В Амедиатеке стартует «Северная мафия» — стильная криминальная сага про то, как развращают деньги и власть на примере отдельно взятой семьи. Скандинавский колорит, черный юмор и герои, достойные места в записной книжке Логана Роя, — вглядываемся в эту закрученную историю с особым интересом.
Проклятый бизнес
В глухом финском захолустье обитает состоятельное семейство матриарха Бриты Нелиханки. Она неизлечимо больна и знает, что вскоре отправится на тот свет, но разделить наследие между сыновьями, мужем и дочерью своего любовника — задача непростая. У каждого наследника есть свои корыстные мотивы: не только потому что такова человеческая природа в суровых условиях, но и потому, что Брита — тот еще пример для подражания.
Она владеет обширным сафари‑парком, с множеством отелей, недвижимостью и прочей инфраструктурой, позволяющей туристам приезжать в эту часть Лапландии и охотиться на диких оленей. Кроме того, семейство имеет горнодобывающий бизнес, пусть и в зачаточном состоянии.
В народе семейку прозвали «Оленьей мафией» — из‑за того, что весь бизнес контролируется исключительно членами семьи, рабочая сила стоит гроши, а охота на оленей в туристических целях незаконна. Усугубляет их репутацию и тот факт, что Самели (сына Бриты) обвинили в убийстве ее любовника. Он выходит из тюрьмы по УДО почти сразу после ее смерти, и ему предстоит разобраться, как сильно все изменилось за время его отсутствия.
Сериал начинается с пролога, в котором нам показывают ту злополучную ночь, когда и произошло убийство. Его детали настолько туманны, что впору было бы предположить невиновность Самели. Уже после выхода Самели из тюрьмы нас будут знакомить с огромным количеством персонажей, каждый из которых выглядит так, будто в чем‑то да провинился за эти 10 лет.
Например, бывший муж Бриты, Роуку, сразу же старается прибрать весь бизнес к своим рукам, не успев помянуть усопшую. Брат Самели, Пиети (его, к слову, играет локально известный финский музыкант Олави Уусивирта), ведет себя подчеркнуто холодно. А Сара, загадочная дочь того самого убитого любовника, не может простить Самели. Впрочем, по таинственной причине она наследует немалую часть бизнеса, несмотря на отсутствие кровного родства.
Злее, чем «Наследники»
По сюжету может показаться, что «Северная мафия» — скандинавский вариант «Наследников», но это только на первый взгляд. Сериал уместнее сравнивать с работами Финчера (к нему отсылает цветокоррекция) или, что гораздо ближе, с творчеством братьев Коэн.
Первые серии настраивают на чересчур серьезный лад, чтобы вскоре перетечь в трагикомедию. Ее в большой степени обеспечивает банда непутевых, но по‑прежнему преданных друзей Самели, которые в погоне за своей выгодой в бесконечном разделе наследства постоянно попадают в нелепые ситуации. Специфическое чувство юмора создателей сериала прекрасно демонстрирует абсурдная сцена с Санта‑Клаусом (обойдемся без спойлеров, чтобы не портить удовольствие).
Но есть тут и довольно мрачная сюжетная арка, целиком связанная с абсолютно демоническим персонажем по имени Стагге. Он не сильно влияет на основной сюжет, но буквально каждое его появление демонстрирует темную сторону сериала. Циничная и психопатическая игра Микаэля Персбрандта — без сомнений, одна из главных жемчужин этого шоу.
Семья как пожизненное наказание
При таком многообразии персонажей, интриг и загадок, довольно логичным ходом кажется нелинейная структура сериала (хотя он и может показаться из‑за этого запутанным). Сюжет постоянно скачет из настоящего в прошлое и обратно, постепенно раскрывая мотивы каждого героя. Не стоит все‑таки забывать, что это в первую очередь детективное шоу. И как в любом ладно скроенном детективе, в какой‑то момент здесь начинаешь подозревать каждого, но в итоге все равно оказываешься по‑хорошему обманутым.
Как ни удивительно (удивительно ли?), но в сериале практически нет ни одного положительного героя. Да, кто‑то более благородный, кто‑то, наоборот, подлее и циничнее, но мафия есть мафия. Сериал очень точно нащупывает нерв тех саморазрушительных семейных уз, что построены на передаче капитала. Каждому здесь приходится идти на сделку и с совестью, и с другими членами семьи, чтобы не прослыть изгоями и не потерять наследство. Такая семья и называется мафией, и она должна чтить свою омерту.
Северная мафия
Poromafia