В Амедиатеке вышла «Французская рулетка» — сериал, который на первый взгляд кажется обыкновенным ретро‑детективом. Однако от рядового кинорасследования его отличают как минимум пять ключевых характеристик. О них сегодня и поговорим.
Мать и дитя
Сюжет сериала строится вокруг богатой французской семьи Ле Ру, владеющей крупным игорным домом в курортной Ницце. Отец семейства умер, и предприятием заправляет зрелая мать Рене (Мишель Ларок). Из‑за постоянной занятости в казино она привыкла уделять мало времени своим детям, взрослевшим под присмотром нянечек и гувернанток. И если старшие Катрин (Марьон Крёсво) и Жан‑Шарль (Марк Арно) относятся с пониманием к постоянному отсутствию в их жизни матери, то младшая дочь Аньес (Мария Забуковек) всё чаще протестует против привычного для всех уклада и вырастает свободолюбивой бунтаркой.
Ей свойственны безрассудные и импульсивные поступки: внезапные отъезды, стремительно развивающиеся романы и стойкое желание послать семейный бизнес ко всем чертям, чтобы заняться тем, к чему лежит душа. Однако Рене против того, чтобы семья разделялась, а Аньес выходила из совета директоров, ведь тогда на всевозможных заседаниях и голосованиях Ле Ру останутся в меньшинстве.
Во многом именно постоянный конфликт Аньес с матерью делает ее легкой добычей для манипуляторов. Одиночество девушки, ее отчаянное желание вырваться из золотой клетки становятся причиной того, что однажды ее недолюбленностью, доверчивостью и восприимчивостью решают воспользоваться корыстные и коварные люди, которых именно мать семейства, Рене, подпустила к себе и близким ради блага бизнеса. Стремясь удержать казино на плаву и оставить его в семье, как того хотелось бы покойному отцу, мать и дети жертвуют очень многим, но жертва Аньес оказывается самой масштабной и трагической.
Интрига без вопросов
Самое главное и удивительное отличие, которое делает «Французскую рулетку» по‑настоящему редкой жемчужиной в океане детективных драм — это ее умение держать зрителя в напряжении, несмотря на очевидное отсутствие загадки. Создатели не увиливают и не пытаются ничего скрывать, имя злодея озвучивается буквально через пару минут после начала первого эпизода.
Казалось бы, всё, искать преступника незачем, детективную линию можно закрывать. Но нет, сериал по‑прежнему интересно смотреть. То, что во многих других кинопроектах является основной интригой и чуть ли не единственной причиной досматривать сериал, во «Французской рулетке» предоставляется зрителю сразу. При этом повествование остается захватывающим, ведь основной вопрос здесь заключается совсем в другом: вы постоянно спрашиваете себя не «кто?», а «как?», «где?» и «когда уже этого негодяя наконец накажут?».
Реальная трагедия
В отличие от многих других детективов «Французская рулетка» — не выдумка, ну или не совсем выдумка. История таинственного исчезновения богатой наследницы Аньес Ле Ру реальна, и в 70‑х это жуткое дело потрясло не только всю Францию, но и весь мир. Более того, по ней уже снимали документальное и художественное кино: в 2014 году, к примеру, вышла драма «Мужчина, которого слишком сильно любили», в которой роль Рене Ле Ру исполнила Катрин Денев.
Семья, которой пришлось столкнуться с финансовыми махинациями, мафиозными разборками, а главное — похищением нежно любимой сестры и дочери, существовала на самом деле. Реальное расследование шло долго и мучительно, и именно эту сторону трагедии создатели умело перенесли на экран. Ле Ру действительно потребовалось почти сорок лет, чтобы добиться справедливости по делу Аньес. И этот факт, безусловно, добавляет и без того печальной атмосфере мини‑сериала трагизма.
70‑е без диско
Большая редкость в кинематографе — сериал о 70‑х без диско, свободной любви и хиппи, но «Французская рулетка» именно такова. Действие и правда разворачивается в 70‑х в Ницце, но атмосфера эпохи передается утонченно. Создатели не пытаются создавать из декораций музейную экспозицию, посвященную 70‑м, и отвлекать зрителей яркими находками реквизиторов и костюмеров. Напротив, эпоха вплетается в повествование деликатно и служит лишь органичным фоном для развивающихся событий.
Вот кто‑то из героев носит типичную для того времени прическу, вот на ком‑то видны брюки‑клеш и сумочка с бахромой, а вот Аньес общается с возлюбленным, держа в руках забавную телефонную трубку причудливой формы. В остальном кричащих трендов не прослеживается, ведь мы наблюдаем за богатой семьей и их приближенными, за миром «старых денег», который во все времена славился сдержанностью. За этой элегантной подачей материала — с аутентичными интерьерами, автомобилями, нарядами и даже уличными вывесками, но без перегибов в сторону цветастых принтов — крайне интересно наблюдать.
Потерянный шарм
Отдельного внимания заслуживает Морис Аньеле (Янник Шуара) — непосредственный антагонист. Не волнуйтесь, это не спойлер, ведь имя того, кого Рене Ле Ру считает злодеем, звучит еще в первые минуты, так что оно не представляет из себя загадку. А вот его личность — действительно тайна, разгадывать которую вам предстоит все четыре серии.
Кто он — заложник обстоятельств или безжалостный монстр? В чем именно заключается его коварный план? Каким будет его следующий шаг и насколько он искренен в своих речах? Почему окружающие его женщины, несмотря на ревность, горечь и возмущение, ручаются за него и убеждают всех в его невиновности? Может быть, он действительно невиновный человек, хороший отец и образцовый адвокат?
На некоторые из этих вопросов сериал даст исчерпывающие ответы, а другие оставит на суд зрителя. Почему? Потому что мир несправедлив, и иногда жизнь перспективной богатой красавицы трагически обрывается при загадочных обстоятельствах, оставляя больше вопросов, чем ответов.