В Амедиатеке вышел новый сезон «Настоящего детектива» — сериал вернулся после пятилетнего перерыва с новым шоураннером и дерзкой концепцией. Вместо Ника Пиццолатто за шоу теперь отвечает Исса Лопес, которая перенесла расследование в промозглую Аляску периода полярной ночи.
Рассказываем, почему новые эпизоды могут как восхитить, так и удивить фанатов сериала авторскими решениями. Спойлер: персонажи и загадки из первого сезона имеют свое неожиданное продолжение в четвертом!
Темное зеркало первого сезона
Вторая половина декабря — на Аляске начинается полярная ночь. С наступлением кромешной тьмы на исследовательской станции «Цалал» пропадают сразу восемь международных ученых. Из зацепок — только найденный на полу отрезанный язык. За дело без особого энтузиазма берется шериф полиции города Эннис Лиз (Джоди Фостер), которая не верит ни в какую паранормальщину, поэтому ищет рациональное объяснение произошедшему. Свою помощь рьяно предлагает нелюдимая Эванджелин (Кейли Рис) — бывшая напарница Лиз, которую уже несколько лет мучает нераскрытое убийство. Одну из активисток, выступающих против работы местной шахты, зверски убили, а ее отрезанный язык так и не был найден. Эванджелин убеждена, что преступления связаны.
За несколько месяцев до премьеры четвертого сезона создательница сериала Исса Лопес заявила, что пыталась создать «темное зеркало первого сезона» — этакий антипод самой известной части сериала. Приключения Раста и Марти вышли на экраны десять лет назад, — несмотря на всеобщую любовь, сюжет критиковали за репрезентацию женщин: их либо жестоко убивали, либо они выступали секс‑партнерами и причиной мужских ссор. Сезон с подзаголовком «Страна ночи» соответствует духу времени и исправляет прошлые ошибки «Настоящего детектива» — выводит на первый план героинь, размышляет о гендерных стереотипах и токсичной маскулинности, освещает темы домашнего насилия, недостатка медицинской помощи для беременных и трудной жизни матерей‑одиночек. Изменений уже более чем достаточно, но Лопес идет еще дальше.
Между первым сезоном и «Страной ночи» можно с легкостью провести еще десяток противопоставлений: знойная Луизиана — морозная Аляска, Раст потерял дочь — одна из героинь похоронила сына, а религиозные организации в центре расследования сменились научной станцией. Однако Лопес не только кардинально меняет элементы оригинала, но и неожиданным способом развивает отдельные символы и сюжетные арки. К примеру, Tuttle Corp. — организация, которая виновна в ритуальных убийствах первого сезона, спонсирует деятельность ученых в новых эпизодах. В «Стране ночи» появляется и призрак Трэвиса Коула, отца Раста, но самое интересное — в сюжет возвращается загадочная спираль из оригинала. Это рискованное решение, которое наверняка придется по душе не всем фанатам, но стоит признать: мистика и повторы позволяют лучше погрузиться в комплексную мифологию «Настоящего детектива».
Новый взгляд на детектив
Детективы с женщинами‑следователями — не новинка сериальной индустрии, но именно в последние годы к поджанру наблюдается повышенный интерес. На малых экранах вышли такие проекты, как «Чужак», последний сезон «Счастливой долины», «Мейр из Исттауна» и «Дэдлок». «Страна ночи» продолжает этот список — новый сезон «Настоящего детектива» позволяет взглянуть на привычное расследование под необычным углом. От лица женщины — одновременно героини, работающей в «мужской» профессии, а еще матери и сестры. Сеттинг выбран подходящий — провинциальный город с коренным, а оттого соблюдающим гендерные традиции населением: мужчины работают на шахте и ждут, что женщины будут покорно воспитывать детей.
Не все хотят подстраиваться под закостеневшие патриархальные нормы. Одна из бунтарок — Энни К. Ее нераскрытое убийство, которое не дает покоя Эванджелин, становится фундаментом сюжета нового сезона. Активистка выступала за закрытие шахты, деятельность которой пагубно влияла на природу города и здоровье беременных женщин (мертворождаемость стала одной из главных проблем Энниса). За желание хоть что‑то изменить девушка поплатилась жизнью — Энни нанесли десятки ножевых ранений, а еще отрезали язык. Это символическая казнь, которая ясно дает понять остальным активистам, что им лучше молчать и не высовываться.
Еще один важный элемент феминистского ревизионизма — комплексные героини, которые нисколько не похожи на протагонистов прошлых сезонов. Вместо философствующих полицейских, мачо‑изменников, пропитых детективов и героев войны — сломленные женщины, бегущие от травматичного прошлого. Лиз и Эванджелин — харизматичные персонажи, но их создавали явно не для того, чтобы очаровать массового зрителя. Это расчетливые, отчужденные и злые героини, которые хотят выполнить свою работу.
Мужчины в сериале тоже лишены героических качеств — они лицемерны, опасны, слабовольны и чаще всего выступают в роли помощников героинь. Так Исса Лопес напоминает нам, что на экране женщины, как и мужчины, могут быть любыми — даже неприятными и отталкивающими.
Жизнь вне расследования
Во всех сезонах «Настоящего детектива» расследование перерастало в одержимость — нераскрытое дело попросту портило жизнь героям. Чего только стоит история Раста Коула, который уходит из полиции и тратит десять лет, чтобы собрать улики в преступлении, которое, как казалось, было давно закрыто. В «Стране ночи» всё иначе — сначала пропажа, а позже и смерть ученых как бы отходит на второй план. На первый выходит повседневная жизнь героев и всего города. Желание Иссы Лопес изменить пропорции и посвятить меньшую часть хронометража преступлению — смелый ход. Этим обновленный «Настоящий детектив» напоминает сериалы «Вершина озера» и «Убийство на пляже». В австралийском и британском детективах провинциальный город выступал чуть ли не главной загадкой сюжета — у каждого жителя были собственные скелеты в шкафу и мотив совершить убийство.
Зрителю показывают личную жизнь героев — Лиз воспитывает падчерицу‑активистку, блокирует травмирующие воспоминания и наслаждается одиночеством, а Эванджелин заботится о сестре и заводит отношения с местным мужчиной. Особого внимания заслуживают ветки коллег — Питер (Финн Беннетт) выслуживается перед начальницей и ставит работу выше семьи, а одинокий Хэнк (Джон Хоукс) наивно ждет приезда интернет‑знакомой из России. Эти, казалось бы, второстепенные и не имеющие ничего общего с расследованием ветки на самом деле крайне важны. Они показывают и без того депрессивную и мрачную жизнь Энниса, которую вдобавок усиливает вечная тьма полярной ночи. В таких условиях нетрудно потерять рассудок и видеть паранормальные явления.
Пресса и зрители говорили о сходстве «Страны ночи» с хоррором Джона Карпентера «Нечто», но, кажется, более подходящим аналогом будет детектив «Ветряная река», в котором тоже расследуют убийство девушки на территории коренного населения США. Правда, в фильме Тейлора Шеридана преступление было спонтанным, а в «Настоящем детективе» всё идет к тому, что виновным окажется не импульсивный человек (но обойдемся без прямых спойлеров). Возможно, слова одной из героинь в первом эпизоде окажутся пророческими — Энни и ученых убил город, а точнее безразличие и последующая злость людей. Это может стать подходящим финалом для современного и переосмысленного детектива, где всегда виновата неидеальная и подвергнутая коррупции система в том или ином ракурсе.
Посмотрим, каким сериал будет в пятом сезоне и кого сделают его героями — уже достоверно известно, что Иссе Лопес после успешной премьеры «Страны ночи» доверили его создание. Антология продолжается, что не может не радовать.