Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Что нас ждет в финальном сезоне «Викингов»

Последний бой.

Перед стартом шестого сезона «Викингов» шоураннер сериала Майкл Хирст говорил, что, когда он только начинал работу над сериалом про скандинавских воинов, уже знал, как хочет завершить свой рассказ. Точкой отсчета для героев стал 796 год, когда Рагнар Лодброк из Каттегата отправился в рейд через море к берегам Нортумбрии.

С тех пор прошло около 20‑ти лет, в которые Хирст поместил исторические события целого века. Рагнара в сериале уже нет. Поселение Каттегат превратилось в большой город за высокими стенами. Правит Каттегатом первый сын Рагнара — Бьорн Железнобокий. Его мать Лагерта состарилась и, хромая, надеется уйти на покой. Братья Бьорна с ним рядом, кроме Ивара Бескостного — став королем, он прослыл тираном и был вынужден бежать.

За это время «Викинги» побывали в Англии, Франции, Испании, Исландии и теперь по Шелковому пути добрались до Руси, где их встретил Князь Олег в исполнении Данилы Козловского. 

Фэнтези в Киевской Руси

Дом Дракона

Русь в сериале существует как концепт, а не как историческое явление. Она появилась не потому, что Майкл Хирст изучал материалы и захотел рассказать, как возникло древнерусское государство на торговом пути «из варяг в греки». Нет, просто Ивару Бескостному нужно было бежать куда‑то, где герои сериала еще не были.

В интервью Variety Хирст так говорит о новой локации: 

Возможно, где‑то посреди пятого сезона я начал задаваться вопросом, куда сбежит Ивар после последней битвы. Я читал книги о Шелковом пути, и о русских викингах. Потом прочел о Вещем Олеге.  Он был выдающимся правителем России, и все как‑то само сложилось. Мне все сразу стало очевидно. А еще это самый интересный вариант, потому что на Запад мы уже путешествовали, и теперь было бы логично опять пойти на Восток. Такая идея медленно варилась в моей голове.

Если работая над скандинавским сеттингом, Хирст и Ко хотя бы пытались быть похожими на историческое кино, то, добравшись до Руси, сценаристы напрочь утратили связи с летописями. Княжья дружина одета в кожаную броню и носит головные уборы с мехом —о кольчугах, появившихся еще в VII‑VIII веках, создатели «Викингов» не слышали. Традиционных для дружинников палиц и булав в первых трех эпизодах тоже замечено не было, зато топоры и мечи присутствуют.

Древнерусские интерьеры в сериале «Викинги» идут вразрез со стереотипным представлениям и выглядят по‑восточному богато. К примеру, орнаменты на стенах и кафтане Олега больше похожи на казахские, нежели на древнерусские.

Между собой жители Киевской Руси говорят на украинском наречии, а когда переходят на английский, проявляется сильный акцент — только у Данилы Козловского он звучит естественно. В начале сезона Вещий Олег говорит фразу: «Мы теперь христиане». Чуть позже он просит брата поклясться Одином, а тот отказывается, посмотрев на крест, висящий на груди. Все бы ничего, но Олег не дожил семидесяти лет до Крещения Руси князем Владимиром.

Поэтому можно сказать, что «Викинги» окончательно перешли из исторического жанра в фэнтезийный. Спрессовав почти вековой таймлайн в 20 лет, погоняв уроженцев Каттегата по всему миру и изобразив Русь мало похожей на саму себя, Хирст и его команда создали свой уникальный мир.

Не стоит серьезно относиться к деталям событий и атрибутам скандинавского путешествия на Восток. Это все‑таки художественное произведение, а не документалка по «Повести временных лет».

Кровожадный и безжалостный злодей

Дом Дракона

Берем Данилу Козловского из «Духлесса», «Хардкора» и «Викинга». Смешиваем эти три образа. Добавляем стилистику сериала «Викинги». Получаем Вещего Олега из шестого сезона.

Такая адская смесь не выглядит дико. Олег в «Викингах» — безжалостный, кровожадный интриган, для которого нет ничего святого, он готов идти по головам. В пятом сезоне у Ивара Бескостного всегда был припасен какой‑нибудь план. В шестом — даже Ивар удивляется многоходовочкам Олега. Героя Козловского вполне можно назвать психом.

Козловский — одна из главных причин, почему российскому зрителю может быть интересен финал «Викингов». Он абсолютно органично вписывается в сериал. На экране Данила порой выглядит мощнее тех, кто делит с ним кадр. Ему «нарисовали» такого персонажа, который идеально бы вписался в ранние сезоны «Игры престолов». В одном из эпизодов он танцует на пирушке, пока его брат харкает кровью после бокала отравленного вина. Хирст так характеризует персонажа: «Олег не знает жалости. Ничто не может встать у него на пути».

Деспотичный Ивар и безумный Олег быстро сдружились. Русский князь предложил своему новому другу пойти войной на Каттегат. Для себя он обосновал решение тем, что «это земля предков, и я просто заберу то, что и так наше».

Само собой, в Скандинавию с набегами реальный Вещий Олег не ходил, но у нас же фэнтези жанр. Так что… The Rus are coming!

Возвращение к истокам

Дом Дракона

Став королем, Бьорн Железнобокий начинает все больше походить на отца. Он говорит словами Рагнара: «Я ваш покорный слуга» или «Если у вас проблема, приходите — я выслушаю». У него даже политический план такой же — сделать Каттегат великим городом, чтобы о нем услышали далеко за пределами Скандинавии. С его языка чуть было не срывается легендарная фраза: «Make great again». Но тут поправочка — сделать родной край великим Бьорн хочет посредством торговли, а не завоеваний. Не даром на первых секундах создатели сериала заявляют торговый Шелковый путь с гружеными под завязку верблюдами.

Бьорн будет учиться политическому менеджменту на ходу. Он быстро наломает дров и столкнется с последствиями. Например, не успеет сын Рагнара заявить свой политически миролюбивый курс, как вдруг явятся гонцы с просьбой отвоевать Короля Харальда у пленившего его Короля Олафа. Бьорн и рад бы проигнорировать призыв, ведь он пообещал своим гражданам мир, процветание и торговлю, но Харальд в прошлом сезоне спас ему жизнь. Выходит, что надо теперь спасти жизнь Харальду.

Хирст рассуждает: 

В какой‑то степени «Викинги» были больше историей Бьорна, чем кого‑либо еще из персонажей. Мы следим за ним с раннего возраста. Он хочет быть, как отец, когда тот был королем. Он помнит слова отца, что политика — грязное дело, и власть развращает каждого. Тем не менее, Бьорн хочет править справедливо. 

Пока Бьорн возвращается к политическим амбициям отца, его мать Лагерта хочет вернуть спокойную жизнь, которой она жила когда‑то с Рагнаром. Она говорит сыну, что хочет уйти на покой и отправляется искать место для фермы. Для Лагерты сценаристы воссоздают быт первых серий «Викингов».

Гранд‑финал

Дом Дракона

Майкл Хирст уже подписал контракт с Netflix, где выйдет сиквел «Викингов» с подзаголовком «Вальхалла». События нового сериала будут развиваться спустя 100 лет после оригинальной истории. Таким образом, мы в любом случае прощаемся с персонажами, которых знаем с 2013 года. Это означает, что никто из них не застрахован в битве с Иваром и Олегом.

Одновременно шестой сезон обещает нам несколько возвращений — как минимум Флоки и Ролло. Фанаты ждут камео Трэвиса Фиммела, но все причастные к сериалу в предпремьерных интервью увиливают от вопросов про Рагнара. Хирст при этом говорит, что «если кто‑то из персонажей и вернется, этому всегда будет логическое объяснение».

film poster film poster
2013

Викинги

Vikings

Режиссеры: Киаран Доннелли, Кен Джиротти, Стивен Ст. Леджер, Джефф Вулнаф
В ролях: Кэтрин Уинник, Густаф Скарсгард, Александр Людвиг, Джорджия Хёрст, Алекс Хег Андерсен, Джордан Патрик Смит, Марко Ильсе, Петер Францен, Трэвис Фиммел, Клайв Стэнден

Вам это понравится