«Паприка»
«Паприка» — кино неуемной фантазии и неподражаемой энергетики. Сюжет — самое оно, чтобы броситься в другие вселенные и днями не выглядывать в окошко. Главная героиня, психиатр и специалистка по изучению сознания, отправляется на миссию по спасению человечества: уникальный автомат, который помогает попадать в сны и подсознательное, похищен и используется в дурных целях. Задача протагонистки — пройти через сны: кошмарные, чарующие и сверхъестественные — чтобы найти разгадку кражи и спасти весь мир от коварного захвата. Если думаете, что видели любое аниме и вас не удивить, вы ошибаетесь. Если вы думаете, что главный японский фантазер — Миядзаки, вы ошибаетесь.
«Валериан и город тысячи планет »
За много лет до «Звездных войн» французские фантазеры придумали комикс‑сериал о путешественнике во Вселенной Валериане, который охотится за злодеями и, разумеется, спасает мир в десятке измерений. Выросший на нем режиссер Люк Бессон с самого детства мечтал поставить сагу на миллионы евро — его фантастический проект оглушительно провалился в прокате, но стал одним из самых самобытных фильмов нового тысячелетия. Тщательно прорисованные детали каждой погони, сумасшедший музыкальный номер с участием Рианны, молочные реки и кисельные берега и сотни фантастических тварей, придуманных и доведенных до ума необъятной бандой художников и костюмеров — сумасбродное кино и настоящий полет фантазии большого и непонятого художника.
«Призрак свободы»
Абсурдный, пестрый и смешной до колик альманах отца сюрреализма Луиса Бунюэля — билет в альтернативную реальность, где театр смешивается с цирком, соседствуют монашки и сексуальность, а самым неприличным образом в мире считается фото Собора Парижской Богоматери. Никак не связанные между собой истории — парад странных анекдотов из предсказуемой жизни презираемой Бунюэлем буржуазии. Кухонные церемонии, лицемерные разговоры, привычка держать парадное лицо и принимать отстраненный вид — Бунюэль нападает с жаром подростка‑максималиста и делает это уморительно смешно. Следите, чтобы страус не забрался к вам в спальню.
«Наука сна»
Нежная история любви, переплетенная с трогательными сновидениями — с волшебным романтическим дуэтом Шарлотты Генсбур и Гаэля Гарсиа Берналя в роли зарифмованной пары с именами Стефан и Стефани. Днем Стефан работает графическим дизайнером в обычном бюро. Не то чтобы он увлечен своими занятиями, поэтому парит в облаках: ему куда интереснее, как в нашей голове появляются сны и в какое приключение можно отправиться с новыми иллюзиями. В его разделенную на неравные половины жизнь вмешивается соседка Стефани — тоже мечтательная и тоже немного ребенок. Пока оба будут привыкать друг к другу и с опаской входить в чужую жизнь, сны Стефана окончательно выйдут из‑под контроля. Мягкое признание Мишеля Гондри в любви всем витающим в облаках — с феноменальным визуальным рядом и потрясающими декорациями.
«Святая гора»
Притча и культовое кино 70‑х о магическом путешествии к истине и чудесных препятствиях, которые подстерегают человека на пути разгадки главных секретов вечности. Мифическая «Святая гора» не нуждается в пересказе: в первую очередь это трип с десятком галлюцинаций из Босха и Уильяма Блейка, Сальвадора Дали и символики таро, где едва ли не каждая сцена стала вдохновением для фильмов других режиссеров. Концентрированная психоделика и один из лучших авангардных фильмов в истории кино.
«Дикая планета»
Магическое путешествие в другие миры, рассказанное методами анимации. Мультфильм Рене Лалу из 70‑х называют одним из самых влиятельных режиссеры по всему миру: почти 50 лет он бередит умы художников‑постановщиков и мастеров по спецэффектам, ищущих свой авторский почерк. Хозяева дикой планеты и их питомцы начинают враждовать между собой за место под солнцем и космическая война приводит к невероятным последствиям, но сюжет не имеет почти никакого значения, когда все так ювелирно придумано и нарисовано. Все, что не может быть сказано и описано, воплощено в «Дикой планете» так, что никогда не сотрется из памяти.
«История греха»
Известный в России только синефилам, поляк Валериан Боровчик — один из самых недооцененных режиссеров 20 века с неповторимым видением тела и движения. Его фильмография построена на эротике и заслуживает вечного возвращения: мало кто настолько чувствует связь сексуального и хаотичного, умеет работать с крупными планами и яркими деталями и понимает классическое искусство. «История греха» рассказывает о молодой девушке, ставшей проституткой и убийцей в атмосфере декаданса: чувственная, растерянная и безусловно красивая, главная героиня пытается найти себя в тех, кого случайно касается в жизни. Изысканный фильм, недавно получивший заслуженную реставрацию.
«Город пиратов»
Фантазия от классика португальского кино о жизни нескольких людей на теплом побережье, где внутри каждого открывается целая вселенная, двойники оборачиваются оригиналами, а оригиналы — призраками. Сновидческие фильмы Руиса бессмысленно пересказывать. Унесенные собой и историями персонажи Руиса — ожившие стихотворения без начала и конца, а Город пиратов — условное место на воображаемой карте, где сны сбываются через раз, а явь порой оказывается иллюзией.
«Другие ипостаси»
Британского классика Кена Рассела тоже хочется советовать смотреть фильмографией: режиссер уникального видения и завидной принципиальности, он никогда не снимал лобовое жанровое кино, хотя обожал триллеры и детективы. Все фанаты психоанализа найдут в его фильмах отсылки к Юнгу, а любители искусства — безупречный дурной вкус. «Другие испостаси» — идеальный первый фильм для погружения в Рассела. Это история об исследователе измененных состояний сознания, который решается на эксперимент над собой, чтобы выяснить, реальны ли вещи, которые мы видим и переживаем, когда находимся под влиянием веществ. Не фильм, а бесконечный трип сказочной красоты — засасывающий и расшатывающий веру в привычную картину мира.
«Малхолланд драйв»
Великий перевертыш Дэвида Линча, снятый в начале миллениума и до сих пор остающийся одним из самых смелых экспериментов нового тысячелетия. Две молодых женщины, брюнетка и блондинка, пересекаются в Лос‑Анджелесе: первая приехала на пробы в кино из маленького городка, вторая потеряла память после автокатастрофы. Они помогают друг другу, дружат и конкурируют, их лицевая история сопровождается темной изнанкой. Происхождение обеих становится все более загадочным, в историю врываются десятки неожиданных персонажей со странными миссиями, а логика героев обрывается в середине. Два часа в голове Линча с ариями в кабаре, ковбоями, голливудскими вечеринками и сексуальными сценами — лучший способ отдать в заложники собственное тело и отдаться опасному чужому потоку воображения.