На самом деле история сериала HBO началась еще в 1973‑м
Тогда вышел одноименный фильм, послуживший источником вдохновения для проекта HBO. За год с небольшим до того писатель Майкл Крайтон грезил, как дебютирует в режиссуре большого кино с фантастическим триллером. Весь его кинопроизводственный опыт на тот момент сводился к двум пунктам: он много тусовался на съемках экранизации своей же книги «Штамм Андромеды» и поставил быстро забытую телекартину «Охота на террориста». Почти все студии отказались поддержать «Мир Дикого Запада». Согласилась лишь Metro‑Goldwyn‑Mayer.
«Мир Дикого Запада» Крайтон сразу писал как сценарий, а не как роман. Вдохновением для картины послужили диснеевские тематические парки. По сюжету двое мужчин прибывали в ровно такое же место, как то, что показано в сериале (да‑да, линия персонажей Джимми Симпсона и Бена Барнса из «МДЗ» отсылает именно к оригинальному фильму). Только в нем были еще Римская и Средневековая зоны. HBO же нам рассказал лишь об одной и намекнул на Японскую секцию.
В остальном все так же: Дикий Запад, андроиды, богатые туристы и разные квесты для них. Однако что‑то идет не так, роботы сходят с ума, а главные герои бегут от сурового стрелка‑киборга (его играл Юл Бриннер, внешний облик злодея скопировали из «Великолепной семерки» с ним же). Джеймс Кэмерон точно смотрел это кино, когда придумывал «Терминатора».
Если бы даже Джонатан Нолан, Лиза Джой и Джей Джей Абрамс не обратились к «Миру Дикого Запада» и не переработали фильм для новой аудитории, то он все равно мог остаться в истории как минимум по одной причине. В некоторых сценах Крайтон показал происходящее с точки зрения стрелка‑андроида. То, как он решил эту задачу, было новаторством.
Ранее Стэнли Кубрик сделал что‑то подобное в своей классике «2001 год: Космическая одиссея», когда зритель смотрел на окружающий мир от лица взбунтовавшегося компьютера HAL‑9000. Для таких сцен там просто использовалась широкоугольная оптика. Крайтон же хотел дать зрителю уникальное компьютеризированное видение мира. Но на дворе же 1973 год. По словам продюсера фильма Пола Лазаруса, в то время нельзя было так просто взять и заказать графику Industrial Light & Magic, а потом получить готовый продукт.
За помощью Крайтон обратился в Лабораторию реактивного движения НАСА. Там ему ответили, что работа по компьютерной визуализации таких сцен займет девять месяцев и обойдется в несколько сотен тысяч долларов.
Однако весь бюджет «Мира Дикого Запада» составлял 1,25 миллиона. Выручил аниматор Джон Уитни‑младший, взявшийся выполнить тот же заказ за 20 тысяч и четыре месяца. Как он признавался позднее в интервью The New Yorker, никто не был уверен в том, что получится. Работа так затянулась, что на предварительном показе перед студийными боссами из MGM в нужных моментах шел титр о пропущенной сцене. И все же они успели. «Мир Дикого Запада» стартовал в американских кинотеатрах осенью 1973‑го.
Эксперименты с визуальными эффектами Уитни‑младший продолжил и в его сиквеле «Мир будущего», выпущенном три года спустя. В картину включили фрагменты короткометражки «Рука» Эда Кэтмелла (в будущем он займет должность президента студии Pixar). Это был первый зафиксированный случай использования трехмерной компьютерной графики в кинематографе. А до выхода сериала от HBO оставалось еще сорок лет.
Мир Дикого Запада
Westworld