Удивительный сериал‑антология братьев Дюпласс «Комната 104» существует как мультижанровое шоу, которое каждую неделю удивляет зрителя новыми неожиданными историями. Рассказываем, почему вам стоит знать о нем и чего ждать от новых эпизодов.
Отделка
Ценителям американского независимого кино имена братьев Марка и Джея Дюплассов знакомы очень хорошо. Они сняли, написали и спродюсировали целую прорву отличных сериалов и фильмов. В эпоху дорогостоящих и громоздких блокбастеров Дюплассы умудрились остаться независимыми — и при этом достаточно продуктивными. Из всех сериалов, которые они делали для HBO («Звери», «Вместе»), их антология «Комната 104» выделяется по целому ряду причин.
Как получить максимальную свободу при работе над телешоу? Спросите Марка Дюпласса. Бюджет «Комнаты 104» составляет примерно четверть от трат на среднестатистическое шоу от HBO. Меньше денег — больше свободы: золотое правило инди‑кинематографа в действии. К тому же сезоны снимаются сразу по два за один раз — еще одна хитрость, которая позволяет сэкономить при производстве.
Марк Дюпласс участвует в процессе создания большинства эпизодов — две трети сценариев первого и второго сезона были написаны им преимущественно в одиночку. Но сюжеты придумываются коллективно — производственная группа на мозговых штурмах накидывает десятки идей за один раз, лучшие из которых получают экранное воплощение.
При этом «Комната 104» была и остается креативной песочницей для многих талантливых кинематографистов, которые заслужили звание локальных звезд «Сандэнса» или только готовятся к полнометражному дебюту. Дюпласс помогает молодым режиссерами и сценаристам не умереть с голоду, рекрутируя их в свое шоу. При этом творческую свободу у них никто и не думает забирать.
Пожалуй, единственное ограничение «Комнаты 104» — декорации, которые из раза в раз остаются прежними. Это типичные интерьеры среднестатистического номера в дешевом мотеле, где остановиться может практически любой человек. Именно здесь разворачивается череда разнообразных историй. Каждую неделю в комнату заезжают новые постояльцы — больше эпизоды этого шоу ничего не связывает. В этом и состоит скромное обаяние дюплассовского проекта — вроде бы существует минимальный ограничивающий фактор (номер в мотеле), который помогает сериалу не превратиться в набор короткометражек от инди‑режиссеров. Но в остальном — полная свобода и возможность поиграть в любой жанр.
Новая пристройка
«Комната 104» всегда казалась местом экспериментов и творческой раскованности. Однако с выходом новых эпизодов становится понятно, что это было только началом. Третий и четвертый сезон снимались одновременно — и, по словам Марка Дюпласса, он отдает все большее количество сценариев другим людям.
Новые эпизоды уже грозят стать самыми интересными за счет игр с форматом. Например, сопродюсер Сидни Флайшманн уверяет, что осталась шокированной документальной серией про современных художников: Джимми Рэй Флинн и Джанни Ароне пытаются разобраться в собственных карьерных достижениях и восстановить утраченную много лет назад дружескую связь.
Эксперименты тут рука об руку идут с уже традиционными ожиданиями от драматургии. «Комната 104» по‑прежнему наполнена резкими сюжетными поворотами, которые вызывают и смех, и ужас. Ряд эпизодов поставил Патрик Брайс — вместе с Марком Дюплассом они сняли культовую хоррор‑дилогию «Ублюдок». Одна из его серий расскажет о молодом парне (Артуро Кастро), страдающем неизвестным кожным заболеванием. Он снимает себя на камеру, а записи отправляет лечащему врачу — удивительный и жутковатый перфоманс гватемальского актера становится чересчур правдоподобным и натуралистичным за счет псевдодокументальной съемки. Еще один эпизод Брайса с трудом поддается жанровой классификации, но стоит упомянуть, что там присутствует горилла. Остальные козыри лучше приберечь.
Однако «Комната 104» впервые идет на создание собственной мифологии. Долгое время фанаты гадали, есть ли у этого мотеля предыстория и почему с ним связано столько всего странного? Частично на их вопросы ответил Мэйкон Блэр, режиссер сандэнсовского победителя «В этом мире я больше не чувствую себя как дома». Его эпизод — первый в новом сезоне — рассказывает о временах, когда той самой комнаты еще не было в помине. Вместо нее — вбитые в землю колышки. На огороженной территории будущего фундамента разворачивается семейная драма между братом (Люк Уилсон) и сестрой (Кристин Вудс), основателями будущего мотеля.
И как это расценивать? С одной стороны, действие наконец‑то оставило четыре стены и привычную обстановку номера. Но при этом фактически никто по‑прежнему не покидает условный прямоугольник, обозначенный на земле. «Комната 104» стремится расширить собственные границы, при этом оставаясь тем шоу, которое можно полюбить за неизменные достоинства. Американские режиссеры и сценаристы, не испорченные огромными голливудскими бюджетами, все еще стремятся удивить всех новыми сюжетами. И им это удается — зрителю нужно только вовремя забронировать номер.
Комната 104
Room 104