Не артхаусом единым богат скандинавский кинематограф. Сериалы, снятые в Дании, Норвегии, Швеции и соседних странах, радуют жанровым многообразием. Мрачные детективы для фанатов загадок и тайн, трогательные трагикомедии для желающих вдохновиться и порыдать, а еще закрученные антиутопии для ценителей фантастики — тут есть из чего выбрать.
В нашей подборке достойных скандинавских телешоу — необычное многосерийное кино с неповторимой атмосферой.
Мальчики
«Брат — это тот, кто плачет, смеется и проливает с тобой кровь»,— такими жуткими словами открывается эта подростковая драма из Дании. В центре сюжета — банда тинейджеров, называющая себя братством. По воскресеньям мальчики из этой компании поют в церковном хоре, а все остальные дни недели посвящают грехам и саморазрушению. Они клеймят друг друга каленым железом при вступлении в свою микросекту, играют с реальным оружием, злоупотребляют алкоголем и веществами и закатывают отвязные вечеринки.
Градус безумия внутри банды растет после того, как однажды ночью в местном лесу при загадочных обстоятельствах погибает лучший друг основателя братства. Одни говорят, что он покончил с собой, другие — что перешел дорогу своим же дружкам. Поневоле в эту неприятную историю оказывается замешан парнишка, вернувшийся в город после долгого отсутствия. Ему, решившему начать новую жизнь, предстоит обратить на себя гнев жестоких мальчиков и узнать, о чем молчат датские болота.
Мальчики
Drenge
Край
Леденящая душу (и немного — тело) история о расследовании убийства на далеких и мистических Фарерских островах. Криминальная драма, снятая командой кинематографистов из Исландии, Германии и Дании, рассказывает о журналисте, который получает письмо от зоозащитницы. Девушка представляется дочерью героя и говорит, что ей грозит опасность. К сожалению, спасти ее журналист не успевает: вернувшись к себе на родину, на Фарерские острова, он сначала обнаруживает, что активистка исчезла, а затем своими глазами видит тело — неоспоримое доказательство ее гибели.
Отличающийся пытливым умом и непреодолимой тягой к правде, герой решает раскрыть это дело, но на собственном опыте узнает, что местное население столь же сурово, недружелюбно и холодно, сколь и здешняя природа. В лучших традициях нуарных скандинавских детективов «Край» неторопливо подводит зрителя к неожиданной развязке через захватывающие дух сюжетные повороты, пейзажи пустынных и живописных островов в приглушенных тонах, а также хитросплетения кошмарного заговора, разрушившего не одну жизнь.
Край
Trom
Свет жизни
Сорокалетняя женщина, полная энергии, открытая новым впечатлениям и строящая планы на будущее, в канун дня рождения узнает, что у нее рак. На фоне красивейших норвежских пейзажей, роскошных залов фешенебельных ресторанов и лаконичных уютных домашних интерьеров, мир многих людей, близких к главной героине, оказывается под угрозой разрушения. Но позитивно настроенная, бесшабашная и временами беспардонная героиня не хочет омрачать существование окружающих.
Женщина верит, что ей удастся бороться с болезнью, продолжая источать свет, тепло и радость. Она с привычной самоотдачей трудится на любимой работе, устраивает вечеринки для друзей и даже влезает на территорию закрытого бассейна, чтобы поплавать голышом, желая максимально насытить каждый день счастьем. Рисуя портрет неунывающей и стойкой героини, создатели сериала рассказывают историю не о болезни, грозящей смерти и страхе, а о любви, надежде и жажде жизни.
Свет жизни
Etterglød
Школа медсестер
Датский драматический сериал о школе медсестер, работающей на базе больницы. На дворе начало 50‑х, и руководство медицинского учреждения, медленно оправляющегося от ужасов недавней войны, из‑за нехватки персонала объявляет новый набор медицинских работников. Правда, в этот раз в ряды интернов готовы принять не только женщин, но и мужчин.
Революционное решение поддерживают не все — медикам и пациентам старой закалки это кажется неслыханным. К тому же, тесное соседство медбратьев с медсестрами рискует обернуться жаркими романами на рабочем месте. «Школа медсестер» — по‑настоящему добрый сериал о готовности учиться новому и преодолевать трудности, о вере в светлое будущее и преданности своему делу, а еще — о надежде на исцеление ран, нанесенных обществу жестокой войной.
Пришельцы из прошлого
В отличие от мрачных детективов и глубокомысленных драм, фантастика редко ассоциируется со скандинавским кинематографом, но «Пришельцы из прошлого» — образец именно этого жанра. Норвежский фантастически‑криминальный сериал рассказывает о пугающей аномалии: в холодных водах то и дело появляются ошарашенные люди из разных давно минувших эпох. Они не понимают, где находятся и как попали в далекое будущее. Случайные прохожие то вылавливают викингов, то спасают пещерных людей, то выводят на берег аристократов из 19 века.
Пришельцы кое‑как интегрируются в общество наших дней, и в итоге сериал рисует одновременно комичную и пугающую картину: брички на улицах соседствуют с навороченными внедорожниками, в музеях современного искусства проводятся выставки новой наскальной живописи, некоторые люди, рожденные сотни лет назад, обзаводятся документами и даже работой, но вместе с этим растет и ненависть к мигрантам во времени — лагеря пространственно‑временных беженцев полнятся неприкаянными и несчастными.
Антиутопическая история о «попаданцах» дополняется еще одной жуткой деталью: труп очередного путешественника во времени находят со следами насильственной смерти. Работать над делом придется необычному тандему — современному полицейскому вместе с напарницей, прибывшей из прошлого.
Пришельцы из прошлого
Beforeigners
Медвежий угол
Карьера или семья? Этот вопрос становится перед руководителем хоккейной команды, правда, в нестандартной форме. Речь не о том, чему тренер готов уделять больше времени и внимания, а о том, чью сторону в конфликте «его слово против ее слова» он решит принять.
Незадолго до важного матча родная дочь сообщает герою о том, что ее изнасиловал юный хоккеист, лучший игрок команды. Безусловно, дисквалификация талантливого спортсмена грозит поражением в грядущем полуфинале, но заботливый отец все‑таки пропускает матч, чем навлекает на свою семью гнев целого города.
Действие этого шведского сериала разворачивается в гнетущей атмосфере неуютной провинции, душащей своей теснотой. В условиях многоуровневой трагедии эта узость мышления и пространства — с непрекращающимися сплетнями, травлей жертвы, всеобщим конформизмом и чудовищной необходимостью каждый день встречать в школьных коридорах насильника — приобретает катастрофический масштаб.