Жену основателя Римской империи Октавиана Августа мало кто знает по имени, тем более — о ней редко снимают сериалы. Тем приятнее включить новое итало‑британское шоу «Домина» (Domina), посвященное становлению Ливии Друзиллы, ее вкладу в создание нового государства и отношениям с легендарным диктатором.
Что особенного в этом сериале? Попытаемся разобраться.
Ливия Друзилла: Начало
Главная героиня сериала — Ливия Друзилла, дочь уважаемого политика и завидная невеста с богатым приданым. В первых эпизодах мы застаем ее на заре гражданской войны, спровоцированной убийством Цезаря. После смерти легендарного правителя республиканцы, к которым относился отец Ливии, и цезарианцы во главе с Октавианом Августом (хотя пока он известен как Гай Юлий — не запутайтесь!) никак не могут поделить власть. Муж Ливии, Тиберий Клавдий Нерон, объявлен вне закона и она, поступая «по‑римски», отправляется скитаться по лесам и горам вслед за супругом с ребенком на руках.
Ливия вообще постоянно опирается на свое (во многом унаследованное от отца) представление о том, что такое «по‑римски» и «не по‑римски». Это позволяет ей заслужить уважение всех знатных семей Рима и даже после изматывающего периода войны, гонений и бедности относительно быстро вернуть свое положение в обществе. Впрочем, это же помогает ей нажить врагов. Своенравность, дерзость, ум и расчетливость делают Ливию весьма неудобной для многих политических деятелей и конкуренток.
Древнеримский феминизм
И здесь стоит сказать, что «Домина» — продукт своего времени. Телеповесть о сильной свободолюбивой женщине, не боящейся дерзить великому диктатору, с одной стороны вдохновляет женщин у экранов на свершения, с другой — со временем начинает отдавать конъюнктурной приторностью. Шоураннеры сериала точно знали, для кого и для чего его создавали, но местами слегка переборщили: когда в приватных беседах персонажи‑мужчины в пятый раз упоминают, что Ливия обладает чрезвычайным умом, и это ее главный недостаток, невольно начинаешь закатывать глаза. Не потому даже, что подобные дремучие установки вызывают негодование — они абсолютно уместны в 30‑х годах до нашей эры, а потому что такое акцентирование на узколобости героев‑мужчин выглядит назойливым.
Стоит признать, многомудрые сенаторы и достопочтенные мужи в целом изображены дураками, они моментально проигрывают во всем одной последовательной женщине. Из‑за этого экранное противостояние как будто перестает быть честным и вдохновляет куда меньше, чем если бы игра велась против по‑настоящему сильных противников.
Хотя, учитывая, что реальную Ливию Друзиллу римляне буквально обожествляли, в ее исключительность, как и в недалекость римской элиты, можно поверить. К тому же, современным женщинам все еще не хватает ролевых моделей в самых разных сеттингах — от Древнего Рима до открытого космоса. Пусть и с небольшими перегибами. Так что — лайк.
Достоверность
«Домина», вроде бы, не претендует на особую историческую достоверность, но и не предваряет каждый эпизод дисклеймером в духе «по драматическим соображениям мы кое‑что приукрасили», как это было в «Испанской принцессе».
Более того, местами создатели без стеснения заигрывают с историей — во всяком случае, с историей в том виде, в котором она до нас дошла. В одной из сцен зрителю ясно дают понять, что не всему написанному в учебниках можно верить. Когда самая знатная семья Рима была подставлена собственным рабом, ее члены предпочитают врать о произошедшем, осознавая, что в историю под видом правды войдет сладкая ложь.
Таким нехитрым способом «Домина» как бы напоминает: мы можем сколько угодно утверждать, что происходящее на экране не соответствует написанному в энциклопедиях, но из 21 века мы уже не сможем понять, насколько оно вообще соответствует реально произошедшему.
Тем более бесполезны эти споры, учитывая, что в общем и целом сериал двигается в русле достоверности. А если совместить просмотр «Домины» с просмотром «Рима», вы сможете сравнить несколько взглядов на события тех лет и получите гораздо более более полную картину того периода.
Там римский дух
К слову об упомянутой выше «Испанской принцессе». Такого эстетического размаха, как в сериале о Катерине Арагонской, от «Домины» ждать не стоит. Здесь дело происходит в 30‑20‑х годах до нашей эры, соответственно, до расшитых бисером платьев, диковинных гобеленов, бархатных гербов и прочих предметов роскоши еще жить и жить. Отсутствие ярких тканей, золотых чаш и украшенных драгоценностями сложносочиненных причесок «Домина» компенсирует завораживающими пейзажами с итальянских берегов, что, согласитесь, тоже неплохо.
Кроме того, тут и там проглядывают занимательные особенности древнеримского быта: ужины на кушетках в позе «полулежа», торги с богами с обещаниями жертвоприношений в обмен на услугу, а также нередкие беседы на прародителях современных унитазов. То ли это следование тренду на нормализацию физиологических процессов в сериалах, то ли просто желание создателей показать, что они хорошо изучили привычки древних римлян, но однозначно интересный шаг в сторону от гламуризации античности.
Политика, политика и еще раз политика
Будучи, как все уже поняли, женщиной неглупой, а также желая одновременно возродить республику и сделать своего мужа богом, Ливия то и дело вмешивается в дела государственной важности. Но назвать это банальным термином «плетет интриги» — значит сильно преуменьшить масштаб влияния супруги Августа на политическую жизнь Рима.
Ливия выступает в редком, но изысканном (хоть и слегка прямолинейным) жанре «хотите сделать хорошо — сделайте плохо, а потом как было». Женщина то и дело создает вокруг себя проблемы, решение которых способна найти только она сама. Затем, конечно, приходит всем на выручку и зарабатывает себе очки уважения как со стороны мужа, так и со стороны римской элиты, и даже членов семьи. Однако у зрителей — даже у строгих блюстителей морали — вряд ли возникнет желание ее осуждать: коварные манипуляции сотканы так тонко, красиво и вместе с тем просто, что хочется только похвалить Ливию за изобретательность.
Говоря о морали, отдельный приятный бонус: «Домина» не пытается спровоцировать у вас приступ самокопания или заставить вас срочно извлечь из событий древности ценные уроки. Это просто хороший исторический сериал, который не хочет донести до вас ничего, кроме самой истории. Захватывающей, драматичной и глубокой. Ну, разве что один ценный совет по итогам просмотра — будьте поосторожнее с устрицами.
Домина
Domina