Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Дед с батей сцепились: Какими приемами сериал «Наследники» удерживает ваше внимание

Шекспировские страсти в мире больших денег: как устроен один из самых эффектных сериалов HBO «Наследники».

Сериал «Наследники» — это:

Вот на что стоит обратить внимание при просмотре этого грандиозного сериала о последних днях медиаолигарха Логана Роя (в английском есть более подходящее фонетически словосочетание — media mogul) и его проклятого семейства.

Операторская работа

Интересно, что во всех сериях — одна и та же операторская манера: резкие переводы камеры и зум на деталях. Это создает обманчивое псевдодокументальное впечатление. Но «Наследники» — не реалистический сериал, а скорее что‑то вроде нового ремейка «Короля Льва», всех напугавшего чрезмерно живыми нарисованными животными.

Эта тщательно продуманная инсталляция — вид на вольер с теми, кто входит в золотую тысячную часть одного процента от всего человечества. Операторы показывают нам весь ужас богатейших, со вкусом обставленных, ярко освещенных домов и их темных углов.

Игры со временем

Между сериями сценаристы незаметно пропускают бессобытийные дни, и складывается ощущение (правильное), что герои находятся в постоянном, чудовищном, невыносимом напряжении.

Это очень хитрый ход: с одной стороны, необязательно расписывать и, соответственно, показывать нам все, что происходит между важными сюжетными точками (там толком ничего и не происходит, ведь все, что важно, нам показывают, а междусерийное пространство занято сплошными формальностями, шелестом бумаг и работой с юристами). С другой — на гигантском хронометраже в десять часов на сезон фактически нет ничего лишнего.

Постоянные аккуратные привязки к американским реалиям

Рои привыкли решать свои вопросы быстро, ведь они готовы платить за это большие деньги. Поэтому, несмотря на обилие и запутанность, сюжетные линии обрубаются/заканчиваются резко, без прелюдий (и от этого просто дух захватывает). В частности, история с новостным веб‑сайтом Vaulter (возможно, это отсылка к судьбе медиаобъединения Gawker — оно было поглощено Univision), который покупает за большие деньги Кендалл в пилотной серии первого сезона. Глава Vaulter — мистер Йи, он терпеть не может Роев и хочет по‑максимуму использовать заполученное место в совете директоров Waystar.

Что ж, эту историю одним росчерком развязывают во втором сезоне буквально за десять минут, а ведь это побочная линия, с которой, собственно, начинался сериал, и важная для него в символическом плане: воплощенная леволиберальная рефлексия по поводу поглощения всех независимых медиа в США разнообразными тоталитарными конгломератами, которых не интересует свобода слова, а интересует только капитализация, влияние на стоимость акций и так далее.

Скрытый символизм

Кроме совсем очевидных вещей (например, когда все семейство сидит за длинным столом, словно на «Тайной вечере»), в сериале аккуратно зашифрованы совсем не банальные метафоры. В первой серии второго сезона Логан хочет встретиться с семьей в элитном загородном доме, но там очень дурно пахнет: кто‑то запихнул в печную трубу дохлых енотов.

Империя и семья Роев прогнили насквозь, но герои не слышат запах, не чуют под собой страны (которой совершенно не видят, проживая в многочисленных золотых клетках), не улавливают духа времени.

Аналогии с королевской семьей

Дом Дракона

Эта тема заложена уже в самом названии сериала: в оригинале «Наследники» называются Succession, слово переводится примерно как «правопреемство, право наследования». Очевидно, последний раз в человеческой истории установлением правил коронования были озабочены монархические династии. Что ж, новый виток истории принес новых императоров и королей: пожилой, но еще крепкий и борзый Логан Рой решает, кто же продолжит его дело с теми же, что и у него самого, империалистическими замашками.

Семья даже пытается почти что породниться с другим влиятельным семейством, когда, следуя очередной агрессивной стратегии патриарха, хочет купить чужую медиакомпанию. Для этого им приходится провести целый день с по‑настоящему аристократичным родом, пытаясь убедить их продать нужный актив (пятая серия второго сезона). В то время, как люди с другой стороны стола цитируют «Ричарда II» по памяти, обсуждают книги (а Роман Рой, когда его просят что‑то посоветовать, не может вспомнить ни одного названия) и утверждают, что деньги — это социальный конструкт, наши Рои представляются настоящими варварами.

Смерть Роя Первого

Сериал начинался с того, что у Логана Роя случился приступ, и уже в больнице его дети начали драться за наследство. Они все измеряют в близости к императору‑патриарху, словно подмечают знаки внимания королевича на балу. В этом плане многочисленная свита деспотичного олигарха, дети и даже его тишайшая супруга французского происхождения, ведут себя точь‑в‑точь как герои памятного фильма Альберта Серры «Смерть Людовика XIV», где изображена мучительная гибель французского короля при содействии его приближенных от рук врачей‑коновалов.

Конечно, в какой‑то момент по сюжету сериала (надеемся, его будут продлевать как можно дольше) Логан‑старший уйдет на покой или вовсе умрет, и остальные герои ждут не дождутся этого момента и приближают его всеми силами, не жалея ненавистного отца. Вот тогда, конечно, начнется большая игра. Напряжение от ожидания этого момента создатели «Наследников» заложили в первой же серии и поддерживают его нередкими эпизодами, в которых показывается слабость умирающего старика: например, тот упоительный момент, когда Логан перепутал туалет и офисную комнату собственного сына.

Отношения как символ доминирования

Да, Рои занимаются сексом, но очень редко — ради удовольствия, чаще это подтверждение факта превосходства. Сценаристы зашифровывают в любовных интересах каждого из героев его роль в глобальном сюжете.

Кендалл Рой — разведенка, он жалок и уныл, снова подсаживается на кокаин во втором сезоне, и поэтому у него вообще никого нет. Роман Рой, младший сын Логана, хорош собой и харизматичен, но очень глуп, он непрерывно меняет партнерш (во втором сезоне у него начинается удивительная любовная линия с одной из топ‑менеджеров отцовской компании, которая сильно старше его, так что, надо думать, скоро его «акции» взлетят). Старший сын Коннор — дурак и хиппи, живет с молодой режиссеркой, которая его не любит, зато любит его деньги, а он даже этого не замечает. Только у дочери Шив все в порядке: для контроля внутри Waystar девушка выходит замуж за одного из топ‑менеджеров Тома, но у них свободные отношения, и она спит с кем хочет.

Кроме всего прочего, сериал «Наследники» посвящен поискам важного для любого коммерсанта компромисса между личной жизнью и предпринимательством. Разумеется, ни у одного из героев не получается найти этот компромисс.

8.4
film poster film poster
2018

Наследники

Succession

Режиссеры: Марк Майлод, Андрий Парекх, Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини
В ролях: Николас Браун, Брайан Кокс, Киран Калкин, Питер Фридман, Мэттью Макфэдиен, Алан Рак, Сара Снук, Джереми Стронг, Дж. Смит-Камерон, Скотт Николсон

Вам это понравится