Amediateka Blog
blog-banner
Лонгриды

«Команда генерала»: Чем захватывает итальянский сериал о круговороте насилия

Экшн, интриги и моральные дилеммы.

В Амедиатеке полностью доступна «Команда генерала» — увлекательная история о специальном подразделении, созданном высокопоставленным военным для борьбы с терроризмом в Италии 70‑х. Разбираемся, насколько точно сериал отображает реальные события и какую мораль пытается донести до зрителя.   

Генерал против «Красных бригад»

Дом Дракона

Свинцовые семидесятые Италии — самое напряженное послевоенное время для страны. Озлобленность ультралевых и ультраправых организаций на фоне Холодной войны и фашистского прошлого достигли своего опасного пика. И если с ультраправыми итальянское правительство боролось сразу же при поддержке народа, то с ультралевыми все не так однозначно.

Марксистско‑революционные идеи пользовались большой популярностью в стране в 60‑е, из‑за чего уже в 70‑е образовалась влиятельная и неоднозначная организация «Красные бригады». То, что создавалось, как студенческая группа социологов и коммунистической молодежи, быстро переросло в революционное движение с саботажами и похищениями под видом акций. А потом и вовсе превратилось в террористическую ячейку, которая весьма жестко доносит свои требования государству, — убивая чиновников. «Команда генерала» как раз повествует о борьбе специального подразделения карабинеров (один из видов вооруженных сил Италии) с Красными бригадами. Впрочем, команда это была не менее противоречивой.

По сюжету (который старается следовать реальной хронологии событий) только что отслуживший юнец Никола Амато (Антонио Фоллетто) прибывает из тихого портового Генуа в неспокойный Турин на службу в корпус карабинеров. Этот корпус вот‑вот возглавит бригадный генерал Карло Далла Кьеза (Серджо Кастеллитто) — вполне уважаемый в вооруженных и правоохранительных кругах человек.

Помимо участия в итальянском антифашистском сопротивлении во время Второй Мировой, он стал известен своей успешной тактикой по борьбе с бандитизмом и мафией Cosa Nostra в течение двух десятилетий. Правда, может показаться, что перевод с такой работы на борьбу с левыми радикалами — это понижение. Но сериал всеми силами пытается доказать обратное.

Никола и Далла Кьеза — ключевые герои, и большая часть истории рассказана именно с их позиции. И если Далла Кьеза показан как твердый и резкий персонаж, то Никола — рефлексирующим и сомневающимся, его трудно назвать уверенным нарратором. Со временем ему предстоит понять: эта история о том, что насилие неизбежно порождает насилие.

Правда и вымысел

Дом Дракона

Создатель сериала Лучио Пеллегрини до этого снимал преимущественно комедии, которые известны локально в Италии (пусть он и успел засветиться в конкурсе ММКФ). Но одна из его ранних картин, как ни странно, перекликается с «Командой генерала».

«Сейчас или никогда» — кино о студенте, который случайно попадает на массовый антиглобалистский митинг в Генуе в 2001 году. Это историческое событие известно прежде всего жестким столкновением карабинеров с протестующими демонстрантами, уличными беспорядками и даже убийством одного из митингующих.

Совпадение это или нет, но именно несправедливая жестокость по обе стороны баррикад — эта та тема, которая неочевидным образом затронута в «Команде генерала». Да, сериал всячески старается выглядеть как мундир с орденами — иллюстрацией заслуг вооруженных сил Италии в борьбе с терроризмом. Но, как говорится, есть нюанс.

В сериале иногда графически размыта грань между стилизацией под архивные кадры и реальными кадрами хроники. Порой их невозможно различить, если только в кадре не появляется актер. Авторы не просто следуют букве истории — они не боятся включать неожиданные детали. Например, в сериале упоминается предположительное членство генерала Далла Кьеза в масонской ложе P2, хотя его мотивы были туманны и пребывание там можно считать весьма формальным. При этом художественных вольностей тоже хватает: собственно, Никола — это собирательный образ эффективного и сообразительного сотрудника, прошедшего путь от ефрейтора до командира.

Невыносимая жестокость

Дом Дракона

Однако главное в отношениях этого сериала с реальностью происходит на уровне морали истории. Здесь, помимо бесконечного отвешивания благодарностей карабинерам и генералу, есть выбивающееся, но вполне уловимое чувство жалости к «Красным бригадам».

Правда, оно проявляется до того момента, когда «Бригады» не начинают убивать (известное похищение с убийством христианского демократа Альдо Моро). И это сочувствие или даже понимание ультралевых активистов соотносилось и с реальным отношением к ним итальянского общества. Люди готовы были понять, на что идут те, кого не слышат и не хотят слышать в государстве. Однако это ощущение испарилось после того, как радикальные акции «Бригад» превратились в убийства.

Отношение к карабинерам тоже постоянно меняется, правда в обратном порядке, — от отвращения до понимания. Правда, такая эволюция происходит на контрасте с неоправданным насилием «Бригад», которому, впрочем, противостоит такое же насилие, просто разрешенное законом. И сериал явно критикует любое превышение полномочий и нарушение моральных границ вооруженными силами. Даже в тех ситуациях, что кажутся безвыходными.

Вам это понравится