Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Голос поколения: Как Фиби Уоллер-Бридж стала одной из главных сценаристок наших дней

Рассказываем о создательнице «Убивая Еву».

13 апреля в Амедиатеке состоялись сразу две громкие премьеры —романтического триллера «Беги» (Run) и третьего сезона шпионской мелодрамы «Убивая Еву» (Killing Eve). В обоих проектах так или иначе задействована Фиби Уоллер‑Бридж — создательница «Дряни», одного из главных сериалов прошлого года. Рассказываем, как малоизвестная театральная актриса придумала себе скандальный образ и стала одной из главных сценаристок индустрии.

Детство и первые роли

Дом Дракона

Одна из журналисток, которая брала интервью у Фиби Уоллер‑Бридж, дала ей, кажется, лучшую характеристику: она выглядит как прерафаэлитская муза и матерится как моряк. Благодаря харизме и нежеланию ограничивать себя в комментировании происходящего за Фиби Уоллер‑Бридж уже закрепился образ вышедшей из народа девушки — свободолюбивой и острой на язык. Каким же удивительным кажется то, что на самом деле она выросла в обеспеченной семье потомственных землевладельцев, аристократов с почетным титулом «сэр» и политиков с именными страницами на Википедии. Словом, пышному генеалогическому древу Уоллер‑Бридж можно только позавидовать.

Будучи средним ребенком в семье, Фиби всегда искала родительского внимания — с детства рассказывала шутки подругам матери, старалась чаще выступать: петь, танцевать, иногда — воспроизводить мрачные монологи от лица женщины, покалеченной в автокатастрофе. Его мать Фиби просила исполнять гостям в сочельник, пока старшая сестра аккомпанирует ей на фортепиано. В одном из недавних интервью она призналась, что пересматривала старые альбомы с младшим братом и наткнулась на подростковую фотографию, где она танцует с двумя бутылками водки Smirnoff напротив ребенка. «Я спросила его, была ли я трудным подростком, а он такой — «Ага… трудным»».

Уоллер‑Бридж выросла на легендарном британском сериале «Черная гадюка», откровенной прозе Чарльза Буковски и скандальном фильме «Элфи», в котором молодой Майкл Кейн ломает четвертую стену и рассказывает зрителю о своих романтических похождениях, делится наблюдениями о бессмысленности жизни, воспевает гедонизм и опускает циничные комментарии об окружающих (ничего не напоминает?). И все же она не думала, что будет писать сама, напротив — с детства хотела играть. Впервые она задумалась о карьере актрисы в восемь лет, когда увидела в спектакле «Багси Мэлоун» в National Youth Theatre детей своего возраста, которые изображают взрослых, поют, танцуют и бросаются друг в друга тортами.

Отучившись в католической школе для девочек, Фиби Уоллер‑Бридж решила воплотить свою мечту и поступила в Королевскую академию драматического искусства — там же началась ее карьера театральной актрисы. Во время работы над одной из постановок она познакомилась с Вики Джонс, ее будущей лучшей подругой, музой и коллегой. После того, как последнюю с оскорблениями уволили, Уоллер‑Бридж в знак солидарности ушла из постановки с ней. Тогда они вместе основали театральную компанию DryWrite, в которой начинающие писатели могли анонимно публиковать свои работы. Одну из пьес для них написал Джек Торн — известный британский сценарист и драматург, который работал над сериалами «Это — Англия» и пьесой «Гарри Поттер и Проклятое Дитя». В то время Джонс вдохновила Фиби не ограничиваться актерской деятельностью и попробовать себя в качестве драматурга:

Мои ранние пьесы были про любовь и то, как люди ищут вторую половину, а у Вики — про жесть какие мрачные извращения. Хотя это Вики всегда ходит в красивых платьях в цветочек и подбадривает окружающих, а я обычно ехидничаю.

В течение нескольких лет они ставили короткие экспериментальные пьесы — Джонс занималась режиссурой, Уоллер‑Бридж была актрисой. Первая пьеса, написанная самой Фиби, вызывала локальный скандал: это была история про парня и девушку, которые постоянно расставались и сходились, из‑за того, что героиня иногда хотела переспать с кем‑то богатым. В конце одного из представлений публика открыто высказывала свое недовольство — люди вставали с мест и кричали «шлюха», уходя. Тогда Уоллер‑Бридж вынесла для себя один из главных уроков: нужно как можно больше говорить про пенисы.

В 2012 году Фиби Уоллер‑Бридж назвали восходящей звездой британского театра за роль в постановке «Сенная лихорадка». На подмостках сцены она познакомилась с Оливией Колман, которая попросила позвать ее, если Фиби когда‑нибудь создаст сценарий — роль крестной в «Дряни» она в итоге писала специально под Колман. Впрочем, она не ограничивала себя сценой и активно ходила на кастинги, чтобы попасть в большое кино или хотя бы испытать свои силы на ТВ. В 2011 году она сыграла в фильмах «Благородный Альберт Ноббс» и «Железная леди», позже провалила прослушивание в сериал «Аббатство Даунтон», довольствовалась небольшими эпизодическими ролями в малоизвестных сериалах, пока не пополнила актерский состав второго сезона «Убийства на пляже», и наконец громко заявила о себе в 2016 году. Тогда на малых экранах вышли два созданных на основе ее пьес сериала — «Сожители» и «Дрянь».

«

Сожители» и «Дрянь» — драмеди про тех, кому под 30

Дом Дракона

В 2012 году по совету Джонс Уоллер‑Бридж придумала 10‑минутный скетч для стендап‑вечеринки — откровенный монолог женщины без имени, но со странным прозвищем Fleabag (то есть та самая Дрянь). Так по легенде семья называла в детстве саму актрису. Через год короткий скетч перерос в часовой моноспектакль, представленный на Эдинбургском фестивале Fringe — та же героиня, сыгранная самой Уоллер‑Бридж, обращается к зрителям и рассказывает о том, как переживает смерть близкой подруги, с трудом пытается удержать на плаву их скромное кафе с морскими свинками и делится подробностями своей личной жизни. У нее проблемы в семье, нестабильные романтические отношения плюс сексуальная одержимость — она искренне и очень непринужденно рассказывает про анальный секс, секс втроем и мастурбацию, оскорбительно шутит и кривляется перед публикой. После премьеры никто из зрителей не назвал ее «шлюхой», напротив — постановка была высоко оценена прессой и публикой и даже получила главный приз фестиваля, а один из продюсеров BBC признался, что за пять минут увидел потенциал Fleabag стать сериалом.

За полгода до премьеры первого сезона «Дряни» на британском ТВ вышел другой проект Фиби Уоллер‑Бридж — основанный на ее коротких ранних пьесах мини‑сериал «Сожители» о группе ребят, охраняющих здание бывшей больницы и проживающих на ее территории за низкую арендную плату. Это вдохновленная «Друзьями», очень театральная история о разных людях (главную героиню сыграла сама Фиби), старающихся ужиться под одной крышей: они ссорятся, влюбляются, помогают друг другу и пытаются понять, чего хотят от жизни. Мини‑сериал прошел тихо и незаметно, но получил пару одобрительных кивков и номинацию на телевизионную премию BAFTA за сценарий. Уоллер‑Бридж не стала перетягивать одеяло на свою героиню, а показала себя опытным драматургом, умеющим работать с группой разных героев и калейдоскоп комплексных тем.

Летом 2016 года на BBC Three начался первый сезон «Дряни» — долгожданной экранизацией одноименной пьесы, которая в то время вовсю шла в театре SoHo Playhouse и собирала восторженные отзывы прессы. Уоллер‑Бридж сама адаптировала первоисточник для ТВ, заметно расширив вселенную: благодаря новым героям и ситуациям сериал избежал камерности происходящего, которая портила «Сожителей», но ей удалось сохранить фирменную искренность героини, поэтому в сериале она так же ломает четвертую стену и обращается напрямую к зрителю, вываливая на него свои проблемы и чувства. Кроме того, сериал сохранил один из важнейших лейтмотивов пьесы — переживание горя и его пересечение с сексом: героиня переживает не только смерть лучшей подруги, но и не до конца оправилась после кончины матери. Ее цинизм, нигилизм и тяга к саморазрушению — лишь защитный механизм, в душе Fleabag, как и сама Фиби, остается романтиком.

Первый сезон «Дряни» стал локальной сенсацией в Великобритании и был тепло встречен американской прессой, но настоящим хитом сериал стал только через три года — когда в США наступила эпоха #MeToo, появился спрос на истории женщин, рассказанные женщинами, а Фиби Уоллер‑Бридж стала известна как создательница «Убивая Еву» и голос дроида из фильма «Хан Соло: Звездные войны. Истории». Второй сезон получил уже восторженные отзывы от прессы и зрителей, был отмечен главными телевизионными наградами (пять премий «Эмми», два «Золотых глобуса») и чаще остальных сериалов попадал в топы лучшего за год. Через полгода после премьеры The Guardian выпустили статью, в которой Фиби Уоллер‑Бридж отвечает на вопросы известных фанатов — от Виктории Бекхэм до Рассела Ти Дэвиса, а изданные отдельными книгами текст пьесы и сценарии всех эпизодов стали бестселлерами Amazon. Второму сезону «Дряни» нашлось место и в списке Барака Обамы лучшего за год — получая «Золотой глобус», Фиби Уоллер‑Бридж поблагодарила бывшего президента США и пошутила, что он у нее «всегда был на уме», отсылая к одной из первых сцен сериала, в которой она мастурбирует на ролик с речью Обамы о демократии. Круг замкнулся.

Смешно сейчас читать отзывы семилетней давности, написанные после премьеры пьесы. В рецензии от издания The Guardian журналистка называет «Дрянь» антигероиней, несмотря на то, что к 2013 году тренд на таких персонажей медленно подходил к концу, и ехидно пишет, что пока некоторые женщины пытались пробудить внутреннюю богиню, героиня пьесы пробудила «внутреннюю проститутку». Надо ли говорить, что к релизу второго сезона риторика вокруг сериала кардинально изменилась — для многих Fleabag стала не антигероиней, а смелым портретом сексуально освобожденной женщины, героиней нашего времени. Ее монолог о том, что она жадная, извращенная, апатичная, циничная и безнравственная женщина, которая даже не может назвать себя феминисткой, уже звучал не как девиация, а откровение, ставшее одной из точек соприкосновения с тысячами зрительниц. Сама Уоллер‑Бридж также не считает себя образцовой феминисткой — ей важнее создать не собирательный образ настоящей женщины, а придумать героиню, с которой она сможет себя ассоциировать. Возможно, в этом и заключается успех ее проектов.

«

Убивая Еву» и «Беги» — триллеры про уставших женщин

Дом Дракона

В перерыве между сезонами «Дряни», когда Фиби Уоллер‑Бридж считали одной из главных претенденток на роль «Доктора Кто», а она в это время с трудом подбирала слова, чтобы продолжить историю Fleabag, ей поступило предложение адаптировать сборник рассказов «Кодовое имя Вилланель» писателя Люка Дженнингса — шпионский триллер про игру в кошки‑мышки между безжалостной киллершей и аналитиком MI‑5, которая перерастает во взаимную одержимость. Продюсеры BBC не хотели, чтобы первоисточник стал очередной мужской фантазией о шпионках, поэтому свежий взгляд Уоллер‑Бридж пришелся как нельзя кстати. Из Евы она сделала уставшую от однообразной жизни героиню, которая выслеживает одновременно яркую и незаметную Вилланель, используя  интуицию, а не дедукцию. Фиби изначально сама хотела сыграть одну из героинь, но в итоге решила остаться за кадром. Впрочем, в третьем сезоне фанаты могут ждать небольшое камео актрисы — она сыграет одну из новых жертв Вилланель.

Первый сезон сериала стал одним из главных сюрпризов 2018 года — Уоллер‑Бридж хвалили за мастерский баланс кринж‑комедии, психологического триллера, слэпстика и драмы, а также двух отлично прописанных героинь, гомоэротическое напряжение между которыми чувствовалось в каждой совместной сцене. За первый сезон особенно хвалили Сандру О (она же была отмечена «Золотым глобусом») и ее «революционный образ» — отмечали не только то, что главная героиня азиатского происхождения, но и ее неловкость, неподготовленность и редкую для современного тв естественность. Перед вторым сезоном «Убивая Еву» Фиби Уоллер‑Бридж оставила пост шоураннера, но осталась в качестве исполнительного продюсера — заменившая ее Эмиральд Феннел вывела на первый план Джоди Комер, которая впоследствии стала лицом сериала.

Сделав шаг в сторону от «Убивая Еву», Фиби Уоллер‑Бридж не сидела долго без работы: она помогла лучшей подруге Вики Джонс в создании ее первого самостоятельного сериала, романтического триллера «Беги» с Мерритт Уивер и Доналом Глисоном в главных ролях. Они играют бывшую пару, которая еще в колледже заключила соглашение: они должны встретиться в поезде, если один из них напишет сообщением с емким словом «беги». Проходит 15 лет, героиня Уивер, уставшая от серых будней, мужа и двух детей, получается обещанное послание и, недолго думая, отправляется в путь, навстречу герою Глисона, лайфстайл‑гуру, который от чего‑то бежит. Это необычная смесь «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера с такой же Евой Поластри в главной роли, которая в этот раз сбегает от серых семейных будней не в Европу в поисках русской киллерши, а в редкое в наши дни приключение со старым любовником. Впрочем, стиль Фиби Уоллер‑Бридж в сериале можно заметить не только по героине и даже не по фамилии в списке исполнительных продюсеров — актриса исполнила одну короткую, но важную для сюжета роль.

Дальнейшие планы

Дом Дракона

В одном из интервью Фиби Уоллер‑Бридж с присущей ей яростью раскритиковала то, как всегда воспитывали девочек:

Быть вежливой, милой и хорошей — это кошмар. Это утомляет. Женщинам с самого детства говорят, что надо быть хорошей девочкой. В то же время нам говорят, что прилежные девочки никогда не изменят мир и даже шума не поднимут. Так кем я, черт возьми, должна стать? Я должна быть очень образованной и революционной одновременно? Это невозможно!

Пока рано говорить, насколько революционной является творчество самой Уоллер‑Бридж, но уже ясно одно — она не из тех, кто держит нос по ветру и подстраивается под дискурс. Более десяти лет она гнет свою линию — наконец‑то эта линия пересеклась со зрительскими запросами. После финала второго сезона «Дряни» Дэниел Крейг по совету своей жены, актрисы Рейчел Вайс, большой фанатки сериала, предложил нанять Фиби Уоллер‑Бридж, чтобы та отполировала и «оживила» готовый сценарий к юбилейному 25‑му фильму о Джеймсу Бонде. В апреле 2020 она могла взять новую высоту — в течение месяца должны были состояться премьеры сериала «Беги», третьего сезона «Убивая Еву» и фильма «Не время умирать». Несмотря на то, что новую часть Бондианы перенесли на полгода, это не умаляет заслуг Уоллер‑Бридж, напротив — теперь чествование ее заслуг не ограничится одним месяцем.

Дальше, очевидно, больше. В прошлом году появилась новость о том, что Фиби Уоллер‑Бридж заключила эксклюзивный контракт с Amazon, по которому, предположительно, будет получать до 20 миллионов долларов в год. Кроме того, после того, как она закончила сценарий второго сезона «Дряни», она придумала идею своего долгожданного и секретного режиссерского дебюта. Кто знает, возможно он как раз выйдет под крылом Amazon. Ясно, впрочем, одно: будущее, как говорит нам обложка прошлогоднего The Hollywood Reporter, действительно за Фиби, хотя она и сейчас спокойно может поспорить за звание «голоса поколения».

Режиссеры:
В ролях:

Вам это понравится