Врач
Медицинская тема — одна из самых популярных на американском телевидении. По популярности с ней могут сравниматься разве что полицейские истории. «Анатомия страсти» — самый успешный и длинный сериал, посвященный будным врачей, но больше внимания в нем уделяется взаимоотношениям главных героев. А вот в «Реанимации» как раз больше суровых будней: бессонные будни, борьба с эпидемией, риск не только чужой жизнью, но и своей. Есть еще исключительно популярный «Хороший доктор» — няшная версия «Доктора Хауса», в которой не меньше медицинских загадок, но главный герой — не мизантроп, а одаренный молодой хирург с синдромом саванта.
Хороший доктор
The Good Doctor
Детектив
Образ полиции на телевидении менялся с годами. В первых важных американских сериалах, посвященных работе органов правопорядка («Подстава»), это всегда были мрачные люди в плащах, в 1970‑е их сменили жизнерадостные плейбои («Старски и Хач»), а в дальнейшем — более правдивые и часто ворчаливые, но этом глубоко преданные своей работе следователи. Например, Джим Макналти из «Прослушки». Или следователи из «Тайны города Эн» Николая Хомерики, ищущие убийцу на фоне холодных пейзажей провинциального российского городка. Еще один классический типаж — одаренный детектив, похожий на Шерлока Холмса. Такими нам показывают агента ФБР Дэйла Купера из «Твин Пикса» и Раста Коула из «Настоящего детектива».
Пожарный
О быте пожарных на телевидении рассказывают не так часто. Самый популярный сериал о них — это «Чикаго в огне», идущий по каналу NBC на протяжении семи лет. Недавно к этой профессии обратился один из главных шоураннеров современного телевидения — Шонда Раймс, сделавшая «Анатомию страсти», «Как избежать наказания за убийство» и «Скандал». Ее «Пожарная часть 19» рассказывает о бравых борцах с огнем из Сиэтла. Каждый день они ходят по краю: тушат жилые дома и пансионы, а также обследуют места пожара. Кульминация первого сезона — укрощение пылающего небоскреба.
Космонавт
Сериалы о космонавтах снимают редко, но метко. В конце 1990‑х Том Хэнкс, воодушевленный успехом фильма «Аполлон 13», задумал снять очень подробную и достоверную историю об освоении космоса американскими астронавтами в конце 1960‑х. Тогда это была профессия не менее рисковая, чем участник военных действий — ракеты постоянно терпели крушение, так что любой полет мог стать последним. «С Земли на Луну» показывает, как поэтапно разворачивалась гонка технологий — от первых неуверенных шажков в космос до миссии «Аполлона 17», после которой интерес к бесконечным просторам вселенной у человечества стал стремительно угасать. «Первые» же с Шоном Пенном как раз показывают то, как космос вновь начал привлекать внимание благодаря успехам Илона Маска и его компании SpaceX. Время изменилось, а опасности у новых героев те же — впереди бесконечность и неизвестность, а вернуться домой уже невозможно.
Военный
Том Хэнкс вместе со своим другом Стивеном Спилбергом ответственен за два лучших сериала, посвященных Второй мировой — «Братья по оружию» и «Тихий океан». Оба — безупречная реконструкция многих боев. Например, высадки в Нормандии, Голландской операции 1944 года и Бастонского сражения. Каждая серия — один бой, полный стрельбы, взрывов, крови и сверхчеловеческих усилий. Более современный сериал «Поколение убийц», повествующий о вторжении в Ирак, показывает совсем иную и менее героическую сторону военной службы. Но и «Братьев по оружию», и «Поколение убийц» объединяет то, что герои постоянно рискуют, а каждый день — может оказаться для них последним.
Героев всех упомянутых сериалов объединяет особенное восприятие действительности, особенный ритм жизни и отношение к себе окружающих. Тем же выделяются и герои цикла коротких новелл «Северяне». Действие каждой из его трех частей разворачивается в разных уголках Кольского полуострова на протяжении одних суток. В центре повествования — будни троих формально не связанных между собой людей. Игорь — потомственный летчик, командир звена полярной авиации. Василий — капитан буксира мурманского торгового порта. Володя — вальщик, бригадир лесозаготавливающей артели. Однако кое‑что отличает «Северян» от тех же «Первых» или «Реанимации». Все герои этих новелл — реальные люди, а не вымышленные персонажи. Они научились не бояться подчинять свою жизнь природным циклам, быть деятельными, полагаться только на себя, не строить планов и не поддаваться унынию. Фильм снят при поддержке Toyota. Смотрите «Северян» в Амедиатеке.