В Амедиатеке выходит третий, заключительный сезон «Темных начал». Насыщенная событиями сказка о дружбе, волшебстве, путешествиях между мирами и непримиримой борьбе между религией и наукой заканчивается. Самое время подвести итоги.
В предыдущих сериях
Прежде, чем говорить о финале «Темных начал», стоит вспомнить начало. По сюжету, отданная на воспитание в Иордан‑колледж заботливым дядей‑ученым сиротка Лира Белаква (Дафни Кин) узнает о серии таинственных исчезновений детей. Среди жертв похищения оказывается и ее друг, на поиски которого бесстрашная девочка готова бросить все силы.
По пути она впутывается в заговор поистине мирового масштаба, раскрывает тайну своего происхождения, становится своей среди ведьм и бронированных белых медведей, а также способствует уничтожению жуткой организации, проводящей опыты над теми, кто еще не достиг пубертата.
Действие разворачивается в фантастической вселенной романов Филипа Пулмана, и создатели сериала отлично интегрируют в шоу основные элементы, отличающие мир Лиры от нашей реальности. Кроме уже упомянутых бронированных медведей и ведьм, тут наблюдаются и другие магические атрибуты. Например, у каждого человека есть деймоны — говорящие зверьки, воплощающие душу своего хозяина. Они вместе с загадочной Пылью и становятся основным объектом кошмарных экспериментов.
Опыты, к слову, проводятся с согласия Магистериума — религиозно‑государственной структуры с практически безграничными полномочиями, видящей своей целью борьбу со всякого рода ересью. В отношениях Магистериума с деятелями науки какое‑то время сохраняется баланс, но он хрупок и может с легкостью нарушиться, если информация о Пыли, открывающей доступ в другие миры, просочится в широкие массы.
Да, неподготовленному человеку сложно сразу вникнуть в хитросплетения сюжета и особенности устройства фэнтезийного мира Пулмана. Потому главное, что стоит отметить по итогам всех трех сезонов: «Темные начала» — прекрасная, хоть и весьма мрачная сказка о дружбе и выборе между добром и злом, который то и дело совершает одна отважная девочка, окруженная взрослыми с весьма сомнительными намерениями.
«Я не понимаю взрослых, совсем», — в отчаянии заключает Лира в одной из первых серий. Откровенно говоря, наблюдая за нелогичными и жестокими действиями коварных антагонистов, превосходящих ее по возрасту, но не по уму и доброте, с ней невозможно не согласиться.
Атмосфера оригинала
Хотя фэнтезийная сага о путешествиях отважной сироты — бестселлер у себя на родине, не всякий русскоязычный читатель слышал о «Темных началах», ставших основой для сериала. Да, пожалуй, серия книг не обрела славу «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера», но это и неудивительно. Мощнейший социальный посыл с многоуровневым выпадом в сторону религии, государства и науки одновременно — ночной кошмар любого цензора, а объемные и многогранные герои, чьи характеры прописаны автором до мельчайших деталей, требуют от читателя и зрителя большей вдумчивости, осознанности и где‑то даже усидчивости.
Однако создателям сериала удалось воссоздать атмосферу пулмановских миров практически без потерь и со всем уважением к чувствам зрителей. Впечатление от просмотра не портят даже периодические появления «богов из машины» — многочисленных помощников Лиры, ощутимо влияющих на сюжет и обеспечивающих девочке успехи в любом начинании.
Справедливости ради, эта особенность характерна почти для всех адаптаций масштабных произведений, особенно фантастических сказок — кинематографический и даже сериальный формат не терпит той детализации, которую прощают и даже приветствуют страницы книг. В основном и главном — посыле, тоне повествования и неповторимой атмосфере угнетенного мира с робкой надеждой на освобождение — экранизация от начала и до конца умудряется оставаться верной книжному оригиналу.
Успех и любовь
Это первая экранизация «Темных начал», получившая от зрителей и критиков столько теплоты и внимания. Предыдущая попытка уместить трилогию Пулмана в рамки киноформата успехом не увенчалась, несмотря на участие в проекте Николь Кидман и Дэниела Крейга. Тогда поклонники трилогии о Лире Белакве критиковали «Золотой компас» за чрезмерную «голливудскость», нечеткость вложенного Пулманом посыла, попытку смягчить содержание книги в стремлении всем угодить и поверхностный подход к материалу, требующему глубокого осмысления.
Ожидаемо, ревностные фанаты книг еще на этапе анонса приготовились громить грядущую американо‑британскую телеадаптацию в пух и прах, но, ко всеобщему удивлению, создатели сериала не подвели. Да, в тв‑мире Лиры есть некоторые отличия от книжного варианта: удивительный прибор, всегда говорящий правду, под названием Алетиометр в шоу считается запрещенным, а в книгах — лишь редким. Мир экранной Лиры меньше похож на викторианскую Англию, в нем больше стимпанка и даже намеков на современность (те же комбинезоны похищенных детей на «Станции», как и все интерьеры этого жуткого места, выглядят весьма технологично).
Кроме того, многие события сериала развиваются стремительнее, чем в книгах: так, например, с будущим компаньоном отважной девочки, Уиллом Парри (Амир Уилсон), нас знакомят еще в первом сезоне, хотя он появляется лишь во втором романе. Но все эти несоответствия оригиналу допустимы и простительны. Даже самые преданные поклонники книг понимали, что ждать экранизации каждой строки было бы наивно, а потому настолько старательную адаптацию приняли с благодарностью.
В итоге сериал с достоинством и стабильно высокими рейтингами — нет, не продержался, а прожил — счастливых три сезона, не сбавляя в качестве и постоянно увлекая новых зрителей.
Последние главы
Финальным стал третий сезон, в основу которого легла заключительная книга серии, «Янтарный телескоп». Цитируя то и дело появляющихся в новых сериях ангелов, «теперь все разумные существа вовлечены в противостояние, хоть многие об этом и не знают». Лорд Азриэл в исполнении Джеймса Макэвоя находит выход своим непомерным амбициям и собирает армию для войны против самого Властителя. Лира не по своей воле воссоединяется с родственницей, в очередной раз мечущейся между любовью и жестокостью.
До сих пор не упраздненный Магистериум с трудом справляется с масштабами распространяющейся вокруг «ереси». А в это время Уилл удостаивается личной встречи с ангелами, узнавая все больше и больше о своем предназначении. Но это лишь начало войны, которая или навсегда положит конец тирании, или навечно освободит сразу несколько миров от угнетений.
Третий сезон плавно движет нагруженную событиями историю к логическому завершению. Шаг за шагом закрывая гештальты, давая исчерпывающие ответы на немногочисленные оставшиеся вопросы, расставляя точки в незавершенных линиях повествования и снова вводя в сюжет героев прежних глав, чтобы затем проводить на покой (кого с достоинством, а кого и с позором), создатели сериала обеспечивают фантастической сказке зрелищный и страстный финал.
К сожалению, даже самым эпичным и горячо любимым шоу не всегда везет заканчиваться на уровне. К счастью, «Темные начала» в этом смысле — приятное исключение.
Темные начала
His Dark Materials