В Амедиатеке вышел сериал «Это Париж!» — история мужчины по имени Гаспар Бертилль, которому от отца по наследству достается некогда успешное кабаре. Вот только теперь оно находится в упадке, на канкан никому смотреть уже неинтересно, и даже семья отворачивается от героя, когда он всё же решает продолжить родительский бизнес. Впрочем, у него еще припасены козыри в рукаве: например, можно позвать на главную роль в шоу саму Монику Беллуччи.
Рассказываем, чем удивляет этот трогательный и смешной сериал о людях, которые возрождают умирающее искусство, и зачем его нужно смотреть.
Необычный сеттинг
У современного зрителя кабаре больше ассоциируется с историческим кино вроде «Мулен Руж!» — сейчас такие заведения кажутся пережитками прошлого. На этом в том числе и построен конфликт сериала. Герои сами знают, что их работа уже не пользуется тем спросом, что когда‑то. Озабоченные мужчины больше не идут сюда толпами — они теперь могут посмотреть на полуголых девушек и в других местах; широкая общественность осуждает кабаре за эксплуатацию танцовщиц, а соседи устраивают пикеты с требованиями закрыть заведение из‑за постоянного шума. А тут еще и пандемия ударила по бизнесу. Намного легче сдать помещение в аренду и сделать там очередной супермаркет. Все будут только рады.
«Это Париж!» — увлекательная производственная драма. Чтобы поставить шоу, героям приходится решать одну проблему за другой: то финансирование слетит из‑за каких‑то личных обид, то режиссером приходится брать сына главного инвестора, то звезда шоу начинает капризничать и грозиться сорвать всё‑таки представление. Гаспару и его команде приходится быть хитрыми и везде искать позитив. Иначе можно сойти с ума.
Но кроме всего прочего, «Это Париж!» — еще и история об умирающем виде искусства: полузабытом, не получающем должного уважения, а порой и откровенно порицаемом. Некоторые танцовщицы стесняются своей профессии, от владельца кабаре Гаспара уходит жена из‑за его решения оставить себе родительский бизнес. Казалось бы, всё уныло: но и герои, и автор сериала Марк Фитусси находят в этом мире особенную красоту. Это история об аутсайдерах, которые сражаются за свою мечту, даже когда точно знают, что она мало кому нужна.
В центре сюжета — сложная личность
Гаспар Бертилль — мужчина, на плечи которого давит груз родительского успеха. Все вокруг постоянно напоминают ему, каким невероятно успешным владельцем кабаре был отец, и теперь ждут от него похожих свершений. Гаспар вроде бы и рад избавиться от ответственности полностью — тем более, что отношения с отцом у него были совсем непростые, — но что‑то ему мешает: то ли гордость, то ли совесть, то ли искренняя любовь к месту, которое когда‑то в детстве дарило ему ощущение чуда.
Большую часть хронометража нам кажется, что герой действует спонтанно, по наитию: отчего‑то решает оставить кабаре, хотя уже почти его продал, лишается из‑за этого жены, которую до сих пор любит, вступает в непонятные отношения с владелицей соседнего бара: то ли романтические, то ли ситуативные. И каждый день сражается за успех нового шоу — хотя и сам не сможет себе объяснить, зачем ему это надо. Неплохо укладывается в его характер и любовь Гаспара к азартным играм: он будто бы и в жизни рискует ради развлечения, чтобы как‑то разнообразить серое существование.
Мы до конца так и не сможем расшифровать героя — как и не увидим, к чему именно приведут его сделанные выборы. Но это только делает его интереснее: Гаспар до самого финала остается сложным человеком, которого раздирают совершенно противоположные чувства. Он учится быть счастливым и принимать свое место в мире: а место это, так уж получилось, — на сцене кабаре, среди девушек в ярких перьях и под градом падающих с потолка воздушных шаров.
Калейдоскоп интересных героев
В «Это Париж!» рассказывают не только о жизни Гаспара. Сериал за шесть серий успевает показать сразу несколько личных историй. Польская танцовщица Тереза, например, скрывает от родителей свою профессию — те думают, что она выступает в опере. И всё бы ничего, но сначала Тереза встречает в Париже дочь знакомых родителей, набожную и наивную девушку, которая теперь очень хочет увидеть выступление новой подруги. А затем и сам отец приезжает во Францию с целью посмотреть на дочь на оперной сцене. Героиня быстро запутывается в паутине лжи — сначала это выглядит комично, а затем вовсе нет.
Официант кабаре Джордан находится на условно‑досрочном освобождении из тюрьмы, пытается наладить жизнь и хотя бы найти жилье. В какой‑то момент он начинает встречаться с танцовщицей Корали — та только‑только закончила отношения с очень богатым, но жутко неприятным мужчиной. Пожалуй, лучшая артистка кабаре Жюстин решает бросить работу ради семьи — но всё равно продолжает тренировать бывших коллег: не может оставить прошлую жизнь окончательно. Одним из самых интересных героев сериала оказывается режиссер Адриан, тот самый сын инвестора. Мало того, что его приходится взять «по блату», он еще и душевно нестабильный человек: первый раз забирать в кабаре его приходится из психиатрической клиники. Как и другие герои сериала, Адриан совсем не так прост, как кажется: он эксцентричный, сложный и может посреди репетиций от обиды уехать в деревню к курам. Но при этом и очень талантливый — просто этот талант надо уметь рассмотреть.
В «Это Париж!» есть место и романтике, и даже криминалу. Создается ощущение, что ты смотришь за жизнью большой и странной семьи, члены которой существуют сами по себе, но в конце всё равно оказываются под одной крышей. В финальной серии действие и вовсе разворачивается под Новый год — и это добавляет истории еще больше какого‑то домашнего уюта.
Моника Беллуччи в уморительной самоироничной роли
Одним из «препятствий» героев на пути к успеху внезапно становится сама Моника Беллуччи, итальянская кинозвезда и модель. Актриса играет карикатурную версию себя: она, разумеется, становится главной звездой шоу и попадает на все афиши — после чего билеты в кабаре стремительно раскупают — но сама совершенно не умеет или не хочет танцевать. Притворяется больной, капризничает и наяву грезит о том, что ее возьмет в свой новый фильм Дэмьен Шазелл: это в сериале иллюстрируется остроумной музыкальной сценой в духе «Ла‑Ла Лэнда».
Приятно видеть Беллуччи, которую мы привыкли ассоциировать с образами роковых красоток, в настолько необычной и смелой роли: здесь она играет вышедшую в тираж звезду, которая тяжело переживает падение популярности и не боится использовать публичный вес, чтобы добиться своего. Она смеется над собственными недостатками и раскрывается как живой, уязвимый человек, которого не всегда видно за идеальной внешностью.
Это сериал про танцы — и они получились эффектными
Сериал про кабаре вряд ли бы работал, если б в нем не было самого кабаре. К счастью, «Это Париж!» наглядно показывает, почему именно герои так увлечены своей работой. Зритель видит и репетиции девушек, и готовые номера, которые в итоге получаются: и наблюдать за этим творческим процессом — как будто заглядывать за ширму, куда обычно не пускают сторонние глаза. Красота рождается после изнурительных тренировок, долгих сомнений и переживаний. Но когда номер всё‑таки получается, все страдания уже кажутся не тщетными.
Авторы сумели показать кабаре именно как впечатляющее искусство. Да, девушки выступают в откровенных нарядах, но странным образом внимание притягивает совсем не это — а изобретательная хореография танца и какая‑то наивная радость, без которой не может существовать настоящий канкан. Апофеоз всего сериала — финальное выступление: мы наконец видим шоу, к которому герои так упорно готовились весь сезон. И тут «Это Париж!» делает лучшее, что можно было в такой ситуации. Дает танцу говорить самому за себя, не встревая пустыми разговорами.