«Силиконовую долину» можно смело назвать сборником вредных советов. В хорошем смысле. Некоторые сцены сериала похожи на стихи Григория Остера, но в современном формате и не для детей, а для взрослых бизнес‑менеджеров и талантливых разработчиков.
Практически в каждом эпизоде комедийного проекта есть поступки, которые ни один здравомыслящий предприниматель не должен совершать. Но герои наступают на эти грабли и отлично живут дальше.
Почему? Потому что между глупыми поступками они совершают действительно важные и ценные действия. Этим сериал понравился даже Биллу Гейтсу. Он сказал, что проект HBO отражает реальную ситуацию в бизнес‑инкубаторах, хотя в жизни все обычно не так весело. А значит в сериале точно есть вещи, которые каждый из нас может вынести для себя и своего бизнеса.
Амедиатека пересмотрела все сезоны шоу и выбрала самые важные советы для молодых бизнесменов. Их шоураннеры спрятали где‑то между абсурдом, глупостью и откровенным высмеиванием реальной Долины.
Нельзя быть мастером на все руки
Компании нужен бизнес‑менеджер и нужен исполнитель. Каждый должен быть на своем месте, а на двух стульях сможет усидеть только Ван Дамм и то в не самой удобной позе. Главный герой Ричард пытался быть тимлидом команды разработки, генератором идей, техническим директором, СЕО и брал на себя еще кучу ролей. Каждый раз это заканчивалось фиаско и возвращало его к тому, что у персонажа получается лучше всего — к алгоритмам.
Слушайте свою команду
Если вы начинаете бизнес с командой, то слушайте ее мнение. Даже если вам досталась роль главного, а остальные помогают воплотить идеи в жизнь. Работа в команде — один из аспектов успешного бизнеса, и игнорировать альтернативные мнения просто глупо. В конце концов, вы в одной лодке — будет странно грести в одиночку.
Найдите бизнес‑партнера
Сооснователь — это хорошо. Ричард сделал ошибку, когда игнорировал Джареда и не сделал его партнером и не дал ему часть своих обязанностей. Мы немного возвращаемся к первому пункту, а также смотрим на успех реальных IT‑стартапов. Давайте не будет делать как Ричард и дадим своему Джареду часть своих полномочий. В том числе управленческих.
Будьте осторожны
Но помните, что наличие денег автоматически не делает вашего партнера хорошим, а миллионы на счету вовсе не гарантируют умения принимать вовремя правильные решения и чувствовать рынок. Вы же не хотите сесть в лужу на глазах у всех?
Двигайтесь от цели к цели
Не пытайтесь решить сразу миллион задач, не бросайте ресурсы из стороны в сторону. Планирование и микропланирование должны стать обязательными пунктами бизнеса. В ваших действиях должна быть последовательность и логика. А иначе вы станете Эрлихом Бакманом или Гевином Белсоном. Так себе перспектива, не находите?
Тратьте с умом
Никаких вечеринок, новых тачек и больших офисов, пока вы не встали на ноги и не почувствовали, что у компании есть фундамент, запас прочности и подушка безопасности. Сюда же мы относим покупку других компаний, раздувание штата и прочие мысли, которые могут возникнуть в голове окрыленного успехом руководителя.
Учитесь нести ответственность за других
Еще дядя Бен из «Человека‑паука» говорил, что чем больше сила тем больше ответственность. В нашем случае меняем слово «сила» на «деньги». Помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за тех, кто работает с вами или на вас.
Контролируйте своих исполнителей
Следите за работниками. А еще надо научиться четко и доступно давать задачи, чтобы на выходе вы получили ровно то, на что рассчитывали в самом начале.
Научитесь говорить
Научитесь общаться с прессой, деловыми партнерами, покупателями и сотрудниками. Если вы не можете, наймите того, кто сможет. Иначе это станет проблемой для вас и вашего бизнеса. Ричарду много раз везло, но его умение вести переговоры должно пугать потенциальных инвесторов.
Используйте хороший маркетинг
Вашему продукту нужен хороший маркетинг. Иначе никто о нем не узнает. Логотип, реклама, интервью и внимание изданий — все должно быть на высшем уровне. Сделайте бренд узнаваемым, сделайте его достойным и старайтесь избегать неприятных ситуаций, тогда все будет отлично.
Не спешите
Вашему продукту нужно время, потому что с первого раза вы не получите идеальный вариант. Немного терпения, трудолюбия и анализа помогут вам стать лучше и найти изъяны или место, куда нужно стремиться. Это так просто.
Не изобретайте велосипед
Удивите рынок своей уникальностью, предложите потребителю то, чего у него еще не было. Найдите этот фактор Х, который выделит вас из серой массы и позволит обойти назойливых конкурентов.
Легкий путей не будет
Ричард Хендрикс столкнулся со множеством сложностей. Гэвин столкнулся с множеством проблем. Вас тоже это ждет. Не бывает бизнеса, который начинается легко. Вам придется вкалывать, терпеть и чем‑то жертвовать на пути к успеху. Будьте к этому готовы.
Не дайте неудачам сбить вас с пути
Не получилось? Упали? Вставайте и идите дальше. Только целеустремленный человек добьется успеха и сможет показать результат, которого хотел добиться. Перечитайте предыдущий пункт, вздохните, выпейте пару чашек кофе и вперед — к вершине.
Умейте отдыхать
Если вы будете сосредоточены только на бизнесе и своем продукте, то сгорите эмоционально и физически. Умейте отдыхать, расслабляться, кутить и позволяйте себе иногда не думать о том, как вам нелегко. Только тогда вы сможете найти баланс и быть в тонусе для новых свершений. Главное, уметь вовремя остановиться.