Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Сериал «Ложа 49»: масонство вместо психотерапии

Разбираем комедийный сериал об алхимии и эзотерике по-калифорнийски.

Благодаря братьям Коэнам и их «Большому Лебовски» в поп‑культуре часто фигурируют бородатые хипповатые мужчины, которых не прельщает график 5/2, как и любое серьезное дело. Джефф Бриджес играл в боулинг и возвращал похищенный ковер, Макконахи в «Пляжном бездельнике» курил как паровоз и писал поэму, а Крис Пайн в недавнем «Чистильщике бассейнов» натыкался на заговор городских властей. Судьба героя сериала «Ложа 49», который вышел в Амедиатеке, находится где‑то посередине. 

Рассказываем, почему стоит приступить к просмотру сериала и ненадолго стать масоном и увлечься алхимией.

История о бездельнике в депрессии и чудаковатых масонах

Сериал «Ложа 49»: масонство вместо психотерапии

Отец Шона (Уайатт Рассел) и Лиз (Соня Кэссиди) утонул во время серфинга. После себя он оставил лишь бесконечные долги и несколько приятных детских воспоминаний. Дом пришлось продать, магазинчик — дело всей жизни покойного — тоже. Шон ушел в депрессию, перестал работать и серфить — покорению волн мешает стигмата на ноге (если бы Иисус был рыжим, то сходства стали бы еще заметнее). Лиз досталось самое неприятное: невыплаченные тысячи долларов. Отдать такую сумму исключительно с зарплаты официантки — дело нелегкое. 

Так как материальный мир перестал интересовать Дада — глуповатая кличка Шона, он начал искать утешение от горя в алкоголе, поиске безделушек на пляже и в посещении семейного дома, который теперь принадлежит другим людям — ребята часто недоумевают, когда Шон в полночь приходит плюхнуться бомбочкой в бассейн. Конечно, у мужчины есть и сверхзадача: вернуть всё, что принадлежало отцу, но безделье, как известно, денег не приносит. 

Очередная вылазка с металлоискателем сокровищ не обнаружила, зато помогла найти необычный перстень. По случайности символ с перстня Шоном был замечен на одном из старых домов в Лонг‑Бич. Оказалось, что Дад наткнулся на братский орден «Ложа 49», где его встретил матерый масон по имени Эрни (Брент Дженнингс). Эрни соглашается принять Шона, но только при условии, что тот оплатит взнос в несколько тысяч долларов — такая сумма возникла из корыстных побуждений мужчины, поскольку эти деньги помогли бы ему расплатиться со своими долгами. План сработал, хотя Дад позже узнал об обмане. 

Так начался путь рыжего экс‑серфингиста внутри «Ложи 49». Его обучают всем премудростям алхимии, философии и эзотерики, что, как оказывается, опционально, а также частенько зовут на пирушки и локальные праздники — благо в ложе есть безлимитный бар. Попутно главный герой устраивается на подработку, заводит роман, находит труп на верхнем этаже ложи и морально восстанавливается после гибели отца.

Главный герой и его окружение

Шон — неспособный справиться с утратой мужчина за 30, которому отчаянно нужна поддержка извне. Найти приличную работу и помочь сестре с выплатами — не его путь. Его выбор — жить за ее счет и заниматься своими делами. При этом особого негатива по отношению к мужчине испытывать не приходится: он добрый, обаятельный, забавный и эмпатичный. В этом Дад, пожалуй, отличается от своих экранных собратьев. 

Сам по себе герой — нечто среднее между чуваком из «Лебовски» и Сэмом из «Под Сильвер‑Лэйк». Персонаж Бриджеса был озабочен только собой и собственными мелкими проблемами, а в авантюру был втянут насильно. Персонаж Эндрю Гарфилда тоже был сосредоточен на своем бездумном времяпрепровождении, однако исчезновение соседки всё‑таки побудило псевдодетектива выйти из комнаты — хотя то было скорее от скуки. Шон чуть более человечный, но при этом менее обособленный — мужчина как паразит, который живет исключительно за счет других (и далеко не всегда это вопрос денег). Даду нужна компания рядом, нужны те, кто будут развлекать и поддерживать, — в этом смысле он не «эталонный» скуф (критерии додумайте сами). 

Лиз — жертва обстоятельств. Еще при жизни отца девушка не раз намекала, что бизнес прогорит, а долги не дадут спокойно существовать. Так и получилось. Только вот страдать пришлось не отцу, а ей самой. Лиз вынуждена горбатиться на работе, отдавая всю зарплату банку — зарабатывает девушка только благодаря чаевым. В свободное от работы время она ищет как бы затуманить разум и поскорее вернуться на смену. Дад также замечает, что, говоря о возможном суициде отца (это исключительно ее версия) сестра озвучивает собственные мысли об уходе. Видно, что героиня на грани, а поддержки, как в случае с братом, у нее никакой нет. Это обстоятельство делает Лиз самым трагическим персонажем сериала. 

Эрни — третий по значимости герой. В его жизни также всё не сладко: работа много денег и удовольствия не приносит, долги в прямом смысле врываются в дом и уносят телевизор за неуплату, а жена уходит к другому члену ложи. Утешение мужчина находит только в возможном повышении до руководителя 49‑го отделения. Для него ложа (впрочем, как и для всех обитателей) является отдушиной, а Дад — надоедливым, но столь необходимым в такой период взбалмошным другом, помогающим отвлечься от суеты и самобичевания. 

Все остальные члены ложи (а их немало) — разносторонние, слегка поехавшие люди, которые забавляются древними обрядами и обществом друг друга. Они по‑своему важны для сюжета, но звездный час ждет далеко не всех, увы.

Ложа как отдельный персонаж

Не случайно сериал называется в честь ложи, а не в честь главного героя. Ложа — аккумулирующий центр истории даже в те моменты, когда происходят не связанные с ней события. Это место силы для тех, кто желает найти спасение от будничных проблем. 

Членов ордена не столько интересуют древние традиции, сколько возможность провести время среди единомышленников вдали от всего остального мира. Если раньше подобные места отвлекали людей помпезными нарядами, чтением псевдонаучных книжек и заговорами, то в XXI веке всё это заменяет бар. Наряды и обряды остались, да вот только они теперь служат аперитивом к главному блюду — простым беседам за кружкой пенного. 

Ложа до смешного эклектична: вроде деревянные стены с фотографиями первых членов ордена внушают какой‑никакой пиетет, однако скромный зал с раскладными стульями заставляет усомниться в серьезности происходящего. Номер «люкс» на втором этаже над баром — вообще место со скелетом в шкафу. В прямом смысле. По‑хорошему в таких декорациях можно было снять классический ситком с закадровым смехом, но подобное смотрелось бы чересчур вычурно — этакий аналог кафе Central Perk из «Друзей», только с алхимиком‑барменом вместо Гантера. 

Если рассматривать ложу как отдельного персонажа, то всё становится на свои места: она намеренно совмещает глупость с напускным масонским пафосом. Здесь имеются все отличительные черты подобных «заведений», но при этом присутствует здравая доля фарса, присущей также и героям шоу. Как собаки похожи на своих хозяев, так и ложа похожа на обитателей.

Юмор сериала

Сколько бы драмы не нагнетали создатели, сериал всё же делает уклон в сторону комедии. Комедийным флером пропитано всё: начиная от неотесанного Шона со смешными только для него шутками, заканчивая ложей — ее историями и обитателями. 

Приятно, что упор сделан не на «туалетный» юмор, а на ситуативные казусы иного характера. Порой это может быть неожиданно выстрелившее чеховское ружье, вроде того случая, когда алхимик ложи сначала говорит, что у него в теле много лет живет неизвестное существо (все ему, конечно, не верят), а потом вдруг это нечто начинает выползать из него прямо во время выступления. Менее мерзкие шутки (не то чтобы их было много) часто связаны с по‑детски наивным Шоном, когда он, например, в суде на полном серьезе говорит, что купание в соседском бассейне (бассейне того дома, что принадлежал отцу) — безобидное занятие, которое напоминает ему о детстве.  

Порой сериал может шутить ненамеренно. Это происходит в моменты, когда персонажам вдруг нужно немотивированно излить душу или доказать зрителям, что поплакать здесь тоже есть над чем. Когда Дад и Эрни колесили по округе в попытках понять преследует ли их черный внедорожник, Шон вдруг вдарил по тормозам, подумав, что перед машиной (на оживленной дороге) пробежал тюлень. Самое смешное происходит после: Дад вываливается из машины в поисках несчастного млекопитающего, но, поняв, что ему это привиделось, начинает посреди проезжей части плакаться Эрни о своей несчастной судьбе и тяжелом переживании утраты. Грустно, конечно, только вот такое внезапное душеизлияние средь бела дня смущает его друга ровно настолько же, насколько и сидящих перед экранами зрителей — неловко всем, но все должны перетерпеть, чтобы стало снова хорошо. 

Да, местами сценарий вызывает вопросы, а актеры не в силах исправить ситуацию. Как сказал когда‑то Харрисон Форд Джорджу Лукасу: «Джордж, напечатать на машинке эту дрянь еще можно, а вот как это произнести?!» Подобное в «Ложе‑49» встречается не часто, но оно есть. Делает ли это сериал хуже? Нисколько. Наоборот, такие моменты превращают происходящее в неожиданный guilty pleasure для всякого смотрящего.

Нестандартная проработка травмы

Сериал «Ложа 49»: масонство вместо психотерапии

Зато в чем точно нет проблем, так это в аккуратном подходе создателей к теме проработки травмы. Сейчас в каждом втором фильме или сериале герой справляется с утратой или борется внутренними демонами, но режиссеры «Ложи» решили не выпячивать эту сюжетную ветку, а лихо перекрутить ее с событиями, происходящими с героем: Дад не идет на терапию, но в каком‑то смысле терапия приходит к нему сама. 

Персонаж в нужный момент обретает тех людей, которые бессознательно помогают ему выкарабкиваться. Сама ложа здесь выступает в роли не только приятного времяпрепровождения, но и своеобразного кабинета психолога, где, лежа на кушетке, Шон серия за серией проходит пять стадий принятия неизбежного, смиряясь наконец с утратой и радуясь обретению новой жизни. 

«Ложа‑49» без лишнего морализаторства (в отличие от автора) демонстрирует, что выход есть всегда и из любой ситуации, а помочь порой может нечто совершенно неожиданное — кто бы знал, что масонство может поспособствовать положительным изменениям в жизни человека. Ну или это всё тайный заговор, и сериал тем самым приобретает лояльность публики к масонским ложам, и пока вы смотрите очередную серию, у вас на лбу медленно вычерчивается треугольник с глазом — всевидящее око, которое подмигнет вам в следующий раз, когда вы подойдете к зеркалу. Кто знает…

7.6
film poster
2018

Ложа 49

Lodge 49

Режиссеры: Джейк Шрейер, Майкл Трим, Рэндолл Айнхорн, Триша Брок
В ролях: Уайатт Рассел, Брент Дженнингс, Соня Кэссиди, Линда Эмонд, Дэвид Паскуэзи, Эрик Аллан Крамер, Нджема Уильямс, Джимми Гонсалес, Авис-Мари Барнс, Дэвид Ури

Вам это понравится