Два года назад увидел свет «Почему женщины убивают» (Why Women Kill) — обаятельный сериал‑антология о трех семейных парах в трех разных эпохах, чьи отношения переживают кризис. Проект собрал маленькую армию верных фанатов и был продлен на второй сезон еще до окончания первого.
Этот самый второй сезон недавно стартовал — с новым кастом, героями и структурой. Присматриваемся к различиям и разбираемся, получается ли у сериала держать планку.
Напомните, а про что там было
Первый сезон рассказывал истории трех семей из разных эпох, объединенных между собой локацией — одним и тем же особняком в Пасадене. В 1963 году в него въезжает нуждающаяся в новой жизни пара, инженер авиакосмической отрасли Роб (Сэм Джагер) и его жена‑домохозяйка Бет‑Энн (Джиннифер Гудвин). Их американская мечта дает трещину, когда становится известно об измене мужчины. Кроме того, чету изводят призраки прошлого — когда‑то давно их брак надломило большое семейное горе.
1983 год. В особняке живут галерист Карл (Джек Девенпорт) и дважды разведенная светская львица Симон (Люси Лью). Симон узнает об изменах Карла — и, очутившись в порочном круге из тайн, шантажа, сплетен и осуждения общественности, парочка вынуждена вспомнить, уважение к каким качествам друг друга вообще свело их вместе.
В 2019‑м новоселами становятся бисексуальная юристка Тейлор (Кирби Хауэлл‑Баптист) и сценарист Илай (Рид Скотт), находящиеся в открытых отношениях. Когда у них вынужденно останавливается пожить любовница супруги Джейд (Александра Даддарио), хрупкое равновесие их брака моментально летит в тартарары, попутно натыкаясь на преступное прошлое гостьи.
Шоураннер сериала — Марк Черри, интриган, подаривший миру иконических «Отчаянных домохозяек». Даже не знакомые с этим фактом зрители вспомнят Вистерию‑Лейн, только увидев сеттинг «Почему женщины убивают». Шоу про роковые измены прыгало из саркастичного ситкома в мрачную, полную заговоров, драму и обратно с положенным «мыльной опере» уровнем деликатности. Оторваться от происходящего было невозможно — спасибо сильнейшей игре актрис и актеров, мастерской работе декораторов и костюмеров, а также сценаристам, обеспечившим ключевым персонажам впечатляющий личностный рост.
А сейчас чего
Как и положено антологии, чтобы явиться нам вновь, «Почему женщины убивают» сбросил кожу и сменил концепцию. Больше нет трех запараллеленных таймлайнов и скачков во времени — никакой игры на контрасте, персонажи теперь объединены тесными связями в одном и том же «здесь и сейчас». Пасадена, 1949 год.
Первой в биллинге идет Эллисон Толман. Она играет талантливого садовода Альму, рядовую домохозяйку и жену местного всеобщего любимца, ветеринара Бертрама (Ник Фрост). Ее главная амбиция — попасть в местный клуб богачек‑садоводов, которым заправляет роковая красотка Рита (Лана Парилья), жена агрессивного престарелого дельца Карло (Даниэль Сакапа), чье тело совсем недавно разбил инсульт.
Ухаживать за ним и избавляться от содержанки заявляется его недолюбленная взрослая дочь Кэтрин (Вероника Фалькон). Рита вынуждена прятать от нее своего прикормленного шуга‑бейби Скутера (Мэтью Даддарио), следить за которым она нанимает частного детектива Верна (Джордейн Кристи) из‑за подозрений в неверности юнца. Небезосновательных, так как Скутер действительно спит еще и с официанткой Ди (Б.К. Кэннон), дочерью тех самых Альмы и Бертрама. А Бертрам, кстати, вообще ни разу не безгрешен — пожалуй, он даже небезгрешнее всех в этой трагикомедии.
Замес, как вы понимаете, нешуточный, да и Черри со товарищи не постеснялись выкручивать ручку фарса чуть‑чуть сильнее, чем прежде. Тела падают со вторых этажей на садовые ножницы и закапываются под кустиком с такой легкостью, что только успевай следить.
По уровню громкости состава этот сезон, очевидно, не сравнится с первым — за звезду тут разве что Ник Фрост. Но вывести некоторых актеров на новый уровень этот сериал явно может: Б.К. Кэннон, Джордейна Кристи и особенно играющую на роду написанную ей роль Эллисон Толман. Она, конечно, не Саймон Пегг, но их химия с Фростом вполне конкурирует с невероятной слаженностью Лью и Девенпорта два года назад. Чуть позади дуэт сдружившихся героев Кэннон и Кристи тоже дает жару.
Так, а чего убивают‑то?
Конец сороковых — интересный и явно неслучайный выбор. С одной стороны, это пик женских клубов в США, влиятельного института, прямо и косвенно диктовавшего правила поведения для женщин на основе консервативной даже по тем временам повестки. Тематика именно садоводческого клуба в сериале хорошо работает в метафорическом плане: от его участниц требуется поддерживать фасад несмотря ни на что. Мы видим, что от существующего статус‑кво страдают женщины и внутри, и вне системы: Рита десятилетиями создает видимость успешного союза с мужем, Альма постоянно чувствует давление груза завышенных патриархальных ожиданий к себе.
С другой стороны, из‑за послевоенного бума, расширения гражданских свобод женщин и развития новых эпицентров общественной жизни, уже лет десять спустя популярность таких клубов стала спадать, а средний возраст участниц — расти. Экранные Рита и ее наперсницы — одно из последних поколений, добившихся влияния через эту среду. Изменения проиллюстрированы через Ди: в кризисной ситуации она быстро отбрасывает навязанные матерью Альмой поучения о женской кротости и отношениях полов в целом.
Сороковые — это еще и эпоха нуара, благодатного для вдохновения жанра. Налицо обращение к сразу нескольким классическим тропам: частный сыщик, роковая женщина, законопослушная гражданка, вовлеченная в преступную жизнь. Да и визуальные подсказки на месте. Вот контрастные тени от жалюзи, вот шляпы‑федоры, вот красные капли лака для ногтей, а вот волны локон, которым позавидовала бы Вероника Лейк. Как именно разыграются эти тропы и чьи именно наманикюренные пальчики окажутся на курке — убийственно любопытно.
Почему женщины убивают
Why Women Kill