Amediateka Blog
blog-banner
Интервью

Не только «Первая леди»: интервью с Виолой Дэвис о книгах, творчестве и стереотипах об актерах

Виола Дэвис – одна из самых титулованных актрис в современном кино. Она претендовала на «Золотой глобус» и «Оскар» четыре раза – и завоевала их в 2017 году за роль второго плана в драме Дензела Вашингтона «Ограды». Актриса также является лауреатом телевизионной премии «Эмми» и театральной премии «Тони». В Амедиатеке вы можете посмотреть сериал «Первая леди», в котором Виола перевоплотилась в Мишель Обаму. 

В прошлом году оскароносная актриса опубликовала мемуары под названием «Обретение себя», в которых рассказала о своем детстве в Род‑Айленде, старте театральной карьеры, развитии карьеры в кино, благотворительной деятельности и продюсерском опыте. Мы поговорили с актрисой о том, что побудило ее написать эту книгу, почему она долгое время чувствовала себя недооцененной в профессии, как решилась основать собственную продюсерскую компанию и какой совет могла бы дать новому поколению.

О том, почему решила написать мемуары

Дом Дракона

Этот процесс оказался для меня своего рода катарсисом. Я начала работать над книгой во время пандемии, когда у меня был, как мне казалось, настоящий экзистенциальный кризис и абсолютное непонимание того, что тогда происходило в мире. А когда ты в кризисе, лучшее, что ты можешь для себя сделать, нажать на кнопку перезагрузки.

Когда наш телефон начинает сбоить, что мы делаем? Правильно, выключаем его и заново включаем! Я так и поступила, вернулась к своим истокам, вспомнила, какой Виола была в детстве. Все мои детские травмы сделали меня той, кем я стала, я научилась выживать и бороться за свои права. Я выросла в белом районе и всегда чувствовала, что меня не любят, я не считала себя хорошенькой по сравнению с другими девочками. Но несмотря на все эти чувства, я продолжала двигаться вперед.

Мне очень нравится цитата писательницы Энн Ламотт: «Мужество – это страх, о котором мы говорим в молитвах». Я очень хорошо понимаю, что я чего‑то боюсь, о чем‑то беспокоюсь, в чем‑то сомневаюсь, в том числе и в себе, но это не тянет меня вниз, я всё равно продолжаю двигаться вперед. Мне не кажется, что амбиции и стремление двигаться вперед – это отсутствие страхов. И мне не кажется, что жизнь без падений и разбитых сердец – это очень хорошая жизнь. Все эти события – часть нашего путешествия.

О том, как поверила в свой талант

Я до сих понятия не имею, в какой момент я поверила в себя и в свой талант. Возможно, когда‑нибудь я смогу это понять. Я просто знаю, что во мне это есть. Часто мы не знаем, на что способны, пока не сделаем ДНК‑тест. И получив результаты, иногда поражаемся им до глубины души. 

Я многого не знаю, но я уверена в том, что разбитые сердца – часть нашей жизни. Когда мы падаем на дно и наше сердце бьется на тысячи маленьких кусочков, у нас есть два пути: продолжить упиваться собственным горем или увидеть четкую картину того, что происходит в нашей жизни и куда двигаться дальше. 

О творческом пути

Дом Дракона

Жизнь преподнесла мне множество уроков, и умение видеть жизнь с позитивной стороны – это навык, которому нужно учиться. Как мы живем? Что мы оставим после себя? Если позволите мне быть предельно откровенной, моя профессия актрисы – это и есть мой способ жить. Мой муж, моя дочь, моя мама, все они – смысл моей жизни. Но и работа для нас невероятно важна. Она своего рода штамп о том, кто мы есть, наше наследие. И, конечно, любой отказ – это больно. 

Каждый раз, когда мне отказывали в роли, потому что я была недостаточно красивой, очень сильно действовал мне на нервы. Признаюсь, что меня это очень злило. Если бы моя кожа была на пять оттенков светлее, всё сложилось бы совершенно иначе, у меня нет в этом никаких сомнений. А если бы я была блондинкой с голубыми глазами, но при этом пусть и с большим носом, всё равно всё было бы иначе, чем сложилось в моей карьере. Но я не позволяла всем этим отказам влиять на меня. Как я уже говорила, мужество – это наши страхи, о которых мы говорим в наших молитвах. 

Я всегда говорю, посадите двух детей в комнату с белыми стенами. Одному из них дайте карандаши и бумагу и разрешите беситься, как ему захочется. А другому ребенку не давайте ничего и не разрешайте беситься, скажите, что он просто должен сидеть на своем стуле. И попросите их ничего не делать, но вдвоем они должны создать шедевр.

Одному из них вы даете инструменты, которые позволят ему сделать то, что вы просите. А второму таких инструментов вы не даете, но ждете от обоих одинакового результата. И если художник хочет творить и создавать нечто, что потрясет мир, но у него нет инструментов или необходимого доступа к ресурсам, он должен придумать, как достичь своей цели и при этом не психовать. Вот примерно в таком положении мы сейчас и находимся, если позволите мне такое сравнение.

О том, как решилась открыть собственную продюсерскую компанию 

Дом Дракона

В какой‑то момент в своей карьере я сыграла в фильме «Прислуга» и получила за эту роль номинацию на «Оскар». И на этом всё тогда и закончилось. Я поняла, что отныне мне будут предлагать одни и те же роли. Кому захочется приглашать на кастинг темнокожую актрису с чертами лица, далекими от идеальных? Но я поняла, что единственный способ преодолеть эту злость и разочарование, начать искать роли для себя самостоятельно. Такой была моя реакция. 

Знаете, такие эмоции меняют нас очень сильно. Есть что‑то здоровое в чистом неистовом гневе, который становится триггером для нашего дальнейшего развития. Он не дает нам расслабиться или опустить руки. И ты понимаешь, что ты должен что‑то сделать, чтобы больше никогда не вернуться в те обстоятельства, которые вызвали такое сильное волнение в твоем сердце. 

После нескольких лет, проведенных в Лос‑Анджелесе в поисках ролей и бесконечных отказов, мы с мужем решили открыть свою продюсерскую компанию JuVee Productions. Это позволило нам самостоятельно искать материал и снимать фильмы, которые нам хотелось. 

О важности кинонаград

Дом Дракона

Люди всегда высказывают свое мнение обо всём: об отношениях, о детях, о браке, о вчерашнем выпуске новостей, потому что, как говорит герой Джека Николсона в фильме «Несколько хороших парней», мы хотим знать всё что угодно, кроме правды. Мы хотим смотреть церемонию «Оскар» и видеть красивых людей в красивых платьях, которые получают свои награды. И когда актриса покидает сцену со своей наградой, люди сразу же начинают придумывать любую удобную для них ложь, не вникая в реальную ситуацию.

А реальная ситуация в Голливуде такова: где роли? Каждый раз, когда кто‑то получает «Оскар», мы начинаем вспоминать о статистике: это мужчина или женщина? Молодой или уже в возрасте? Афроамериканец или белый? И когда лауреат уходит со сцены, мы начинаем гуглить, в каких фильмах он снимался. И это дает нам хорошее понимание того, как будет дальше развиваться карьера сегодняшнего победителя. Очень важно учитывать все нюансы, нежели пребывать в фантазиях.

У вас есть «Оскар»? Отлично! А вы же хотите и дальше зарабатывать на хлеб? Отлично! Так, предположим, что вы латиноамериканка с темным цветом кожи. Когда вы последний раз видели темнокожую латиноамериканку в главной роли? И вообще кто‑то захочет пойти в кино на фильм с темнокожей латиноамериканкой в главной роли? Конечно нет, люди лучше пойдут и посмотрят очередной блокбастер от студии Marvel. А почему? Потому что им хочется посмотреть на очередного красавчика, который спасает мир. И тогда ты начинаешь осознавать эту проблему в целом, и более того, понимать, что ты часть этой проблемы.

Дом Дракона

Мы должны поддерживать кинематографистов, которые снимают истории о людях с периферии вместо того, чтобы сидеть и просто говорить о том, что у них должно быть больше возможностей. Каждый из нас должен понимать, какую роль мы играем в том, каким становится мир. Но сегодня эти идеи всё еще не популярны в обществе, возможно, потому что мы всю жизнь смотрим голливудское кино с Мэрилин Монро, Джоан Кроуфорд и так далее. Но наша жизнь меняется, соответственно, должен меняться и кинематограф. Эта мысль заставляет меня просыпаться каждый день. 

 О стереотипах в киноиндустрии

Знаете, с тех пор, как я ушла из проекта «Как избежать наказания за убийство», я так и не увидела, чтобы в главных ролях на телевидении было много афроамериканок. И не только на телевидении, на стриминг‑сервисах та же история. Это зависит от идеологии, этоса и ментальности, я понимаю, что всё, что я говорю, звучит абстрактно. 

Мне по‑прежнему приходится бороться за проекты, в которых я могу сниматься. Например, я могу запросто получить роль матери, сын которой был членом преступной группировки и погиб в перестрелке. Но если, к примеру, захочу сыграть даму, которая в возрасте 56 лет летит в Ниццу и крутит романы с несколькими мужчинами, с моей‑то внешностью… мне придется здорово побороться за то, чтобы такой проект был запущен в производство. 

Людям сложно смириться с мыслью о том, что женщина, которая похожа на их горничную, может думать о духовном росте или сексуальности. Даже если это Виола Дэвис. Я так говорю, потому что я однажды работала с режиссером, который всё время называл меня Луизой при том, что мы были знакомы не меньше десяти лет. А потом я узнала, что так зовут его горничную. Я уже давно в киноиндустрии. И такого рода микроагрессия имела место практически всегда.

О том, какой совет могла бы дать новому поколению

Мой главный совет – постараться жить достойно. Не нужно стараться выглядеть лучше, мне всё равно, откуда человек, это не имеет значения. Но нужно жить так, чтобы мир не мог поставить на вас определенный лейбл. Взрослый мир накрывает нас с головой, и мы забываем о том маленьком ребенке, которым были когда‑то, который мог бесконечно мечтать, и никого не слушал, в котором было так много энергии и жизненной силы, который так сильно верил в мечту. 

Знаете, когда я говорю своей двенадцатилетней дочери: «Дженесис, ты так здорово выглядишь сегодня!», она отвечает мне: «Да, я знаю!» И я это обожаю! Вы все прекрасны, будьте максимально уверены в себе, насколько только можете. Любите себя, как только можете. И если придется выбирать между «разочаровать себя» или «разочаровать других», всегда выбирайте других. Именно это я бы посоветовала всем, но особенно девочкам!

9.1
film poster
2023

Первая леди

The First Lady

Режиссеры: Сюзанна Бир
В ролях: Виола Дэвис, Мишель Пфайффер, Джиллиан Андерсон, О. Т. Фагбенли, Дакота Фаннинг, Лили Рэйб, Реджина Тейлор, Кифер Сазерленд, Аарон Экхарт, Клеа ДюВалл

Вам это понравится