папе Пию XIII (Ленни Беллардо), в его коме, в которую он впал после того, как замер во время пасхальной проповеди на венецианской площади Сан‑Марко в финале «Молодого Папы» (это не спойлер, просто небольшой рекап для тех, кто за годы ожидания продолжения подзабыл).
Чувство стиля Соррентино тоже не изменяет. Актеры рассказывают, что для дизайна костюмов были приглашены настоящие ватиканские портные. Как и до этого, в самом Ватикане ему снимать не разрешили, но интерьеры, детально повторяющие помещения католической церкви, выстроили на римской студии «Чинечитта», причем именно в том павильоне, в котором когда‑то работал гений итальянского кино Федерико Феллини.
Ленни Беллардо, всеми любимый герой Джуда Лоу, во плоти появится только в седьмой серии, но до этого он будет являться героям в виде святого духа, который пытается наставить их на путь истинный и отвлечь от столь приятных смертных грехов (например, внедрится в акт мастурбации при помощи смартфона). До этого момента он будет находиться в коме, причем, как принято у Соррентино, любящего демонстрировать в кадре исключительно стильные интерьеры, в красивой комнате под неоновым крестом.
Его мотив также останется неизменным: несмотря на то, что он пьет колу «черри зеро» и вызывающе курит прямо в ватиканских садах, он все равно может быть праведником, причем самым близким к Богу из всех, настоящим чудотворцем. Это звание Ленни не раз подтверждал в первом сезоне и подтвердит во втором.
Джуд Лоу и сияющие трусы
На самом деле во втором сезоне будет даже не два Папы Римских, а три — кроме молодого и нового (героев Лоу и Малковича), в первой серии появится еще один. Но о нем пока известно очень мало: история «промежуточного» патриарха будет рассказана уже в пилоте, и в ней останется одна большая‑пребольшая загадка его исчезновения из сюжета. Ему на замену призовут из Великобритании некоего сэра Джона Брэннокса (собственно, Джон Малкович). Кроме того, в сезоне появятся Шэрон Стоун, Мэрилин Мэнсон и Людивин Санье, но кого они сыграют, пока неясно.
Малкович, Малкович, Малкович
Папа в исполнении Малковича оказывается куда мягче Пия XIII: он терпимее относится к либерализации церкви и в целом напоминает нынешнего Папу Римского в реальности — Франциска, добродушного (во всяком случае, с виду) патриарха, уже успевшего на словах отменить Ад. Серия, в которой появляется герой Джона Малковича, снята в настоящем британском поместье, до того закрытом для кинематографистов (в том смысле, что он впервые выступил съемочной площадкой для кино). Как рассказывает Малкович, на стенах особняка висели подлинники картин великих художников, которые не выставляются широкому кругу зрителей.
Сюжетная арка Брэннокса выстраивается вокруг фигуры доппельгангера, темного близнеца. В данном случае героем Малковича будет двигать комплекс зависти к собственному брату, с которым он не общается много лет (по причине, не называемой в этом материале, потому что — ну, спойлеры же), но использует его достижения в собственных целях. На этом трагическом нарушении заповеди «возлюби ближнего своего» и будет построена драматическая линия почти всего сезона.
Русский след
Вся седьмая серия, неожиданно камерная, снята поздней ночью в зимней Венеции — в одном из палаццо, а также на центральной и всемирно известной площади Сан‑Марко. В этом эпизоде одну из ролей сыграла российская актриса Юлия Снигирь. Она рассказывает, что попала в сериал после самопробы: Соррентино попросил ее снять на камеру, как она ходит модельной походкой и прислать ему. По мнению Снигирь, ее отобрали потому, что она ходила с таким лицом, которое ясно показывало — ей подражать подиумным моделям совсем не по душе. Хотя героиня ее — полька, на эту роль Соррентино выбирал из целого списка российских актрис. Это первая роль в «Молодом Папе», которую сыграл наш артист. Ее мужа‑хирурга, с которым они вместе мертвы внутри и вот уже много лет переживают семейную трагедию, воспитывая сына‑инвалида, исполнил Ульрих Томсен («Банши», «Торжество»).
Возможно, это лучшая серия за все два сезона: ее можно смотреть отдельно, даже не зная о развитии общего сюжета, — это замкнутая притча о принятии смерти как высшей божественной добродетели. Причем смерть принимает и возродившийся, вернувшийся с того света и сам не понимающий, почему, Беллардо, и случайно встреченная им пара безутешных верующих, которые просят его о чуде.
Все актеры «Нового папы», с которыми удалось поговорить автору текста (в рамках ряда интервью, которые станут доступны в разных изданиях чуть позже), единогласно утверждают, что слышали, как настоящие кардиналы в Ватикане действительно смотрели первый сезон сериала, причем, по слухам, смотрели очень увлеченно и сильно его полюбили. По мнению Маурицио Ломбарди, актера, исполнившего роль кардинала Марио Ассенте, причина тому проста: несмотря на то, что Соррентино почти прямым текстом обвиняет церковь в коррумпированности, оторванности от тщаний паствы, бездуховности, «Молодой Папа» — это все же сериал о них самих, вполне реалистичный, а посмотреть на экранного себя — это, надо думать, всегда приятно.
Сильвио Орландо, актер (между прочим, лауреат Кубка Вольпи, главного актерского приза Венецианского кинофестиваля), который сыграл кардинала Войелло (того самого злобного хитрого мужичка, что на самом деле правит Ватиканом, по секрету владеет футбольным клубом и пытается рулить Беллардо в первом сезоне, пока не узнает, что его визави — настоящий святой), рассказал, что изначально у него и у других актеров контракт был подписан сразу на два сезона, а на третий — еще ни у кого. Есть ненулевая вероятность (но не стопроцентная), что на втором сезоне «Молодой Папа» все же кончится. Все коллеги Орландо в приватных разговорах заверяют, что без режиссера Паоло Соррентино никто сериал продолжать не будет, потому что это не имеет никакого смысла, так что если он захочет, то стоит ждать и новых серий, а если нет, то сериал кончится. В любом случае, Юлия Снигирь в интервью намекнула, что ее героиня появится не только в седьмой серии, но и еще и финальной восьмой, где получат завершение сюжетные линии едва ли не всех персонажей, появлявшихся за два сезона.