Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

От харама к халялю: Чем хорош второй сезон «Рами» — комедии о том, как живется современным мусульманам

Миллениал постигает ислам.

В Амедиатеке состоялся релиз всех эпизодов второго сезона «Рами» (Ramy) — революционной комедии о месте религии в жизни миллениала и просто одного из лучших сериалов прошлого года. Рассказываем, чем комик Рами Юссеф удивляет зрителей в долгожданном продолжении.

Король Нью‑Джерси

Дом Дракона

Вышедший в прошлом году первый сезон «Рами» стал небольшой сенсацией: на американском телевидении еще не было сериала, который демонстрировал жизнь мусульман во всем ее многообразии и без надоедливых стереотипов — с ежедневным намазом, чтением Корана и страшными для обычного американца словами, вроде «Иншааллах» или «Бисмилла». Впрочем, аутентичность происходящего, арабская речь в кадре и такие нелюбимые американцами субтитры — лишь одна из причин, из‑за которых «Рами» можно назвать революционным и новаторским сериалом.

В первую очередь — это удачная попытка наглядно продемонстрировать, как живется современному мусульманину за 20, мигранту в первом поколении, который не бунтует против родительских ценностей и своего культурного наследия. Он и миллениал, разглядывающий девушек в Тиндере, и послушный мусульманин, ищущий ответы на свои вопросы в религии. Этот парадоксальный дуализм — не плод воображения сценаристов сериала. Он взят из реальной жизни комика Рами Юссефа, который в своих стендап‑выступлениях рассказывает о том, как ему жилось в США после 11 сентября в атмосфере тотальной исламофобии, и как ему живется сейчас — когда оставаться верующим особенно тяжело. Небольшие выступления о трудностях ассимиляции и жизни в современном Нью‑Джерси после нескольких попыток все же получили тв‑адаптацию — благо, баек о себе, семье и друзьях у Юссефа накопилось достаточно.

Лейтмотивом первого сезона стала моральная дилемма, из‑за которой мучался Рами: как быть праведным мусульманином, когда вокруг тебя столько соблазна и порока? Тогда духовное пробуждение привело его в Египет, где он впервые встретил деда (но так и не успел с ним поговорить), разочаровался в далеких от религии родственниках и завел интрижку со своей кузиной. Во втором сезоне равновесие чаши весов «миллениал/мусульманин» нарушится — Рами окончательно выберет Ислам, отправится в новое духовное приключение, встретит правильную девушку и, конечно, снова облажается.

Миллениал > мусульманин

Дом Дракона

Успех первого сезона закрепила не только внезапная победа Юссефа на «Золотом глобусе», но и звонок двукратного лауреата премии «Оскар» Махершалы Али, праведного мусульманина и фаната сериала, с просьбой найти ему местечко в новых эпизодах. Правда, предложенное ему небольшое камео переросло в полноценную роль на сезон — актер сыграл Шейха Али, руководителя Суфийского центра в Нью‑Джерси. Его уже в шутку называют «горячим священником» этого года — такой достойный мусульманский ответ Джуду Лоу из «Молодого Папы» и Эндрю Скотту из «Дряни». Для Рами, который после возвращения из Египта только грустит и регулярно мастурбирует, он становится духовным наставником. Герой надеется, что отношения с Шейхом Али внесут спокойствие в его жизнь и помогут обрести цель, но по злой иронии все происходит ровно наоборот — Рами вносит в его жизнь и в жизнь его дочери Зайнаб привычный ему хаос.

Последствия — это вообще важный мотив второго сезона. Рами ищет менторство Шейха, чтобы найти смысл в жизни, снова заинтересоваться Исламом и забыть ошибки прошлого. Очевидно, сделать это не так просто — особенно для Рами, который продолжает использовать религию в удобных ему целях и всегда поддается искушению. Одно из самых страшных последствий необдуманного поступка Рами не произносится вслух — зритель даже не сразу заметит, что герой виноват в смерти человека. Впрочем, Рами все равно свое получит: в финале сезона цепочка духовных ошибок приведет его туда, где он окончательно поймет, что он все такой же одинокий и непонятый человек, который умудряется портить жизни близких ему людей.

Из‑за долгожданного принятия самого себя и влияния, которое Рами оказывает на других героев, второй сезон хочется сравнить не с близкими по духу «Счастливчиком Луи» или «Мастером не на все руки», а со скандальной книгой Филипа Рота «Случай Портного» — исповедью еврея из Нью‑Джерси. Главный герой одержим порно и сексом, никак не может остепениться, размышляет об обособленном положении евреев в американском обществе и даже едет в Израиль в надежде на духовное пробуждение. Параллели между биографиями Рами и Портного вполне очевидны. Для американо‑мусульманского сообщества Юссеф делает то же самое, что Рот сделал для американских евреев 50 лет назад — провоцирует табуированными темами, выводит на откровенный диалог и показывает, что сомневаться в себе и поддаваться соблазнам — это нормально, даже для мусульман.

Истории семьи Хассан

Дом Дракона

Одним из главных преимуществ первого сезона было желание создателей сместить акцент с Рами на членов его семьи — тогда отдельные эпизоды получили мать и сестра героя. Они довольно безжалостно проходились по роли женщине в обычной мусульманской семье и бытовой исламофобии. Во втором сезоне таких эпизодов сразу четыре, почти половина сезона, — работающая в такси мать Рами встречает небинарную персону и готовится стать гражданкой США; выигравшая стипендию сестра начинает бояться, что ее прокляли; уволенный отец не может рассказать семье о своем положении, переживает из‑за отдалившегося сына и несбывшейся американской мечты. Наконец, отдельный эпизод получил даже токсичный дядя Насим, расист и антисемит, который впервые раскрывается с другой стороны — он не может принять себя, поэтому вынужден жить в одиночестве.

Эти четыре умело вплетенные в общий нарратив истории — главная движущая сила второго сезона, который еще больше расширяет вселенную сериала. Зритель окончательно поймет, что Рами не учится на собственных ошибках, его поведение деструктивно и репетативно, поэтому эпизоды про членов семьи выглядят такой нужной и своевременной передышкой. Как бы странно это ни звучало, но шоу, кажется, постепенно перерастает главного героя и неплохо работает как альтернатива недавней «Маленькой Америке» от Apple TV+ — антологии о жизни мигрантов, которые пытаются ассимилироваться во враждебно настроенное американское общество. Это честно, трогательно и, в отличие от многих историй про самого Рами, правдоподобно. Кто знает, возможно, в третьем сезоне создатели заставят Рами сделать шаг в сторону и освободить место для его не менее интересных членов семьи.

film poster
2013

За канделябрами

Behind the Candelabra

Режиссеры: Стивен Содерберг

Вам это понравится