Телевидение дарит нам уникальную возможность путешествовать в прошлое. Можно попасть в эпоху Возрождения, помахать мимо проезжающему Генриху VII, попить чай в поместье английского лорда или восхититься нарядами принцессы Маргарет. Исторические сериалы из нашей подборки помогут вам ощутить очарование давно ушедших дней.
«Екатерина Великая»
Хелен Миррен снова блистает в королевском образе — на этот раз ей досталась роль Екатерины II. Мини‑сериал от HBO может похвастаться шикарной визуальной составляющей и насыщенной эмоциями драмой. Шоу охватывает поздний этап правления императрицы и здесь, конечно же, не обошлось без дел любовных — в частности, показаны отношения Екатерины с фаворитом Григорием Потемкиным (его сыграл Джейсон Кларк, звезда фильма «Эверест»).
Отдельного упоминания заслуживают костюмы — для одной только Миррен было создано более 60 нарядов. Художники проработали каждую деталь: некоторые ансамбли в итоге весили около 15 килограммов. Воистину, красота требует жертв. Ткани для нарядов закупали в Риме, Венеции и Милане, а в качестве украшения использовалась ручная вышивка золотой и серебряной нитями. Художница по костюмам — Майя Мешеде, и ее послужной список говорит сам за себя: например, она работала над фильмами «Герцогиня» и «Малефисента».
Екатерина Великая
Catherine the Great
«Война и мир»
Сценарий «Войны и мира» по заказу BBC писал Эндрю Дэвис, подаривший нам известную многосерийную экранизацию «Гордость и предубеждение», после которой образ мистера Дарси надолго закрепился за молодым Колином Фертом. Следом успешно были выпущены «Ярмарка тщеславия» по одноименному роману Уильяма Теккерея и очередная адаптация Джейн Остин — «Разум и чувства». Работая над экранизацией «Войны и мира», Дэвис привнес английскую чопорность и сентиментальность, а также добавил больше откровенных сцен, которые у Толстого в читались между строк.
В шестисерийной адаптации от BBC больше «мира», чем «войны». Сражения с наполеоновской армией здесь служат скорее своеобразными «мостиками» между главами. Образы Кутузова, Багратиона и самого Бонапарта — лишь наброски. Зато вся светская тусовка и семейные драмы исключительно продуманы, что, впрочем, вполне в духе предыдущих работ Дэвиса.
Русская природа в сериале и вовсе выглядит так, будто ее снимали в каком‑нибудь Сомерсете, на юге Англии. В общем, сериал представляет собой скорее фантазию на заявленную Толстым тему, чем честную интерпретацию текста с претензией на достоверность. Впрочем, дух романа уловлен достаточно точно, а страсти кипят нешуточные — скучно не будет даже тем, кто горячо топит за соответствие всем книжным нюансам.
Война и мир
War & Peace
«Тюдоры»
Сериал канала Showtime рассказывает историю английской династии, фокусируясь на психологическом портрете тщеславного, фривольного и гнусного монарха Генриха VIII.
Выбор красавца Джонатана Риза Майерса на роль Генриха VIII был неочевиден, так как сам монарх никогда не отличался хорошей внешностью, фигурой и уж тем более шармом. Тем не менее, актер создал сложного и харизматичного персонажа: перед зрителями предстает настоящий Казанова XVI века.
Бесконечные интриги, светские рауты, коварство и любовь — за всем этим скрывается крах монархии, которую потом восстановит только Елизавета I. Кстати, об этом создатель сериала Майкл Херст также написал два фильма «Елизавета» (1998) и «Золотой век» (2007).
«Борджиа»
Словно желая повторить успех сериала «Тюдоры», Showtime выпустил драму «Борджиа» Нила Джордана с Джереми Айронсом в главной роли про итало‑испанское семейство Борджиа и покушение на папский престол.
«Секс, власть, убийства, аминь» — большинство рецензий начинались с таких слов, и создатели сериала вполне могли использовать их в качестве слогана. Если в «Тюдорах» легкая эротика, фривольность самого монарха и постоянный разврат освещались процентов на 50, то в «Борджиа» — это главные элементы. Многих в наше время поразил свободный стиль «Молодого Папы» Паоло Соррентино, однако Джереми Айронс тоже мог бы спокойно примерять наряды под I’m sexy and I know it. Шоу Нила Джордана основано на слухах и скандалах вокруг семьи Борджиа, но его мрачный и очень интересный взгляд на Италию эпохи Возрождения заставляет забыть о возможных исторических неточностях.
«Коронация»
Сложная и противоречивая фигура Николая II до сих пор в достаточной мере не осмыслена, на телевидении так уж точно — разобраться в нюансах судьбы последнего русского императора попытался Алексей Учитель («Дневник его жены») в мини‑сериале «Коронация». Режиссер рисует правителя как человека хорошо знакомого с рефлексией: в его руках — судьбы тысячи людей, но в душе бушуют сомнения. При этом он готов пожертвовать своей любовью ради служения государству.
Чарующий блеск дворцов и прекрасных нарядов не отвлекает от главного — пронзительной драмы человека, вынужденного сделать тяжелый выбор. Учитель также неявно проводит параллели с современной Россией — страной, где «не бывает спокойных периодов». Довольно часто исторические сериалы пытаются приблизить зрителя к верхушке власти, показать, что там живут, влюбляются и умирают живые люди, со своими страхами и страстями. «Коронация» идет по этой же дороге — и имена из школьных учебников становятся чем‑то осязаемым.
Коронация
Коронация
«Зовите повитуху»
История лондонских акушерок во времена очередного «беби‑бума» в 50‑х и 60‑х годах. Пока британские телезрители наблюдали за жизнью рабочего класса из восточного Лондона в мыльной опере «Жители Ист‑Энда», BBC One решила предложить драматический вариант.
1950‑1960 года в Британии знаменовались победой лейбористкой партии, относительной свободой выбора для рабочего класса и созданием бесплатной Национальной системой здравоохранения. Последнее событие — главный катализатор событий сериала, потому что все акушерки работают по новым правилам. Их пациенткам остается только удивляться, что они могут посещать врачей в любое время и им даже не надо будет платить за это.
«Аббатство Даунтон»
Аристократическая семья Кроули, хозяева аббатства, занимаются тем же самым — с исключительным снобизмом. Но все меняется, когда молодежь потрясает ужас Первой Мировой войны. Аббатство становится эпицентром событий: несмотря на разные параллельные сюжетные линии и другие локации, все дороги ведут именно в Даутон.
Феллоуз создал свою маленькую аристократическую Британию в одном доме, где каждая комната — зона военных действий. Взлеты и падения семьи Кроули и ее прислуги тождественны общему колебанию страны в то время. Но не стоит забывать, что всегда есть время для развлечений — и жители Даутона знают в них толк.
Чарующий блеск дворцов и прекрасных нарядов не отвлекает от главного — пронзительной драмы человека, вынужденного сделать тяжелый выбор. Учитель также неявно проводит параллели с современной Россией — страной, где «не бывает спокойных периодов». Довольно часто исторические сериалы пытаются приблизить зрителя к верхушке власти, показать, что там живут, влюбляются и умирают живые люди, со своими страхами и страстями. «Коронация» идет по этой же дороге — и имена из школьных учебников становятся чем‑то осязаемым.
«Острые козырьки»
На создание сериала сценариста Стивена Найта вдохновили рассказы отца, коренного жителя Бирмингема. В действительности термин «острые козырьки» относился к молодежным криминальным бандам начала ХХ века, которые отличались от всех остальных своей жестокостью и определенным стилем в одежде. Они исчезли уже после Первой Мировой войны, но само словосочетание стало сленговым обозначением для криминальных группировок в Бирмингиме.
В центре сюжета — семья Шелби, которая проходит впечатляющий путь от обычной ячейки общества из рабочего класса до самой жесткой и влиятельной гангстерской банды. Грязный, темный Бирмингем отлично отражает политическую ситуацию в стране того времени — великая депрессия 1930‑х годов не щадила никого. Не скатиться в грубоватую прямолинейность сериалу помогает божественный саундтрек — музыка Ника Кейва и PJ Harvey создает особую атмосферу.
Само шоу в некоторой степени наследует романам Чарльза Диккенса, где в ярких подробностях описывались бедные районы Лондона. Собственно, «Зовите повитуху» занимается тем же самым, но не уходит в гиперреализм. Серые и грязные улицы Ист‑Энда, холодная каменная архитектура, криминал и бесконечные белые простыни на вешалках. В итоге «Зовите повитуху» вполне заслуженно признали лучшим драматическим сериалом BBC с 2001 года.
Острые козырьки
Peaky Blinders
«Чужестранка»
«Чужестранка» основана на одноименной серии романов Дианы Гэблдон — в прессе ей присвоили статус «Гарри Поттер для взрослых». В центре сюжета — молодая женщина Клэр, отслужившая медсестрой на фронте во время Второй Мировой войны. Она и ее муж Фрэнк отдалились друг от друга из‑за этих ужасных и кровопролитных событий. Пара решает съездить вместе в Шотландию, и Клэр неожиданно перемещается во времени из 1945 года в 1743 год. Она попадает в разгар Гражданской войны и оказывается схваченной английским офицером, который подозрительно похож на ее мужа.
Создатели сериала, как и сама Диана Гэблдон, в первом сезоне уделяют много внимания Гражданской войне и самому страшному Сражению при Каллодоне. «Чужестранка», возможно, единственное телешоу, которое в ретроспективе рассматривает Шотландию в качестве отдельной страны. Для большей аутентичности все местные разговаривают то на гаэльском, то на привычном английском с грубым акцентом. Достоверность — вообще важная составляющая сериала.
«Корона»
Популярность к сценаристу и драматургу Питеру Моргану пришла после успеха фильма Стивена Фрирза «Королева» (2006) про влияние смерти принцессы Дианы на королевскую семью и всю британскую нацию в целом. Интерес к Виндзорам никогда не угасает, поэтому в 2013 году он поставил пьесу «Аудиенция» с той же Хелен Миррен в главной роли. Уже через пару лет сценарист становится шоураннером нового проекта от Netflix — «Короны», рассказывающий про правление Елизаветы II с момента ее свадьбы с принцем‑консортом Филлипом.
Первый сезон сфокусирован на Суэцком кризисе и медленном крахе монархии, а во втором самым важным историческим событием становится встреча с семьей Кеннеди и культурой «свингующих 60‑х». Конечно, мы мало знаем о том, что на самом деле творилось внутри дворца, поэтому здесь есть где разгуляться фантазии сценаристов. Вместе с тем «Корона» остается честным анализом влияния и значимости британской монархии. Красота, эмоции и полезные исторические знания в одном флаконе.