В Амедиатеке появился отличный процедурал из Бельгии — сериал «Двенадцать», который откровенно говорит о том, что закон и справедливость не всегда идут рука об руку, ведь итоговое решение принимают люди. В нашем случае приговор находится в руках присяжных.
Фри Палмерс обвиняется сразу в двух убийствах: своей дочери Роуз и лучшей подруги Брит Фогель. Женщина не понимает, почему она оказалась на скамье подсудимых, но, кажется, кто‑то очень хочет засадить ее за решетку. Решить судьбу Фри придется двенадцати незнакомцам.
Для начала важно отметить, что название не зря кажется вам знакомым. В «12 разгневанных мужчинах» Сидни Люмета и его ремейке авторства Никиты Михалкова речь тоже шла о судебном процессе, где дюжина человек должна решить судьбу одного. Но на этом главные сходства заканчиваются.
Бельгийский сериал отличается как завязкой, так и финалом, в нем больше разноплановых историй и поправок на современность. И есть как минимум пять причин посмотреть этот любопытный проект.
Развитие начатой Люметом идеи
Еще в своем фильме 1957 года режиссер Сидни Люмет, который и сам вдохновлялся более ранней версией «12 разгневанных мужчин» — одноименным телеспектаклем Реджинальда Роуза, сделал ставку не столько на судебный процесс, сколько на судьбы и багаж прошлого присяжных, которые должны решить судьбу человека, оказавшегося на скамье подсудимых. Создатели сериала «Двенадцать» взяли идею Люмета о том, что жизненный опыт людей мешает им быть объективными и выносить вердикты.
У каждого из двенадцати (плюс запасные) присяжных множество своих проблем и темных тайн. Кого‑то третирует муж, кто‑то не может забыть травму многолетней давности, а кто‑то и вовсе хочет просто побыстрее обвинить Фри и пойти домой. Все собравшиеся очень разные — пол, возраст, социальное положение, плюс они совсем друг друга не знают. Всем им довольно трудно погрузиться в проблемы обвиняемой, так как каждый параллельно занят своими проблемами.
Никаких улик и доказательств вины женщины нет, поэтому им придется продираться сквозь свою эмпатию или предубеждения, чтобы в итоге сделать выбор, который изменит и их самих.
Для тех, кто устал от экшена и погонь
Сериал понравится тем, кто устал от обилия взрывов, погонь и ярких красок на экране. Перед вами довольно плавно идущая история, без каких‑либо неожиданных перекосов в другие жанры или стили. При этом устать от «Двенадцати» тоже не получится — десять серий по 45 минут успевают погрузить в сюжет полностью, но не переутомить.
В некоторые моменты возникает ощущение, что перед нами не художественный сериал, а документальный фильм о настоящем судебном процессе. Это идет сериалу на пользу, герои не кажутся картонными и подогнанными под сюжетную линию.
Визуально все серии тоже выдержаны в спокойных тонах, присущих обычно скандинавскому кинематографу. Музыка обвалакивает своей медитативностью, и поэтому стать частью расследования зрителю оказывается очень легко.
Несколько историй в одной
«Двенадцать» — это не просто обычный процедурал, в ходе которого становится известно больше о жизни жертв и предполагаемой убийцы. Большая часть времени здесь уделяется историям присяжных. Каждая серия — новая история, которая вплетается в общих узор сериала и дает понять, почему тот или иной человек поступает и ведет себя именно так, как мы видим. Личная история каждого из героев уникальна и найдет отклик у разных зрителей.
Один из присяжных терзается чувством вины за прошлое, другой не может пережить утрату любимой жены, а потому находит утешение в неожиданных вещах. У одной из героинь трое детей, и она не понимает, как можно пойти на убийство ребенка, а другая — бездетна, но тоже чувствует эмоциональную связь с делом.
В отличие от того же фильма Люмета, здесь в роли присяжных не только мужчины, но и женщины. Их жизни полны драмы, проблем и собственных переживаний, плюс им порой сложно отделить собственные чувства от беспристрастного долга. Об этом им несколько раз напоминают более циничные мужчины, но сразу же получают достойный отпор.
Так что конфликт происходит не только на поверхности — женщину судят за убийство, — но и внутри коллектива, где цветет мизогиния, классовое неравенство и многие другие проблемы современного общества.
Проработанные персонажи
Несомненным плюсом сериала являются хорошо проработанные персонажи, а именно вышеупомянутые присяжные, которым уделена львиная доля экранного времени и сюжета. Сценаристы поработали над каждым, но особое внимание уделяется истории Дельфины Спайкерс, матери троих детей, которая терпит абьюз от своего супруга. Эмоции героини и ее душевные метания не могут оставить равнодушными ни того, что сталкивался с домашним насилием, ни просто людей с включенной эмпатией.
Самое главное, что благодаря работе над делом все собравшиеся начинают прорабатывать собственными травмы и проблемы, так что это своего рода — терапия. Они волей или неволей помогают друг другу, будучи совершенными незнакомцами, а из зала суда каждый из них выйдет новым человеком. В какой‑то момент история Фри даже кажется совершенно неважной, однако и о ней забывать не стоит.
Интригующий сюжет и невозможность предсказать финал
Создатели сериала намеренно запутывают зрителя, не давая явных намеков на вину или невиновность Фри. Поначалу жестокость судебной системы и представителей власти поражают — почему в столь страшных преступлениях обвиняется совершенно невиновная женщина?
Затем мы узнаем всё больше о жизни женщины и ее семьи до происшествия, и доводы относительно ее причастия к убийствам уже не кажутся такими бредовыми. Но, словно фокусник, адвокат подсудимой разбивает доводы обвинения на мелкие осколки, и зритель вновь на стороне потенциальной убийцы. Так продолжается до самого конца, пока развязка, наконец, не положит этому пинг‑понгу конец. Предугадать исход действия практически невозможно.
Стоит также отметить, что исполнительница роли Фри Палмерс прекрасно подобрана и вызывает противоречивые чувства. Она скупа на эмоции и большую часть времени насупленно глядит исподлобья. Но ведь это не повод обвинить женщину в убийстве собственной дочери и близкой подруги?