Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Колизей не сразу строился: первый взгляд на сериал «Обреченные на славу» о блеске и нищете Римской империи

Гладиаторский эпик с дворцовыми интригами, историческими реконструкциями, откровенными сценами и любовью сквозь любые преграды.

19 июля в Амедиатеке одновременно со всем миром вышел сериал «Обреченные на славу», подробно рассказывающий об индустрии развлечений в Римской империи, восхождении династии Флавиев на престол, нравах и быте людей античности, а также главных исторических событиях в конце I века н.э. – открытии Колизея, главной римской арены, а также извержении Везувия, уничтожившем Помпеи. 

В режиссерское кресло сел Роланд Эммерих («День независимости», «2012»), сценарий написал Роберт Родат («Спасти рядового Райана»), а на главные роли пригласили Энтони Хопкинса («Молчание ягнят») и Ивана Реона («Игра престолов»). И если после этих слов вы еще не побежали включать первую серию (всего их десять), то у нас еще как минимум пять причин сделать это как можно быстрее.

Литературная основа

Дом Дракона

То, что летом вышел сериал «Обреченные на славу», а осенью в мировой прокат выйдет «Гладиатор 2» – это не просто повод думать о Римской империи буквально каждый день, это еще и невольное зарождение целой мультивселенной пеплумов, «виноват» в которой писатель Дэниел Менникс. Именно его книга 1958 года «Идущие на смерть» (в другом переводе – «Путь гладиатора») и послужила литературной основой и для сериала «Обреченные на славу», и для дилогии «Гладиатор». В своей работе литератор подробно рассказывает о зарождении, расцвете и гибели индустрии развлечений древнего мира, в которой жестокость, азарт и безумие шли рука об руку. Гладиаторы были настоящими суперзвездами античности, а их гонорары не шли ни в какое сравнение даже с самыми титулованными футболистами современности.

Сценарист Роберт Родат взял за основу эту книгу, а также исторические хроники, описанные Гаем Светонием Транквилом в сборнике «Жизнь двенадцати цезарей», разошедшейся на цитаты. Если бы не он, то мы могли бы и не узнать про фразу «Деньги не пахнут», сказанную императором Веспасианом, или «Какой великий артист погибает!» под авторством Нерона. В своем интервью Родат отмечал, хотя в общем и целом он придерживался исторических фактов, без неизбежных художественных обобщений не обошлось: «Мы позволяли себе драматическую вольность, многие персонажи — составные портреты, соответствующие духу эпохи, а не конкретные исторические личности».

Благодаря тщательному изучению записей римских историков и предметов материальной культуры, авторам «Обреченных на славу» удалось создать правдоподобный портрет эпохи, в которой происходит действие сериала – конец I века н.э. Как украшение по всему сериалу раскиданы реплики императора Веспасиана, которые действительно зафиксированы в хрониках. Он, как человек умный и одновременно ироничный, оставил миру десяток афоризмов, а в исполнении Энтони Хопкинса они выглядят не как слова, высеченные на камне, а как фразы живого и тонко чувствующего обстановку человека.

Проработанные персонажи

Безусловно, главной звездой сериала стал двукратный обладатель премии «Оскар» сэр Энтони Хопкинс. В копилке его актерских работ и ранее были фильмы, связанные с Древним Римом, например «Тит» по пьесе Шекспира, где он перевоплотился в одержимого местью полководца. В «Обреченных на славу» он примерил на себя образ умудренного жизнью императора Веспасиана, «первого крестьянина на римском престоле», как говорили его завистники, хотя по сути своей были правы. Он был человеком, поднявшимся благодаря военной карьере и получившим поддержку сенаторов, придя к власти после Года четырех императоров. Свою роль актер исполняет блестяще (впрочем, кто бы сомневался): где нужно добавит металла в голосе, где захочет, взбудоражит обитателей дворца, а где‑то расслабится и уйдет в философские рассуждения.

По сюжету сериала, стареющего императора крайне волнует вопрос престолонаследия, и он разрывается между своими сыновьями – военачальником Титом (Том Хьюз, «Виктория») и политиком Домицианом (Джоджо Макари, «Властелины воздуха»). Собой они напоминают огонь и воду, до того разные выросли у Веспасиана дети. Пожалуй, за Домицианом, младшеньким, наблюдать интереснее всего. Мы узнаем, как в детстве он страдал от издевательств Тита, копил злость и ярость, что во взрослом возрасте вылилось в хитрость и способность предугадывать действия брата. К тому же он спасает Рим от восстания оголодавших граждан, повелев утихомирить их агрессию масштабными гонками в Цирке. Тут уж и не угадаешь, кого выберет в преемники отец – спокойного Тита или импульсивного Домициана. И открыть Колизей, почти достроенный, очень‑очень хочется!

Особого внимания заслуживает еще одна пара, которая спонтанно складывается по ходу сериала (обойдемся без спойлеров): глава преступного мира и подпольных ставок Тенакс (Иван Реон, сыгравший мерзкого Рамси Болтона в «Игре престолов») и Кала, торговка из Северной Африки (Сара Мартинш, «Смерть в раю»), которая прибывает в Рим ради спасения своих детей из рабства. Судьба в лице сценариста сталкивает их вместе, и между ними вспыхивает невероятная химия, буквально источающая через экран. Интереса отношениям, конечно, добавляют потом и общие враги, и общее дело. Вообще, Сара Мартинш – настоящая актерская находка. Ее героине непросто выживать в столице, в том числе и из‑за языкового барьера, но и без «трудностей перевода» игра глазами заслуживает отдельных аплодисментов. Материнская любовь Калы и готовность на самопожертвование делает персонажа объемным, вызывает симпатию.

Эпичный визуал

Пеплумы всегда отличались колоссальными бюджетами, и сериал «Обреченные на славу» не стал исключением – на создание десяти эпизодов ушло почти 150 млн долларов. И нельзя не отметить, что пути создателей сериала и второго «Гладиатора» снова чуть не пересеклись – все ключевые локации для античного мира была заняты в Риме съемочной группой «Обреченных», из‑за чего Ридли Скотту пришлось отправиться снимать свой фильм на Мальту. Поэтому в копилку исторической достоверности сериала однозначно можно добавить еще один плюс. Интерьеры воссозданы с большим вниманием к деталям, а золота и колонн в достатке. Есть и чему повеселиться, наблюдая за перемещениями героев: к примеру, в некоторых домах им приходилось звонить в колокольчики в виде фаллических символов (так было принято в Риме, во всем «виноват» бог плодородия Приап). 

Благодаря кропотливой работе специалистов по визуальным эффектам зрители «Обреченных на славу» смогут увидеть Амфитеатр Флавиев (таким было официальное название Колизея) в его первозданном виде, а также полюбоваться на невероятный по своих размахам ипподром, называемый Большим Цирком. Он был способен вместить до 250 тыс. зрителей, а гонки на колесницах были невероятно популярным зрелищем у древних римлян. Из «настоящих» животных в кадре можно увидеть разве что лошадей и собак, всех остальных воссоздали с помощью компьютерной графики: и кровожадный белый лев, и агрессивные тигры, и хладнокровные крокодилы в кадре выглядят крайне реалистично. Гонки и гладиаторские бои поставлены мастерски и непредсказуемо, заставляя зрителей до последнего гадать, кто же победит.

Нельзя не отметить также и заставку сериала, по своей эпичности достойно встающую в ряд опенингов таких шоу, как «Игра престолов», «Дом Дракона» или «Мир Дикого Запада». Величественные мраморные статуи, улочки и площади Рима, заливаемые кровью, – всё это становится понятной иллюстрацией к тому, что этот сериал создан для тех, кто любит пощекотать себе нервы и не боится агрессии в кадре (а что поделать, на боях гладиаторах и показательных казнях без этого никак!). Главную музыкальную тему написал известный французский музыкант и клипмейкер Woodkid (от его трека 2013 года “I love you” до сих пор бегут мурашки по коже), соединивший классическое и электронное звучание.

Целое море интриг

О персонажах «Обреченных на славу» можно рассказывать бесконечно – в центре внимания зрителей постоянно находятся два десятка людей с собственной психологией, мотивацией и страстью. Поэтому стоит сделать акцент на ключевых интригах, которые проходят через все десять эпизодов шоу. Для этого мы даже составили специальную схему связи персонажей, где можно узнать, кто чем занимается и кто кому кем приходится. Первую интригу вы уже и так знаете – кто же станет наследником престола (и станет ли!), ведь оба сына Веспасиана по‑своему этого достойны. Параллельно с ней развивается также история консула Марса и его жены Антонии (про такую сейчас бы сказали – хитровыдуманная!), которые не забывают о низком происхождении императора и его сыновей и сами хотели «сесть на царство».

Тенакс – пожалуй, главная темная лошадка во всей истории сериала по многим причинам. Именно он погружает нас с первых минут шоу в мир Древнего Рима, показывая трущобы около Большого Цирка, в которых он вырос и добился успеха, а также признается, что носит не свое имя. Его мирному существованию в статусе короля букмекеров мешает незнакомец из прошлого, который оставляет ему послания в виде игрушечных лошадей, и Тенакс страшно боится, что его тайна раскроется. Поэтому появление в его жизни трех братьев Корси, конезаводчиков из Испании, приносит в эту «лошадиную историю» еще больше интриг и вопросов. Иван Реон, исполнитель роли Тенакса, выглядит убедительно и смело разбрасывается своей харизмой направо и налево.

Еще одна интрига (особенно интересная, так как этот персонаж всё дальше и дальше уходит от своего исторического прототипа) связана с Береникой (Лара Вулф, «Куантико»), иудейской царицей, которую Тит вывез в Рим после подавления восстания в Иерусалиме и сделал своей любовницей. Героиня хоть и отвечает ему взаимностью, но о своей миссии не забывает – ей не нравится, как пренебрежительно римляне относятся к представителям ее народа, а уж когда на арене решают устроить показательное убийство евреев, якобы участвовавших в заговоре, она кипит от ярости и злобы. Хватит ли ей сил, хитрости и женского обаяния, чтобы через Тита закончить мучения ее подданных? И в параллели с ней действует Кала, которая должна вытащить из рабства своих дочек и сына, вынужденного стать гладиатором.

Любовь, страсти и секс

Снять пуританский сериал про быт и нравы Римской империи? Это преступление над реализмом похлеще, чем темнокожая королева Англии в «Анне Болейн» или распущенные волосы в Версале (нонсенс!) у героини «Жанны Дюбари». Слава богу, что создатели «Обреченных на славу» основательно подошли к этому вопросу, и зрителям будет и чем полюбоваться, и чему удивиться, и от чего стыдливо попытаться прикрыть глаза. К тому же авторы не упустили из виду сходство между упадком Рима и современным обществом. Сценарист Роберт Родат это ярко подметил, описывая жизнь людей как I, так и XXI веков: «Проблемы гендера, проблемы иммиграции, серьезная классовая поляризация. Целое общество деградирует из‑за увлечения дешевыми развлечениями». 

Из сериала вы узнаете, какие нравы были в римских борделях, какие вольности допускали сыновья императора, какие вакханалии могли твориться после гладиаторских боев и почему римские оргии были важным местом для налаживания социальных связей и межкультурного обмена. Шутки шутками, но и высоким чувствам отведена значительная часть экранного времени. В то время, как Кала учится доверять Тенаксу и позволяет себе любить, ее младшая дочь начинает невеститься и встречает парня, в глазах которого тонет словно в омуте (никаких спойлеров!). Береника мечется между привязанностью к Титу и долгом перед народом, а Антония тем временем пытается найти кого‑то, кто вместо нее исполнит супружеский долг.

Режиссер Роланд Эммерих остался доволен тем, как он показал жизнь простых и не очень римлян на экране: «Во многих сериалах создатели выбирают снимать максимально невинную версию, но в нашем шоу меня всё устраивает». Сериал «Обреченные на славу» рискует превратиться в современную классику, ведь по количеству драматизма и непредсказуемостей, что творились с династией Флавиев, у Роберта Родата есть сценарный задел чуть ли не на десяток сезонов. Ведь в Риме, что ни год, так очередная попытка заговора, козни сенаторов, восстание провинций и бунты в столице. А уж как показать красивые чувства на экране и дикие страсти (друг за другом или вместе – тут уж как карта ляжет) создатели точно знают, первый сезон тому свидетель.

8.1
film poster
2024

Обреченные на славу

Those About to Die

Режиссеры: Роланд Эммерих, Марко Кройцпайнтнер
В ролях: Энтони Хопкинс , Миа МакГоверн Дзаини , Кайл Роу , Гонсалу Алмейда , Виктор фон Ширах , Анжелика Деви , Лара Вулф , Бруно Билотта , Дэниэл Стисен

Вам это понравится