Хелен Миррен (она же Елена Миронова) — одна из самых смелых актрис мирового кино, не перестающих удивлять. Она всегда бросала вызов профессии: снималась обнаженной, участвовала в рискованных проектах и даже в образе царственных особ оставалась бунтаркой. Вспоминаем самые интересные роли актрисы.
«Екатерина Великая»
В послужном списке Миррен хватает венценосных дам: английская королева Шарлотта, Елизавета I, Елизавета II (ее она сыграла несколько раз — в драме «Королева» и пьесе «Аудиенция»). В этом году актриса положила на полку еще одну корону: Хелен примерила на себя роль русской императрицы в сериале «Екатерина Великая» от HBO.
Миррен решила не идти на поводу у скандалов, окружавших ее героиню, и показать эволюцию Екатерины как важного для истории персонажа. Таким образом, актрисе удалось «очистить» образ от бесконечных слухов и вывести на первый план силу ее характера, решительность и твердость. Получилась сильная героиня, вполне в духе нашего времени — несмотря на то, что речь в сериале идет о делах давно минувших дней. И, конечно, нельзя не заметить, что благородной красоте Хелен очень идет роскошный исторический антураж (к слову, для ее персонажа было создано более 60 костюмов).
Екатерина Великая
Catherine the Great
«Елизавета I»
Королева Елизавета I — одна из самых значимых персон в мировой истории. Ее правление превратило Британию в подобие Империи и навсегда закрепило образ монарха в сознании британцев как абсолютной фигуры власти.
Миррен удалось создать максимально человечный образ королевы, показать ее с другой, более «беззаботной» стороны. И это несмотря на то, что на долю Елизаветы I выпало немало сложных исторических ситуаций: конфликт протестантов и католиков, война с Испанией и заключение Марии Стюарт. Благодаря игре Миррен костюмная драма превращается в сложную психологическую драму, где главным становятся человеческие отношения. Монархи тоже люди, все‑таки.
«О, счастливчик»
«О, счастливчик» — вторая картина из трилогии о Мике Трэвисе с Майклом Макдауэллом, куда также входят картины «Если…» (1968) и «Госпиталь „Британия“» (1982). Дежавю‑фильм, где актеры играют сразу же несколько ролей, а большинство сюжетных линий оказываются цикличны, рассказывает историю молодого человека, чей разум ослеплен желанием стать богатым и успешным. Мик начинает с торгового агента, а потом его жизнь превращается в бесконечную череду случайных встреч. Во время одной из таких он знакомится с дочерью богатого магната Патрицией (Хелен Миррен).
Несмотря на высокий социальный статус и буржуазное воспитание, Патриция воплощает в себе дух уличной свободы, чем и пленит Мика. Роскошная, независимая и прямолинейная, она все равно остается загадкой, как для зрителя, так и для главного героя. Женщины в фильмах Андерсона никогда не играли роли красивых кукол, функциональных подружек главных персонажей и, тем более, никогда не были пустыми. Такой же линии придерживается и Миррен, предпочитая сложных и сильных героинь.
«Калигула»
Слоган эротической картины Тинто Брасса гласит: «Самый противоречивый фильм двадцатого века только что стал самым противоречивым фильмом двадцать первого века». В свое время «Калигула» шокировала публику и была разбита в пух и прах отрицательными рецензиями, сейчас же картина имеет культовый статус (и вряд ли смутит кого‑то в мире, где есть Гаспар Ноэ).
Калигула был известен жестокостью, коварством и бесконечными пороками. В своей картине Тинто Брасс гиперболизирует практически все: декорации, грим, диалоги, костюмы и даже музыку, обращаясь к работам Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна. Миррен досталась роль жены Калигулы (его, кстати, сыграл Малкольм Макдауэлл) Цезонии. Если верить историческим справкам, Цезония не обладала выдающимся умом и была чем‑то вроде украшения при деспотичном правителе. Однако Миррен сыграла ее полную противоположность — сообразительную и уверенную в себе женщину.
«Долгая Страстная пятница»
Драма Джона Маккензи рассказывает историю гангстера Гарольда (Боб Хоскинс), который очень хочет стать обычным гражданином. Однако привычка — вторая натура: он продолжает мыслить как преступник и даже одевается все еще так, будто только что вышел со встречи с братьями Крэй где‑то в районе Уайтчепел.
Его жена Виктория (Хелен Миррен) свободно говорит по‑французски, имеет прекрасное образование, но только в мужья ей достался не особо честный человек. В силу того, что Миррен не выбирает пустых и слабых героинь, отношения в этой странной паре строятся на равноправии. При этом зрители наблюдают за борьбой противоположностей: Гарольд — приверженец тэтчеровской политики (премьер‑министр только пришла на пост в тот год), а Виктория — человек Новой Британии, которому не по душе эксцентричный консерватизм суженого.
«Дневник террориста»
Для Хелен Миррен эта картина имеет особое значение — «Дневник террориста» принес ей награду Каннского кинофестиваля.
Кэл (Джон Линч), участник Ирландской республиканской армии, влюбляется в работницу библиотеки Марселлу (собственно, Миррен), чей муж был застрелен одним из террористов годом ранее. Будучи католичкой, она не сильно беспокоилась о том, что ее муж был протестантом — женщина вообще не желала лезть в религиозные конфликты. Брак Марселлы в принципе был спокойным и…абсолютно несчастливым.
Героиня Миррен отличается удивительной силой духа: за долгие годы тяжелой семейной жизни она не сломалась. Хелен в очередной раз создала пробивного персонажа, который в итоге достигает желанного счастья. Однако обстоятельства оказываются сильнее.
«Повар, вор, его жена и ее любовник»
И снова Миррен играет жену гангстера (на этот раз он владеет рестораном). Ее героиня по имени Джорджина — «белая ворона» в прогнившем обществе, где элита эксплуатирует простых людей. Вырваться из порочного круга она пытается с помощью отношений с владельцем библиотеки. В изящных футуристических костюмах от дизайнера Жан‑Поля Готье она скрывается в потаенных комнатах ресторана со своим любовником, забывая обо всем.
Как и в случае с Екатериной Великой, Миррен показывает духовный прогресс персонажа — однажды почувствовав вкус свободы, Джорджина отказывается быть жертвой. Более того, она твердо намерена бороться за свое счастье. Свой аллегорический фильм Питер Гринуэй называл «обличительной речью против тэтчеровской Британии». Алчность, жлобство, жестокость, похоть противопоставлялись любимому «учению» режиссера — гедонизму.
«Госфорд Парк»
«Госфорд Парк» можно назвать предшественником «Аббатства Даунтон», тем более что у проектов один сценарист — драматург Джулиан Феллоуз. В фильме Олтмена собрался цвет британской актерской школы: Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Эмили Уотсон, Клайв Оуэн, Алан Бейти и, конечно же, Хелен Миррен.
Сюжет довольно‑таки прост: английские и американские аристократы собираются в поместье, но во всей этой роскоши, музыки, сигаретном дыме и алкоголе происходит убийство. Миррен играет строгую экономку, у которой постоянные ссоры с главной кухаркой. За маской отчужденности миссис Уилсон (так зовут героиню) скрывает разбитое сердце, поскольку ей пришлось отказаться от сына ради того, чтобы у него была лучшая жизнь. Для Миррен это в некотором роде нетипичная роль: Уилсон услужлива и покорна, она появляется только тогда, когда кому‑то из господ что‑то нужно. «Я идеальная служанка, у меня нет своей жизни» — так женщина говорит о себе.
«Королева»
Роль Елизаветы II принесла Хелен «Оскар» и навсегда закрепила за ней образ холодной царственной особы. Впрочем, актриса уже начинает немного уставать от него: в интервью Эллен ДеДженерес она призналась, что не собирается больше возвращаться к Елизавете.
Королева в исполнении Хелен Миррен — сдержанная, скупая и неприступная. За все время своего правления она научилась безупречно отделять собственные чувства от долга, который она несет перед страной. Но эта маска падает и разбивается на маленькие кусочки, когда в ее собственную семью приходит трагедия. Так персонаж со страниц таблоидов становится живым человеком, которому хочется сопереживать. Кстати, сама Елизавета II ни разу не смотрела этот фильм, потому что, по ее словам, ей совершенно не хочется снова переживать одну из самых худших недель в жизни.
«РЭД»
Адаптация одноименного комикса серии DC и бодрый комедийный боевик про пенсионеров из шпионской разведки. Фрэнк Мосс (Брюс Уиллис), бывший оперативник ЦРУ, давно отошел от дел. Он спокойно себе поживает в одиноком доме и выращивает авокадо. В один из таких монотонных дней к нему врывается спецназ с целью убить его. Теперь ему придется обратиться к старым коллегам и друзьям, чтобы докопаться до истины и узнать, кто же заказал его голову.
Фрэнк в течение своего непростого путешествия встречает много странных и даже сумасшедших личностей. Отставной агент Джо (Морган Фриман), мирно флиртующий с сиделкам в доме престарелых. Бывший сослуживец‑параноик Марвин (Джон Малкович). Бывший же сотрудник КГБ Иван (Брайан Кокс). До боли английская шпионка Виктория (Хелен Миррен).
Виктория, тезка великой королевы, бывшая оперативница МИ‑6, стреляет из винтовки так, будто готовит вечерний чай для своих гостей. Дерзкая, быстрая и виртуозная — под стать самой Миррен. Такой женщине вряд ли стоит переходить дорогу, если, конечно, не хочешь оказаться в списке ее «боевых» побед.