В жизни каждого человека рано или поздно наступает тот самый момент. Момент, когда пора купить красный спортивный автомобиль и подумать о прожитых годах; порефлексировать об упущенных возможностях и прийти к выводу, что грядки на даче — не такая уж и плохая идея.
Всё это и многое другое — явные признаки наступившего кризиса среднего возраста. Осмыслять неприятное явление кинематограф берется довольно часто, потому как тема идеально подходит под два жанра: комедию и драму. Над насупившимся взрослым можно как следует похохотать, либо посочувствовать переживаемому горю. И то, и другое прекрасно демонстрируют следующие семь проектов.
«Сцены из супружеской жизни»
Мира (Джессика Честейн) и Джонатан (Оскар Айзек) — на первый взгляд образцово‑показательная семейная пара. Занимающаяся гендерными исследованиями студентка берет у них интервью в надежде собрать как можно больше материала о «традиционной» семье.
Правда, традиционность эта обманчива: Мира — не домохозяйка, а основной источник заработка; она программист, зарплата которого заметно отличается от грошей мужа за профессорскую деятельность. Оттого Джонатан больше времени уделяет быту и воспитанию дочери. Ну а Мира без конца работает, и, как оказывается, ходит налево. Измена жены инициирует развод — особо болезненный из‑за всё еще не угасших чувств. Героям предстоит разобраться с переживаемыми эмоциями и не убить лучшее в себе — способность к безоговорочной эмпатии и любви вопреки обстоятельствам.
«Сцены из супружеской жизни» — ремейк оригинального мини‑сериала Ингмара Бергмана. Шведский режиссер снял историю о неразлюбившей друг друга паре в разводе в 1973 году. Современная адаптация произвела рокировку ролей: у Бергмана неверным оказывался (как это принято) мужчина; он же был и кормильцем в семье. В версии Хагая Леви (режиссер, сценарист, шоураннер) ситуация видоизменена под стать тенденциям XXI века. Новое прочтение добавляет истории актуальности и помогает создавать на базе уже имеющегося материала уникальный сюжет.
«Капкан»
В тихом исландском городке происходит трагедия: некто убивает человека, выбросив обезглавленное, лишенное конечностей тело в воду. Убийца почти наверняка находится на туристическом пароме, прибывшем из Дании. Корабль вместе со всеми пассажирами блокируется шефом местной полиции Андри Олафссоне (Оулавюр Дарри Оулафссон), а затем и стихией — снежная буря захватывает в капкан паром и поселение. Теперь игра в кошки‑мышки становится еще напряженнее: убийца где‑то рядом не в силах сбежать из‑за непогоды, но и подкрепления трем полицейским ждать неоткуда. В ходе расследования Андри сталкивается с моральными дилеммами и личными переживаниями.
«Капкан» — как многие его уже окрестили — нордический нуар, перенявший основные особенности черно‑белых детективных лент, дополнительно смешав их с колоритом Скандинавии и местной мифологии. Это клаустрофобный опыт, достигающий своих пределов благодаря хмурым возвышенным фьордам и ледяной всепоглощающей буре. Режиссура Боркура Сигторссона и Бальтасара Кормакуры позволяет в полной мере ощутить ужас от безучастной природы и жестокости загнанных в угол людей.
Капкан
Ófærð
«Пять комнат»
Сериал начинается на свадьбе, где встречаются пятеро героев‑неудачников средних лет. У них нет нормального жилья, проблемы в личной жизни и неоплаченные долги. По пьяни новоиспеченные друзья приходят к логическому (как им казалось на тот момент) решению проблемы — скинуться и купить большой дом на всех. Похмельное утро не оставляет и следа от этой идеи, однако она возвращается чуть позже, когда персонажи вновь сталкиваются с трудностями. Благо среди этих пятерых нашелся риэлтор, что значительно упростило поиск жилья. Дом был найден достаточно быстро, после чего, скинувшись по 500 тысяч австралийских долларов, друзья поселились под одной крышей в пяти разных комнатах.
Сериал — классический ситком, вобравший в себя лучшее от своих предшественников. Тут и знакомая формула, когда все герои живут либо рядом, либо по соседству (привет, «Друзья»!), и неловкость, исходящая от некоторых персонажей (здравствуй, «Офис»!), и существенные различия в их увлечениях (как поживаете, «Сообщество»?). Но это не делает «Комнаты» плохим шоу. Даже наоборот, такая компиляция всего со всем порой очень забавляет, напоминая о том, что жанр себя не изжил.
Пять комнат
Five Bedrooms
«Рэй Донован»
Рэй Донован (Лив Шрайбер) — помощник всякого человека, попавшего в передрягу. Он может замять скандал или намеренно спровоцировать: вытащив футболиста из постели с переборщившей с запрещенными веществами девушкой, Донован в эту же постель кладет актера, в чьих сексуальных предпочтениях общественность сомневается.
Проблема главного героя в том, что, будучи способным спасти чужую жизнь, он абсолютно не властен над своей. Рэй ссорится с ревнующей женой, отдаляется от детей, с трудом находит общий язык с братом. Вдобавок у него самого было трудное взросление из‑за абьюзивного отца. Последний, кстати, вот‑вот должен выйти из тюрьмы. Работа накладывается на личную жизнь, а личная жизнь на работу — в таком порочном круге существует протагонист.
Мода на харизматичных антигероев 90‑х и нулевых напрямую повлияла на «Донована». Словно Уолтер Уайт («Во все тяжкие») Рэй должен из раза в раз совершать зло, чтобы помочь себе и своей семье, которая разваливается на глазах; и в какой‑то момент он точно также перестает ощущать грань допустимого. Трагедия персонажа в том, что он травмирован с детства: daddy issues преследуют перманентно — куда бы Донован не шел и чем бы не занимался.
«Счастливчик Хэнк»
Заведующий кафедрой Уильям Генри Деверо (Боб Оденкёрк) — преподаватель в кризисе. Его единственное достижение — роман, опубликованный еще по молодости. С тех пор Хэнк не пишет, а ведет занятия в захудалом колледже. Учеников он на лекциях не слушает, их работы называет посредственными.
Коллеги Хэнка недолюбливают, да и в семье небольшой разлад — жена собирается уехать в другой город, куда ее позвали работать. Потихоньку загибаясь от перенапряжения — на что в том числе влияет объявившийся папаша с деменцией — Деверо переосмысляет свою жизнь. Самоанализ приводит к неожиданному выводу — он счастливчик: у него есть семья, работа, деньги, размеренная жизнь и возможность творческой реализации — всё уже в его руках.
«Счастливчик» — лихое драмеди, которое одинаково успешно справляется как с показом юмористических сцен, так и трагических. Боб Оденкёрк в образе брюзжащего преподавателя абсолютно аутентичен — для него не составляет особого труда сыграть одновременно жалкого, высокомерного, но обаятельного персонажа, изо всех сил цепляющегося за заслуги прошлого. Он упускает счастье у него под носом, но вовремя одумывается, не успев расклеиться окончательно. Помимо перформанса Оденкёрка, на вторых ролях веселит зрителя чудаковатый, словно сбежавший со съемок третьего сезона «Твин Пикса», Кайл Маклоклен (даже костюмчик тот же!).
«Любовники»
Голос детектива подсказывает, что всё происходящее на экране — предпосылка к будущему преступлению. А начиналась история весьма прозаично: сорокалетний писатель Ноа Соллоуэй (Доминик Уэст) на время уезжает с семьей из Бруклина в курортный Монток. Тут бывший преподаватель планирует сесть за написание второго романа. Исполнению плана мешает знакомство с местной официанткой Элисон (Рут Уилсон) — симпатичной молодой девушкой, строящей глазки писателю. Главный герой поддается искушению и завязывает интрижку с работницей кафе.
«Любовники» — сериал про медленный распад семьи; про неверность не только по отношению к любящим, но и самому себе. Это горькая драма о последствиях неверного выбора, которая, несмотря на обилие морализаторства, смотрится не без интереса. Достигается это благодаря закадровому расследованию, посвящающему зрителя в еще не случившиеся события; и игре актеров на полутонах — с недоговорками, колкими осуждающими взглядами и особым интонированием.
«Платонические отношения»
Домохозяйка Сильвия (Роуз Бирн) — жена юриста и мать троих детей. Она ведет скучную жизнь в Лос‑Анджелесе, выбираясь из дома только по делам или ради редких посиделок с подружками. Когда она узнает, что лучший друг молодости Уилл (Сет Роген) развелся со своей женой, Сильвия решает встретиться с ним, нарушив многолетнее молчание после ссоры. Пускай первая встреча проходит несколько сдержанно — герои не знали, о чем говорить и перманентно удивлялись возрастным изменениям друг в друге, — уже со второй их общение возобновляется в прежнем русле. Друзья начинают вспоминать молодость и устраивать вечеринки под стать студенческим — такие вот крепкие платонические отношения.
Режиссеры Николас Столлер и Франческа Дельбанко сделали нечто немыслимое — создали действительно смешную комедию, которая мало опирается на привычные клише (никакого туалетного юмора и немотивированного насилия). Вместо этого только подколы сорокалетних и хипстер‑Роген с вайбом «how do you do fellow kids?». Сериал может похвастаться и приятными актерскими работами, которые не превращают персонажей в ходячие карикатуры, а под необычным углом рассматривают возрастной кризис. 40 — это новые 20.