Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

Почему «Любовники» — один из лучших сериалов последних лет

Разбираемся, как устроена великая американская тв-драма.

В прошлом году вышел пятый сезон сериала «Любовники», который стал для него последним. Строго говоря, этого сезона не должно было случиться на свете — прошлый, четвертый, был поначалу объявлен последним, и на это указывали радикальные крутые повороты судеб его героев. Но прощаться с персонажами порой тяжело не только зрителям, но и авторам. А бывает и такое, что герои сами требуют постоянного продолжения и возмущаются прерыванию собственных пусть и экранных, но все же жизней (вспомним, например, нелепый финал «Декстера»).

Тем не менее, как говорили в «Матрице», все, что имеет начало, имеет и конец и теперь эта история, длившаяся пять лет, тоже подходит к завершению — отличный повод для поклонников вспомнить, за что мы полюбили «Любовников», а для тех, кто еще не погружался в мир сериала — успеть присоединиться к пышным проводам.

Сад расходящихся тропок

С точки зрения фабулы «Любовники» поначалу не представляли собой ничего очевидно выдающегося. Университетский профессор и писатель‑неудачник (первый роман не имел успеха) Ноа Соллоуэй (Доминик Уэст, МакНалти из «Прослушки») приезжает с женой и детьми в провинциальный Монток. Здесь находится семейное гнездо супруги Ноа Хелен (Мора Тирни). Мужчина переживает кризис среднего возраста, который выливается в роман с официанткой из местной закусочной по имени Элисон Бэйли (Рут Уилсон, Элис Морган из «Лютера»). У нее своя драма: несколько лет назад они с мужем (Джошуа Джексон, Питер Бишоп из «Грани») потеряли ребенка. Трещины в обоих браках складываются в курортный адюльтер с непредсказуемыми последствиями.

Все это, конечно, похоже на зачин скорее мыльной оперы, чем одного из лучших сериалов последних десяти лет. Однако создатели Сара Трим и Хагай Леви (выбывший после первого сезона) изначально сместили фокус восприятия. Каждая серия была разделена на две части, на все события мы поочередно смотрели глазами Ноа и Элисон. Прием не новый, но, как выяснилось, по‑прежнему крайне действенный. История рядовой измены превратилась в исследование мужской и женской точек зрения. Ни одна из них не верна до конца, правда каждого из рассказчиков не достраивается до объективной картины, но раскрывает психологические аспекты восприятия и вскрывает потаенные причины нарастающего драматизма. Для того, чтобы придать сюжету еще более надежное ускорение, в повествование ввели еще и детективную интригу: свои истории герои рассказывают на допросе по делу об убийстве одного из второстепенных персонажей.

Герметичная двойственность первого сезона в дальнейших начала разрастаться. Рассказчиков становилось все больше и казалось, что сюжет рухнет под грузом путающихся показаний. Однако авторам удалось изящно избежать провала, расширив не только пространство, но и время действия.

Через годы, через расстояния

По ходу разрастания количества ключевых персонажей, становилась более обширной и география действия. В третьем сезоне, скажем, значительная часть действия развернулась в Париже, одну из новых героинь сыграла Ирен Жакоб, а сам сюжет сместился в галлюцинаторное пограничье имени Дэвида Линча.

Постепенно стало понятно, что «Любовники» это не очерк о нравах в духе «Большой маленькой лжи» (которым они поначалу не только казались, но и были). Сериал мутировал в самый настоящий большой американский кинороман, герои которого служат не просто наглядным психоаналитическим пособием, но и меняются, проходя как сквозь личные потрясения, так и через испытания временем. Меняются лица, меняются чувства, пространство сюжета не ограничено практически ничем — каждый случайный сосед за барной стойкой может стать полноправным действующим лицом.

Мелодрама, за которую не стыдно

Есть и еще один важный аспект. Дело в том, что хороших мелодрам на свете очень мало — по большей части этим словом называют сопливые, выстроенные на сентиментальных штампах истории, которые способны растрогать разве что совсем уж преданных зрителей канала «Россия 1».

«Любовники» вдохнули в жанр новую жизнь. Взяв за основу элементарную романтическую интригу, авторы превратили ее в почву для умной модернистской конструкции, в которой все же осталось место для чувств и чувствительности. Из истории о любви и измене, «Любовники» превратились в историю про познание и поиск себя. Это, кстати, свойство любого культового сериала. «Во все тяжкие», допустим, история не только и не столько про наркоторговлю, сколько про обретение счастья. «Грань» Дж. Дж. Абрамса тоже с каждым сезоном из новых «Секретных материалов» превращалась скорее в увлекательную научно‑фантастическую версию семейного романа про отношения отцов и детей. «Любовники» в этом ряду ни в коем случае не теряются.

Прекрасное далеко

Ну и наконец немного о том, что ждет нас этой осенью. Резкий финал четвертого сезона оставил зрителей в известном недоумении. Обойдемся без спойлеров, но если вы еще только в начале просмотра, будьте готовы попрощаться сразу с несколькими ключевыми персонажами.

Взамен нас ждет ни много ни мало путешествие в будущее. Действие теперь развернется в двух далеко разнесенных временных пластах. В одном главными героями станут Ноа и Хелен, а в другом, примерно двадцать лет спустя, — дочь Элисон Джоани в исполнении Анны Пакуин. Предсказать, как авторы выкрутятся из этой конструкции невозможно даже близко — и эта интрига как раз из тех, ради которых стоит потратить несколько часов своей жизни на просмотр финального сезона одного из лучших сериалов последних лет.

7.7
film poster film poster
2014

Любовники

The Affair

Режиссеры: Джеффри Рейнер, Джон Дал, Колин Бакси, Райан Флек
В ролях: Доминик Уэст, Мора Тирни, Джулия Голден Теллес, Джэдон Сэнд, Джошуа Джексон, Рут Уилсон, Джейк Ричард Сичильяно, Каталина Сандино Морено, Омар Метуолли, Лея Кэтлетт

Вам это понравится