Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Сделано в Финляндии»: Чем интересен сериал про восхождение компании Nokia

Телефоны, драма и ностальгия.

В Амедиатеке можно посмотреть «Сделано в Финляндии» — стильный сериал о восхождении компании Nokia к вершинам славы. Как маленькая финская компания стала технологическим гигантом и почему про это интересно смотреть в 2022 году — читайте в нашем материале. 

С чего все начиналось

«Сделано в Финляндии»: Чем интересен сериал про восхождение компании Nokia

Историю успеха финской компании Nokia не назовешь простой. На протяжении более 150 лет она успела из мануфактурного предприятия стать одной из самых известных технологических компаний в мире, выпустить легендарные телефоны, и после череды неудач уйти в менее рискованную телекоммуникационную отрасль.

«Сделано в Финляндии» фокусируется на самом успешном ее периоде: конца 80‑х и начала 90‑х годов, когда Nokia вот‑вот станет известна почти каждому, а ее мобильные телефоны произведут революцию и спровоцируют всплеск национальной гордости в Финляндии.Сериал с порога (с конца 1987 года) знакомит со всеми главными для компании тех лет героями. Первым идет Йорма Оллила, обычный прагматичный финансист, который только через годы станет важной частью Nokia, но уже на старте видит ее убыточность. Дальше мы знакомимся с Кари Кайрамо, генеральным директором, который поверил в технологический потенциал компании.

Пока большие дяди с сальными волосами в тесных пиджаках отмечают очередной успешный год, не замечая стагнацию (в том числе и Финляндии в целом), маленький человек в лице Катарины Тамми с завидным упорством устраивается в компанию юристом, где уже давно работает ее бывший робкий однокурсник Аки Макконен. Наконец, мы узнаем Ристо Сальмихена, изобретателя, настоящий мозг компании. На повестке дня: создать первый мобильный GSM телефон, обогнав своих главных конкурентов, американскую Motorola.

Connecting people

«Сделано в Финляндии»: Чем интересен сериал про восхождение компании Nokia

Первое, что бросается в глаза в сериале (после усов на каждом втором финне) — это исторические детали и идейный фокус. Создатели сериала не пытаются сухо пересказать всю хронологию событий, и выбирают только то, что действительно важно и интересно. «Сделано в Финляндии» не нагружает зрителя техническими терминами, но при этом не держит его за дурака.

Так центральным персонажем неожиданно становится юристка Катарина, которая пытается понять механизм обмена мобильными технологиями в конкурентной среде. Сюжет подсвечивает любопытную деталь того времени: как компании типа Nokia и Motorola, несмотря на жесткое соревнование друг с другом, не откровенно воруют, а лишь заимствуют технологии друг у друга.

Неудивительно, что после трагических перестановок в управлении компанией в 1988 году Nokia приходится судиться с Motorola по поводу патентного права на изобретения похожих технологий в телефонах. Эта сюжетная линия прямо намекает, что социалистическая модель ведения бизнеса (навязанная СССР, ближайшим соседом и партнером) в новом мире уступает капиталистической, где за каждый патент или авторское право придется платить.

Другая линия сериала касается нюансов управления после ухода Кайрамо. Пока временные начальники‑бюрократы судорожно продают ненужные и убыточные сферы деятельности Nokia и ведут борьбу за власть, такие тихие и преданные люди, как Йорма Оллила, смотрят на два шага вперед и понимают, что в перспективе людям нужна будет прежде всего коммуникация.

Йорма описывается здесь как невероятно глубокий человек, который ради поиска лучшего будущего для компании ищет нетрадиционные пути: например, советуется с Нобелевским лауреатом по экономике и продвигает новую стратегию, где главный ресурс — это люди. Это очень похоже на то, как спустя 10‑15 лет будет вести бизнес Стив Джобс в компании Apple, когда главным человек в компании больше рисковый гуру, чем практичный бизнесмен.

Цена успеха 

«Сделано в Финляндии»: Чем интересен сериал про восхождение компании Nokia

Сериал показывает не только положительные стороны успеха. Простые инженеры и изобретатели тут изображены как люди, вынужденные выбирать между личным комфортом и большим коллективным прорывом.

Например, именно так Ристо испытывает на прочность свой брак, которым он жертвует ради разработки революционного телефона Nokia 101 (одного из самых продаваемых в мире в 1992 году). Отношения Аки с Катариной тоже становятся напряженными, когда встает выбор между дружбой и карьерой. Этот конфликт кажется особенно острым и актуальным, поскольку вскрывает проблему гендерного неравноправия в больших компаниях.

При этом «Сделано в Финляндии» заканчивается на высокой ноте. За кадром остаются легендарные и неубиваемые Nokia 3210 и 3310, конкуренция с Sony Ericsson в начале нулевых, первые крупные провалы после прихода на рынок Apple и реструктуризация, которая позволила уйти в прибыльную тень. Все это хотелось бы увидеть в следующих сезонах, которые, увы, пока не анонсированы.

Вам это понравится