Третий эпизод финального сезона «Игры престолов» стал одним из самых зрелищных в истории телевидения. За режиссуру серии отвечал Мигель Сапочник. Под его руководством съемочная группа на протяжении 55 ночей занималась производством грандиозной битвы главных героев с Армией мертвых. Подробно рассказываем о человеке, без которого «Игра престолов», возможно, была бы иной.«Игры престолов» Третий эпизод финального сезона «Игры престолов» стал одним из самых зрелищных в истории телевидения. За режиссуру серии отвечал Мигель Сапочник. Под его руководством съемочная группа на протяжении 55 ночей занималась производством грандиозной битвы главных героев с Армией мертвых. Подробно рассказываем о человеке, без которого «Игра престолов», возможно, была бы иной.
«Реально поражен уровнем спецэффектов в сериях „Игры престолов», которые я снимал… Как настоящие», — писал режиссер Мигель Сапочник в 2015 году. Это был его второй твит про сериал, и он выложил его, увидев спецэффекты в этой сцене:
«Серией „Суровый дом“ многие в офисе „Игры престолов“ остались довольны», — говорил потом Сапочник.
Когда режиссер давал это интервью, он уже снял, как Белый король устраивает резню в лагере одичалых и поднимает мертвецов на бой, как бастарды воюют близ стен Винтерфелла, как Дикий огонь разносит в хлам Великую септу с Маргери и Воробейшеством внутри, а Дейнерис со своим войском выдвигается в Вестерос. Серии с этими моментами фанаты и журналисты постоянно вносят в списки лучших за все семь сезонов. За «Битву бастардов» Мигель Сапочник получил свой первый сериальный «Оскар» — премию «Эмми».
https://twitter.com/MigSapochnik/status/747910102791774208
За 20 лет до этого Сапочник начинал в отделе, далеком от эпичных баталий и масштабных съемок на натуре. Его первая работа — «На игле», для фильма Дэнни Бойла будущий режиссер «Игры престолов» рисовал сториборды. Это раскадровки фильма, то есть перенос в схематичной форме сценария на бумагу в виде своего рода комиксов.
Сторибордами Сапочник занимался до 2000 года, за это время он визуализировал пять фильмов, в том числе еще одну картину Дэнни Бойла «Жизнь хуже обычной» и режиссерский дебют Алана Рикмана «Зимний гость». После этого Сапочник взялся за режиссерскую карьеру — начал он с короткометражки «Мечтатель», которую сам же и написал. В ней боевой клон вот‑вот будет уничтожен и переработан, но он мечтает хоть немного побывать настоящим человеком — со всеми эмоциями и чувствами. Ненадолго ему это удается.
В красивых историях успеха после одной классной короткометражки начинается головокружительная карьера, и сразу же в фильмографии появляется большой фильм. Но у Сапочника было не так — он еще пять лет провел в аду, почти буквально. Мигель работал режиссером в лондонском продакшене под названием Hell Films Limited. Снимал разные ролики и рекламу. После «Мечтателя» было еще несколько короткометражек и анимационная работа по комиксу для телеканала Starz— «Спартак: Кровь и песок — Тень шакала».
А вот теперь время для красивой истории с большим фильмом. В 2010 году Мигель Сапочник снимает фантастику «Потрошители» с Джудом Лоу, Форестом Уитакером и Ливом Шрайбером в главных ролях о будущем, в котором можно за шестизначные суммы купить себе новые органы, продлив тем самым жизнь. Правда, покупатели не знают, что, если не платить, то придут коллекторы и заберут твое сердечко…
В красивых историях успеха фильм срывает куш, продается в кучу стран и становится культовым. У Сапочника фильм провалился, собрав 18 миллионов долларов при 32 миллионах бюджета, а заодно нахватал оплеух от критиков. И это несмотря на красивые визуальные решения вроде любовной сцены с ножевыми ранениями в белой комнате или коридорной бойни в духе «Олдбоя». Возможно, благодаря этим сценам у «Потрошителей» более‑менее приличный рейтинг на IMDB — 6.3.
Самое главное, что принесли Сапочнику «Потрошители» — знакомство с продюсером и сценаристом Гарреттом Лернером. Боевик снимался по его сценарию, и, судя по всему, он работой Мигеля остался доволен. Потому что после этого Лернер взял молодого режиссера в сериал «Доктор Хаус». Далее пошли «Рухнувшие небеса» от Стивена Спилберга, «Грань», финал первого сезона «Банши», «Революция» Джей Джея Абрамса, «Под куполом» по Стивену Кингу, второй сезон «Настоящего детектива» и, наконец, «Игра престолов».
«Нельзя было снять „Суровый дом“, будучи на поводке. У нас не было времени снять шоу такого масштаба без творческой свободы, без возможности двигать камеру, как нам хочется, и креативно подойти к созданию хаоса, — рассказывает Сапочник.
Мы уже рассказывали про грандиозные съемки «Битвы бастардов», которые длились 25 дней. В них участвовало 500 человек массовки, 600 человек съемочной группы и 70 лошадей.
«После резни с белыми ходоками у нас было чувство, что нужно снять что‑то более масштабное и крутое. Я чувствовал своего рода давление, и с этим чувством я пытался справлять сразу же, как оно появлялось. Постоянно говорил себе: „Давайте просто сделаем это настолько хорошо, насколько можем“», — вспоминает Сапочник.
Готовясь к «Битве бастардов» Сапочник пересмотрел батальные сцены из множества классических фильмов. Его основным ориентиром был оскароносный «Ран» Акиры Куросавы, для съемок которого собрали около 1400 статистов и 200 лошадей.
Самая сложная сцена битвы для Сапочника — момент, когда Джона Сноу заваливают телами. На самом деле этот эпизод появился потому, что график съемок уже поджимал, а над полем шел дождь.
«Было сантиметров 25 грязи под ногами, и из‑за этого все передвигались медленнее. Тогда я сказал Дэвиду [Бениоффу] и Дэну [Уайссу]: „Я могу снять сцену, но мне нужно отойти от сценария и сделать по‑своему, потому что так у нас будет больше контроля над происходящим, и мы не будем зависеть от погоды“. Мне дали добро, и получился очень личный момент для Джона Сноу, оказавшегося среди хаоса», — говорит Сапочник.
Сапочник называет «Битву бастардов» сценой смерти в тысяче дублей. Это был сложный съемочный день с массой разных эпизодов, которые снимались от рассвета и вплоть до самого заката. При этом любимым из всего отснятого для «Игры престолов» Сапочник считает эпизод из «Ветров зимы», когда Эмилия Кларк дает Питеру Динклейджу брошь десницы.
«Мы сняли эпизод очень просто. Нам нужно было запечатлеть этот момент максимально наглядно, но чтобы он при этом был очень личным для обоих героев»,— говорит Сапочник.
Финал шестого сезона Сапочник называет таким же эпичным, как и «Битву бастардов», но этот эпизод попросту другой. В нем квинтэссенция всего сериального эпика в первых 10 минутах под композицию Рамина Джавади «Light of the Seven».
«Когда мы только начинали работу над сезоном, ко мне подошли Дэвид Бениофф, Дэн Уайсс и Мигель Сапочник, — рассказывает Джавади. — „В десятой серии кое‑что будет“, — сказали они. Для этой серии нужна была особенная, новая музыка. Для нее подошла бы тема любого из героев, но мы не хотели, чтобы аудитория ассоциировала сцену с кем‑то из героев. Тогда Мигель предложил идею: „А как насчет пианино?“ Мы обсудили и поняли, что пианино — это не язык „Игры престолов“, поэтому нам и подходит».
После шестого сезона режиссер взял паузу от «Игры престолов». Как он сам написал в твиттере, ему нужно было передохнуть… Отдых оказался работой над антиутопией о бессмертии «Видоизмененный углерод», которую продюсировал старый знакомый Гаррет Лернер.
В восьмом финальном сезоне Сапочник вернулся. Во многом причина для его возвращения — масштабнейшая битва, которая, вероятно, потягается в размахе с «Властелином колец». Только вдумайтесь: если «Битву бастардов» Сапочник снимал 25 дней, то здесь на бойню режиссер потратил 11 (!) недель.
«Мы разбили съемки на множество кусочков. Снимаем, как будто это фильм Marvel, без какой‑либо импровизации или стихийных творческих порывов», – говорит Сапочник.
Мэйси Уильямс, участвовавшая в битве, говорит, что нас ждет нечто легендарное. Питер Динклейдж утверждает, что шестой сезон по сравнению с этой битвой – легкая поездка по парку аттракционов. В съемках участвовало 750 человек съемочной группы. По слухам, «Игра престолов» и Мигель Сапочник побьют достижение «Двух крепостей», в которой батальная сцена в Хельмовой пади длилась 40 минут.
https://twitter.com/MigSapochnik/status/1017516748906561536