«Место преступления: Канны» — британский сериал с французским обаянием и незамысловатыми расследованиями. Выполнено шоу в подобии формата антологии: отдельное дело на каждую серию, но со сквозным сюжетом всего сезона. В основной линии повествования сыщица, заручившись помощью друга‑афериста, пытается вытащить отца из тюрьмы. Но такие дела быстро не проворачиваются, а потому пара проводит друг с другом больше времени, чем ожидалось.
Рассказываем о пяти причинах присоединиться к очаровательному дуэту.
Темная сторона Лазурного Берега
Камилла Дельмассе (Люси Лукас) — образцово‑показательная сотрудница полиции Канн, которая щелкает дела как орешки. Работа ей нравится, а личная жизнь не особо заботит. Счастливые будни омрачает только один факт — ее отец, бывший шеф полиции, сидит в тюрьме по ложному обвинению в коррупции. Оказаться в местах не столь отдаленных шефу помогла местная мафия. Мужчина не может выйти не навредив дочери, а потому покорно соглашается на все условия, выдвинутые бандитами.
Камилла, естественно, недовольна положением отца и делает всё возможное, чтобы вызволить его из заключения. Но мафиозники и на воле не дремлют: всякий раз, когда девушка расслабляется в своем раритетном кабриолете, тонированные «Рендж Роверы» норовят столкнуть ее в обрыв.
Помощь приходит откуда не ждали: на горизонте появляется красавчик на мопеде и буквально въезжает в жизнь Дельмассе. Водителем двухколесного оказывается аферист Гарри Кинг (Джейми Бамбер), который очутился на месте преступления даже раньше Камиллы и, кажется, начинает ее сталкерить. Узнает о грязных делишках и многочисленных паспортах Фомы Киняева полицейская, когда под покровом ночи проникает на его яхту. Гарри застает Камиллу у себя, и они договариваются о сделке: девушка держит рот на замке, а мужчина помогает вызволить отца.
Так начинается длительное сотрудничество этих двоих. Кинг постепенно перестает быть просто информатором и становится своего рода консультантом. Гарри даже не брезгует лишний раз подставиться ради закрытия очередного дела новообретенной подруги. Ну а сам продолжает хранить и множить секреты разного толка: и личные, и «профессиональные».
Бадди‑муви с привилегиями
«Канны» — это классический бадди‑муви, поджанр, в котором двое протагонистов дружат часто через силу и вместе прорываются сквозь все невзгоды. Хотя в данном случае через силу дружит только Камилла. Поначалу она терпеть не может гения, миллиардера и плейбоя высокомерного Гарри, который вечно сует нос куда не надо. Своим обаянием мужчина скорее отпугивает сотрудницу полиции, нежели привлекает. Нравится он ей только из‑за связей и информации, которой владеет в избытке. Но по закону жанра, со временем Дельмассе смиряется с характером компаньона и даже начинает ему симпатизировать (а может и не только).
Камилла в принципе сложный человек — она не ладит ни с кем, кроме подруги‑напарницы. У нее вечно проблемы с боссом, недопонимание в общении с отцом, да и потерпевшие будто не спешат делиться с ней увиденным. Дельмассе довольно замкнутая и, внезапно, тоже высокомерная. Словом, не любит в других, что чует в себе. Девушка боится показаться хрупкой, вовсю демонстрирует маскулинность и не терпит проявления слабости ни в какой форме.
Гарри же несколько иной. Слабость на публике он не демонстрирует, но один поплакаться любит: в каждой серии есть сцена, в которой мужчина рыдает над фотографией дочери или мучается от внезапных «вьетнамских» флэшбэков. Что случилось, расскажут ближе к концу, а до того момента зрителю предстоит только гадать, чего Кинг льет слезы, если дочка жива‑здорова — нам это не раз демонстрируют. Несчастье Гарри запивает по ночам алкоголем, а наутро опять как огурчик идет шутки шутить и помогать/докучать Камилле. Удивительно, но пара смотрится на экране довольно органично. Этакие инь и ян.
Архаичный детектив
Несмотря на то, что «Канны» в первую очередь являются детективом, расследования у создателей получились довольно простыми — без интриги или неожиданных поворотов. Предугадать «виновника торжества» обычно довольно легко, а иногда это даже не требуется — некоторые серии не скрывают преступников. В первом эпизоде вычислить убийцу сможет даже самый неискушенный зритель (мы не будем спойлерить, но обратите внимание на ближайшее окружение жертвы — всё и так понятно). В третьей серии бандиты появляются в кадре уже в середине хронометража — никто и не думает вводить их как клиффхэнгер.
Один из самых интересных эпизодов в плане детективной линии — второй, с подзаголовком «Порождения привычки». Намеренно или нет, но авторы будто подражают (или это оммаж такой?) фильму «Казино Рояль». Гарри ненадолго перевоплощается в Джеймса Бонда. Его задача: обыграть в покер злодейку, а перед этим — просканировать язык ее тела и определить, какой жест выдает сильную руку. Проигрыш в карты по задумке должен вскрыть личину преступницы и выдать с потрохами — вы знаете сюжет картины с Дэниэлом Крэйгом. Но случается немыслимое: герой не может найти слабую сторону соперницы и выиграть кон, но положение спасает ряд случайностей. Все ключевые персонажи серии собираются у стола, и дело разруливает само себя — бинго! Не сказать, что просмотр этой серии не приносит удовольствия, но он точно лишает зрителя заветного катарсиса в финале.
Сериал прикидывается неонуаром, но визуально он слишком прост. Здесь есть интересные операторские находки и живописная съемка чудесного города (подробнее — в последнем блоке), однако это точно не переосмысление классических нуаров. Некоторые эпизоды пытаются светить неоном в глаза и периодически играть со светотенью. Правда в том, что подобное не ставит сериал автоматически в один ряд с произведениями Николаса Рефна, например. Если датчанин визуалом добавляет картинам подсмыслы и подчеркивает им мизансцены или настроения персонажей, то Камилль Деламарр, режиссер «Канн», скорее простраивает красивый, но малоинформативный кадр.
Испанский стыд французской полиции
Самое примечательное в «Месте преступления» — юмор. Причем смешат чаще всего не остроты из уст героев, а абсурдность происходящего. Авторы из серии в серию невольно глумятся либо над персонажами, либо над ситуациями, в которых эти самые персонажи оказались. Получилась своего рода «Комната» Томми Вайсо — хотел трагедию, но получил комедию. Благо авторы «Канн» особо в драматизм не ударялись. Они шутили сознательно и бессознательно. Получилось и правда забавно.
Шоу с заставки дает понять, что всё увиденное далее всерьез воспринимать не нужно — нас встречают розовые титры в духе Vice City, в которых и локации можно увидеть, и игровых персонажей, и активности в открытом мире. Ну о каких расследованиях может идти речь, если главная героиня не может распознать в мужчине знаменитого уличного художника (аналог Бэнкси), который перед смертью записывал видеообращение на фоне своего же граффити. В том же эпизоде есть «потрясающая» погоня, в ходе которой Камилла знакомится с Гарри — он на своем скутере умудрился полностью (!) заслонить прохожего, из‑за чего полицейская резко вильнула в сторону.
Забавно и то, как показано недоверие Дельмассе к окружающим и к Кингу в особенности. Порой она подходит к человеку и начинает общение с вопроса «Что ты скрываешь?». Глупости часто проникают не только в диалоги, но и в экшен‑сцены. В третьей серии миниатюрная подруга главной героини дерется раз на раз с двухметровым вышибалой и, конечно же, с легкостью его побеждает, не получив ни одного синяка — бойтесь полиции Канн.
Место действия: Канны
Последние по счету, но не последние по важности — «вкусно» снятые красоты Лазурного Берега. Создается впечатление, что, как только оператор заканчивал снимать очередной диалог «восьмеркой» или трясущийся экшен‑эпизод, он с облегчением выдыхал и бежал к дрону, чтобы снять побольше пролетов. Порой ими заполняется слишком много хронометража, но жаловаться на это не приходится — такими уж завораживающими получились виды города и природы.
И здесь тоже откровения на самом деле нет — подобной съемкой сейчас может похвастать практически любой тревел‑блогер. Но не любой блогер может добраться до Канн и вдоволь наснимать и море, и горы, и закаты, и красивых людей в полумраке. Сериал «Место преступления: Канны» — красивое слайд‑шоу, которое не жалко поставить играть на фон и периодически хихикать над вычурным французским акцентом или очередной ситуацией в стиле Бастера Китона.
Съемочная команда не отказывала себе и в выборе локаций: вот они захотели покататься на яхтах, а потому убийство произошло у берега; вот решили насладиться искусством, а потому сняли часть серии внутри арт‑пространства. Конечно, это всё шутки, и никто локации под свои прихоти не подбирал, но забавно осознавать, что выбор мог производиться именно таким путем — не будем забывать, что съемки также проходили и в казино, и в фешенебельном отеле с невероятным видом на море — неуемного оператора сериала, любящего умопомрачительные кадры, просто не остановить!