В Амедиатеке появилось новое драмеди от Sky «Я ненавижу Сьюзи» (I Hate Suzie) — смешная и грустная история об актрисе, чьи интимные фото попали в интернет в результате хакерской атаки. Рассказываем, почему сериал выглядит очень бодро и свежо, несмотря на тривиальную тему, и какое отношение ко всему этому имеет Бритни Спирс.
Изнанка шоу‑бизнеса
Начнем с самого очевидного: «Я ненавижу Сьюзи» — очень жизненная история, и, чтобы это понять, не нужно быть знаменитостью, интимные фото которой слили в сеть. Все потому, что главная героиня, Сьюзи Пиклз в исполнении Билли Пайпер, — вовсе не суперзвезда, купающаяся в золоте и разъезжающая по улочкам Лондона на феррари. Поначалу зрителю вообще сложно сделать какие‑то выводы о ее медийности и финансовом положении: настолько бурно героиня радуется приглашению в новый проект, настолько просто и без излишеств обставлен ее загородный домик. Образ неловкой эксцентричной дамы в халате, проливающей вокруг себя открытое для празднования шампанское, весьма далек от слова «селебрити» в привычном понимании.
В первом эпизоде мы застаем Сьюзи дома, и там она производит впечатление уставшей женщины, которой приходится слишком дорого платить за все то хорошее, что есть в ее жизни. Но отдельно радует, что создатели подают это достаточно тонко. Вместо назойливого повторения пафосной мантры «посмотрите, я ведь такая же, как вы» (частый прием в подобных шоу), здесь внимание акцентируется на бытовых деталях, которые легко убеждают нас в том, что Сьюзи — одна из нас.
Она пытается затыкать пальцами неаккуратно открытую бутылку шампанского, которое теперь расплескивается во все стороны. Она слышит от мужа «комплименты» формата «вау, тебя взяли на эту роль, а я думал, ты уже стара для нее». Она под нелепыми предлогами забирает у сына и мужа гаджеты, надеясь выиграть время, хотя знает, что ее интимные фото уже залиты в сеть и опубликованы сотнями новостных изданий, а значит, рано или поздно семья об этом узнает. Она делает еще десяток не вполне умных вещей, потому что она тоже человек и не вполне понимает, что делать, когда жизнь превращается в бардак. Как и многие.
Все оттенки удивления
Еще одно преимущество сериала — его структура. Каждая серия соответствует стадии принятия неизбежного: столкнувшись с событием, которое непросто переварить, Сьюзи начинает путь к освобождению (с шока), затем переходит к отрицанию — и так далее, далее, далее, постепенно отпуская ситуацию.
Казалось бы, это почти спойлер: при такой простой и понятной концепции сложно чем‑то удивить зрителя. Но нет, «Я ненавижу Сьюзи» постоянно обманывает ожидания аудитории, в исключительно хорошем смысле. Вы думаете, что герои сейчас расплачутся, а они вместо этого переживают приступ диареи, вам кажется, что персонаж вот‑вот взорвется от бешенства, но он вдруг меняется в лице и говорит: «Я тебя прощаю».
Сюрпризы подкидывает не только сюжет, но и то, как команда сериала его реализует. Технические решения — от операторских и осветительских до режиссерских — тоже постоянно меняются, заставляя каждую секунду удивляться. «Я ненавижу Сьюзи» — очень эклектичная и подвижная история: это то мейнстримная драма, то трагикомедия, то без пяти минут экранизация театральной постановки, а то и вовсе китчевый мюзикл.
Так или иначе, зрителям также предстоит испытать своеобразное мета‑удивление — поразителен сам факт того, как виртуозно создатели шоу обходят штампы и заигрывают с прогнозами аудитории, будто бы говоря: «Можете ожидать чего угодно, мы все равно сделаем по‑своему».
Авторский проект
Из предыдущего пункта прямо следует этот — «Я ненавижу Сьюзи» будет интересен даже тем, кто устал от сериалов.
Шоу получилось самобытным и по‑хорошему неожиданным. Да, тв‑индустрия сейчас на пике, сотни сериалов выходят каждый год, и, казалось бы, все уже придумано и снято. Более того, многие новинки создаются телегигантами если не под копирку, то с явным прицелом на аудиторию уже популярных шоу.
Но с «Я ненавижу Сьюзи» дела обстоят иначе: это оригинальная, очень авторская история. В ней нет никакого отчуждения, холодности и конвейерности, как нет и будоражащего экшна, призванного заменить глубинные переживания и чувства быстрыми бурными эмоциями и шокирующими триггерами.
Билли Пайпер
К слову о том, насколько это авторский проект: Билли Пайпер в нем — не только актриса первого плана, но и одна из сценаристок. «Я ненавижу Сьюзи» она написала в соавторстве с Люси Преббл, известной многим по работе над «Тайным дневником девушки по вызову» (кстати, тоже с Билли Пайпер в главной роли), а также по работе на сценарием «Наследников». Для Билли, впрочем, это тоже не дебют: в 2019 году она уже написала и срежиссировала анти‑ромком Rare Beasts, который, правда, был прохладно воспринят критиками.
В этот раз за режиссуру Билли браться не стала, доверив это британке Джорджи Бэнкс‑Дэвис, прославившейся в качестве режиссера рекламных роликов и короткометражек. Делегирование такой масштабной задачи очевидно позволило мисс Пайпер сконцентрироваться на актерской игре — она в «Я ненавижу Сьюзи» безупречна. Повествование построено на внутренних переживаниях неудачливой знаменитости, а потому крупного плана здесь будет очень много. Но Билли мастерски справляется с каждой эмоцией, не вызывая никаких сомнений в своей искренности.
Почва для конспирологии
Не то чтобы Билли Пайпер где‑то это опровергала или подтверждала, но многие критики уже заметили явные параллели между судьбами актрисы‑сценаристки и ее экранной героини. По сюжету, Сьюзи — знаменитость, еще в юности начавшая карьеру как певица, затем ближе к двадцати принявшая участие в научно‑фантастическом шоу, а теперь как будто списанная со счетов из‑за возраста и схлынувшей популярности. Что же в реальности? Билли Пайпер начинала свой путь на детском телевидении, где пела и танцевала в одном из шоу, затем в 16 лет выпустила дебютный альбом Honey to the B, который стал платиновым в Великобритании, а потом сыграла спутницу Доктора Кто в одноименном сериале и приобрела огромную известность среди гиков по всему миру.
Все это рождает много вопросов и даже конспирологических теорий. Пыталась ли Пайпер запутать зрителей или изливала душу, списывая Сьюзи с себя? А может, весь сериал — это ее рассуждения на тему «а что, если бы…»?
На волне популярности движения #FreeBritney, призванного освободить Бритни Спирс от опеки отца, особенно актуальна тема эмоциональной и экономической несвободы артистов, затронутая в сериале. Рамки сценических образов, контрактные обязательства, влияние неискреннего (а зачастую и вовсе предвзятого из‑за финансовой выгоды) окружения и постоянное выставление каждого шага на суд зрителей, безусловно, влияет на психику звезд. Тем более — когда речь идет о ментальном здоровье знаменитостей, начавших свой творческий путь еще в детстве.
Я ненавижу Сьюзи
I Hate Suzie