Фантастическая антология под руководством Джордана Пила стала одним из самых видных телепроектов года. Рассказываем, почему это не просто захватывающий, но и очень важный сериал.
Реинкарнация культового шоу
Олдфаги помнят — «Сумеречная зона» началась еще в далеком 1959‑м году. Черно‑белая заставка и закадровый голос сулили зрителям погружение в «пятое измерение» — что‑то подобное они в итоге и получали. Получасовые эпизоды рассказывали разнообразные причудливые истории — о людях с поросячьей внешностью, гремлинах на борту самолета и пугающих куклах. Еще одно научно‑фантастическое шоу? Как бы не так.
«Сумеречную зону» придумал Род Серлинг, культовая фигура на американском ТВ. Он не просто шоураннер, как бы выразились сейчас, но и сценарист большинства эпизодов, а главное — импресарио. Сериал был сделан по принципу антологии — каждый раз тут рассказывалась новая история, но объединяло их не просто название. Серлинг сам появлялся в эпизодах, комментируя происходящее и подводя зрителя к определенной морали в финале. Сами эти истории были не просто полетом фантазии создателя и сценаристов, но и актуальным социально‑политическим высказыванием. «Сумеречная зона» критиковала расизм, сексизм, маккартизм и антикоммунистические настроения. Что немаловажно — это было не просто публицистическое, но и достаточно ироничное шоу, которое не стеснялось насыщать сюжеты черным юмором.
Однако все рано или поздно заканчивается — сериал Серлинга завершился после пятого сезона в 1964 году. Но «Сумеречная зона» уже стала важной частью американской культуры, поэтому ее возрождение оставалось только вопросом времени.
Еще один шанс увидеть Джордана Пила
Первая попытка возрождения была сделана в 80‑х. Сначала вышел полнометражный фильм, спродюсированный Стивеном Спилбергом и состоящий из четырех новелл, а затем последовало и новое полноценное шоу. Обновленная «Сумеречная зона» (1985—1989) пользовалась чуть меньшей популярностью, зато могла похвастаться неплохим набором причастных лиц — от Брюса Уиллиса до режиссера Уэса Крейвена. Следующий перезапуск (2002—2003) продержался в эфире всего один сезон.
Новая «Сумеречная зона» — кажется, первая осознанная попытка воскресить культовый сериал. Для этого шоу очень важна фигура рассказчика. Род Серлинг был ярым критиком всех социальных проблем и облекал это в фантастические сюжеты. Наше время тоже может похвастаться подобной фигурой — это бывший комик Джордан Пил, который переквалифицировался в успешного режиссера. Его полнометражные фильмы («Мы», «Прочь») уже стали современной классикой: с одной стороны это жесткие и ироничные хорроры, а с другой — едва завуалированные манифесты о расовом и классовом конфликте. Бородатый импозантный Пил стал новым символом «Сумеречной зоны» — именно его можно увидеть в каждой серии, комментирующим тот или иной сюжет.
Свежая кровь
Впрочем, обновленная «Сумеречная зона» может похвастаться не одним лишь Джорданом Пилом. Среди ее сценаристов и режиссеров — профессионалы и яркие звезды современного кино и ТВ: от Аны Лили Амирпур, создательницы эстетского черно‑белого хоррора «Девушка возвращается одна домой ночью», до Саймона Кинберга, который долгое время был сценаристом «Людей Икс». Актерский состав тоже впечатляет — Таисса Фармига («Американская история ужасов»), Зази Битц («Дэдпуд», «Атланта 2»), Кумэйл Нанджиани («Силиконовая долина»), Крис О’Дауд («Компьютерщики», «Голгофа»), Адам Скотт («Большая маленькая ложь»), Джон Чо («Поиск»), Ри Сихорн («Лучше звоните Солу»). Все они разыгрывают абсолютно новые, а также переделанные старые истории «Сумеречной зоны».
Современная повестка
Первый сезон обновленной «Сумеречной зоны» состоит из десяти серий — есть среди них ремейки старых эпизодов (например, классический «Кошмар на высоте 20 тысяч футов») и полностью оригинальные сюжеты. Все они так или иначе касаются сегодняшнего дня — Серлинг этот подход наверняка бы одобрил. К примеру, сатирический «Вундеркинд» — про политтехнолога‑неудачника (Джон Чо), который решил привести к власти гениального ребенка (Джейкоб Трембле). Американский президент как капризное дитя и победа как результат предвыборной шутки — ничего не напоминает?
Гениальный эпизод «Не все мужчины» рассказывает про падение метеорита, который странным образом действует на землян. Женщины становятся объектом вымещения злости агрессивных и монструозных мужчин. Фирменный плот твист прилагается.
И уж совсем история в духе Джордана Пила (эпизод «Перемотка»). Афроамериканка (Сэна Латан) провожает сына в колледж, но тот становится жертвой белого расиста‑полицейского. Старенькая видеокамера все запечатлела — и, перематывая пленку, женщина можно заново вернуться в прошлое. Однако от судьбы никак не уйти.
Один из лучших мета‑эпизодов в истории ТВ
Но ценят «Сумеречную зону» не только за «актуалочку», но и вечные темы. Лучше всего эту роль в обновленном сериале выполняет последний эпизод первого сезона. Вот уж где крышесносное «мета‑мета». Поначалу кажется, что эта история про писателя в кризисе (Сет Роген), чьи сюжеты воплощаются в реальности — кстати, отсылка к одному из классических эпизодов. Однако вскоре зрителя ждет сюрприз — эпизод «Размытый человек» рассказывает о сценаристке (Зази Битц), которая пишет истории для «Сумеречной зоны», а действие разворачивается на съемочной площадке, так что Роген и Джордан Пил играют самих себя.
Не стоит портить удовольствие от этого эпизода спойлерами, но финал здесь по‑настоящему элегантен. Думается, Серлинг был бы доволен — когда‑то он создавал великую антологию, а теперь сам стал ее действующей силой.
Сумеречная зона
The Twilight Zone